Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующим активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность предполагает способность учащегося быстро ориентироваться в окружающей обстановке на основе полученных знаний и навыков. Говоря о функциональной грамотности, надо иметь в виду, что в отличие от элементарной грамотности, функциональная предполагает не просто получение знаний, но и раскрытие талантов и возможностей, наличия навыков для умелого использования полученных знаний и умений в решении различных ситуаций в жизни. Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается, причем с младшего школьного возраста. И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Учитель должен тонко чувствовать ту грань, переступив которую он начинает диктовать учащимся необходимую ему линию поведения, сводя тем самым развитие самостоятельности на нет. Уроки английского языка в начальной школе предлагают большие возможности для развития функциональной грамотности учащихся. Нельзя не заметить, что для достижения результатов своей деятельности учитель должен уметь реализовывать свой творческий потенциал, и при этом он должен быть профессионально подкован. Конечно, гораздо проще провести урок, когда все дети чинно сидят, сложив руки. Никто не пытается спорить, возражать, предлагать свои «неправильные» решения, но таким образом мы не сможем научить детей быть самостоятельными, они всегда будут ждать указаний. Но надо помнить, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как: технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений; обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие; информационные и коммуникационные технологии. Особое место в преподавании английского языка младшим школьникам занимает игра. Она дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, богата коллективными действиями. В играх дети сами ставят цель, находят средства, распределяют роли (по очереди, с помощью считалок), следят за их выполнением, соблюдением правил игры. В играх быстро раскрываются лидеры, которые сами захватывают роли или оказываются выбранными. Учитель при этом координирует действия учащихся и направляет их. Игра позволяет моделировать жизненные ситуации и помочь учащимся справиться с проблемами, возникающими в ходе их воспроизведения. Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя начальных классов является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, влюбленным в свой предмет, уважающим личность учащегося, способным воспринять его точку зрения, человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не менее важно умение адекватно оценивать уровень собственной деятельности и результатов совместной и самостоятельной деятельности детей.
|