Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
«Работа кружка по информатике «Мастер оформления» как средство для развития функциональной грамотности учащихся.» Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, урок информатики имеет межпредметные связи со многими предметами в школе, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе. Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети свободно ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа Publisher| позволяет создание публикаций, предназначенных| для печати на принтере или в типографии, рассылки электронной почтой или размещения в Интернете. Вместе с программой прилагаются| заготовки|заготовок| (шаблоны) публикаций для широкого диапазона публи¬каций|, включая бюллетени, брошюры, визитные карточки, открытки|листовку|, объявления|оглашение|, сертификаты, резюме, каталоги, и даже, страницы веб-узлов. Программа курса состоит из часов: 4 класс «Мастер оформления» - 34 часа (1 раз в неделю ). Важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах. На сегодняшний день обозначены основные признаки и возможные условия формирования функциональной грамотности учащихся на уроках информатики. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Функциональная грамотность рассматривается в более широком смысле: включает компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Функциональную грамотность составляют: • элементы логической грамотности; • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им; • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности; • требования технологических процессов, в которые он вовлечен; • информационная и компьютерная грамотность. В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности . Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач: 1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования. 2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ. 3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях. Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности: • готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования, • способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей, • готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности, • способность к коммуникативной деятельности. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия: обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; используются продуктивные формы групповой работы; обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры. Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя информатики является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо: • использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей. • психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения; • совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности. Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников. Литература 1. Официальный сайт Президента Республики Казахстан // http://www.akorda.kz/ru/ page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742 2. International and Regional Documents on Adult Education. Anthology of Texts with Comments. Bonn, 2003. P. 25. Glossary of Adult Learning in Europe. Hamburg, 1999. P. 90; Зарубежный опыт реформ в образовании: Аналитический обзор (материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации). М., 2001. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социол. Исслед. 2006. N 12. 3. Мещерякова И.А. Функциональная неграмотность. Психологический словарь.// http://www.anypsy.ru/glossary/funktsionalnaya-negramotnost 4. В.С. Безрукова. Основы духовной культуры. (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000 5. Русинова Л. П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»», Сарапул. - 2010 6. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс понятия и термины. – Москва, 2006 7. Терминологический словарь современного педагога. – М.: 1999 8. Национальный план действий по формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг // www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/news/prezentacija_k_vystupleniju_ministra.pptx Источник: http://да | |
Просмотров: 1186 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|