Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Культура речи- это часть общей культуры человека. На современном этапе школа должна научить учащихся реализовать себя в личной жизни ,быть готовой к саморазвитию и самореализации своих интересов. В связи с этим актуальным становится работа факультативных курсов . Литературный язык - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме» . И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И. Бунин Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Культуру речи необходимо изучать, чтобы: говорить правильно; говорить понятно; из нескольких вариантов выражения одного смысла уметь выбрать тот, который соответствует конкретной ситуации общения. Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках. Цель курса: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи . Выполнить задания ЕНТ ,связанные с грамматическими, орфоэпическими и лексическими нормами . формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества; формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью; развивающий аспект: создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами русского литературного языка; повысить уровень речевой культуры; o воспитательный аспект: привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка; призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи; воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа. Педагогические возможности: стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету. Технология обучения: ИКТ Оборудование: мультимедийные презентации, раздаточный материал (нормы современного русского литературного языка, практикум по культуре речи, самостоятельная работа по материалам ЕНТ), компьютер, интерактивная доска,проектор, фонограммы. Содержание программы. Предмет и задачи культуры речи Что такое культура речи? Это владение языковыми нормами, умение пользоваться выразительными средствами в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Что является объектом культуры речи? Что является предметом культуры речи? Каковы свойства качественной речи? Зачем изучать культуру речи? Какие задачи стоят перед культурой речи? Понятие о литературном языке. Что такое литературный язык? Какие нормы литературного языка вы знаете? Для чего нужно соблюдать эти нормы? Каждый ли человек может назвать себя культурным? Почему? Нормы русского литературного языка – это правила хорошей, качественной речи. Что такое языковая норма? Что такое литературная норма? Что такое эволюция нормы? Что такое кодификация нормы? Какие нормативные словари вы знаете? Основные языковые нормы. Главным понятием культуры речи является норма. «Соблюдение речевых норм» Соблюдение орфографических норм Соблюдение пунктуационных норм Орфоэпические нормы Грамматические нормы языка Соблюдение этических норм Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Морфология. Морфологические нормы. Классификация и стилистика частей речи в русском языке. Имя существительное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Имя прилагательное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Имя числительное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Местоимение. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Глагол. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Деепричастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Служебные части речи и их грамматические признаки. Морфологические нормы. Нормативное употребление форм слова. Типы речевых ошибок и их исправление. Лексическая стилистика . Общие принципы выбора слова: а) точное значение слова б) стилистическая соотнесенность слова в) оценочная окраска слова г) лексическая сочетаемость. Многозначность и омонимия. Многословие. Речевая недостаточность. Культура речи и языковая норма. Качества хорошей речи или «Я деловой человек!» «Правильность – основа культуры речи». «О терпеливый мой язык!» Мастерская творческого письма. Я постигаю тайну слова... Искусство ведения спора. Стилистический синтаксис. Практикум по культуре речи. Г.В.Ким «Культура речи и стилистика», Миловидова М. «Проверяем свою грамотность». | |
Просмотров: 734 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|