Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Описание и применение в учебном процессе передового педагогического опыта творческой группы учителей сш им. Ю. Гагарина (Кошедова С.Б. – учитель самопознания и психолог, Фаст Л.Б.- учитель начальных классов, Магазова А.М.- учитель информатики) Тема: Внедрение идей «Самопознания» (духовно-нравственного образования) в учебный процесс. Возможности интеграции содержания и методов предмета «Самопознания» и других учебных предметов. Тому, кто не постиг науки добра, Всякая другая наука приносит лишь вред М. Монтель В современном мире развитие науки, техники, информационных технологий достигло очень высокого уровня. Тем острее стоит проблема нравственно - духовного воспитания личности. Мало родиться человеком, надо им стать. В школах Казахстана запущен проект нравственно-духовного образования «Самопознание» автор С.А.Назарбаева. Уроки самопознания можно назвать уроками совести, порядочности и самоуважения. Самый важный дар, который мы можем дать нашим детям - это способность найти в своем сердце вечные духовно-нравственные ценности: любовь, добро, сострадание, истину. Дети ждут от нас те науки, которые нужны для жизни, те знания, которые помогают им понять целостность мира, а не отдельные фрагменты (отдельно математика, отдельно физика, отдельно жизнь, добро, любовь). Интеграция этой программы в предметы – это целостное знание, синтез всех предметов на основе общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Принципы, лежащие в основе интеграции: - принцип общечеловеческих ценностей - принцип саморазвития личности в процессе обучения - принцип единства - принцип научно-исследовательского творчества учащихся - принцип социального взаимодействия (служения обществу) - принцип позитивности - принцип культуросообразности - принцип природосообразности Все содержание школьного образования следует объединить с духовно-нравственными ценностями. Тогда в процессе формирования предметных знаний у учащихся разовьются качества, присущие человеческой природе и проявляемые как приверженность в своем поведении идеалам истины, долга, мира, любви и ненасилия. Приведем некоторые примеры интеграции предмета «Самопознание» и естественнонаучных дисциплин из опыта работы учителей творческой группы. Познание мира - 4класс Тема: Космос. Земля - космическое тело. Движение Земли вокруг Солнца. В ходе уроков заострить внимание детей на том, что Земля-огромная ракета на которой все люди - космонавты. Все мы летим в Космосе. Какой должна быть команда жителей Земли, чтобы этот полет никогда не прервался, чтобы огромный космический корабль под названием Земля никогда не вышел из строя. Тема: Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Подобно смене дня и ночи в человеческой жизни радость и страдание , хорошие и плохие события сменяют друг друга. Не надо отчаиваться, как бы нам не было плохо - это закончится, утро обязательно наступит. Тема: Животный и растительный мир. В беседе выяснить, как в этой жизни мы все зависим друг от друга. Что не только хорошие или плохие поступки, но даже слова и мысли влияют на жизнь вокруг нас. Улыбка, доброе слово могут сделать счастливыми всех и в первую очередь нас самих. Можно провести игру « Чему мы можем научиться у природы». На карточках картинки живой и неживой природы (растения, животные, солнце, луна, реки и т.д.). Игра интегрирует нравственно-духовное воспитание и получение знаний по познанию мира, биологии, географии, информатике. Математика. Можно заменить задачи из учебника, задачами содержащими общечеловеческие ценности. Пример 1. «Мама принесла 20 конфет. Ильяс угостил троих друзей. Сколько досталось конфет каждому.». Похвалите детей, которые не забудут о маме. Пример 2. «Первая бригада загрузила 25т овощей, вторая на 5т меньше. Сколько загрузила вторая.» Если первая бригада поможет второй, то сколько они могут загрузить овощей. Показать важность сотрудничества и работы в команде. Понятие « прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками». Если идти прямо к своей цели, не теряя времени на окружные пути, то быстрее достигнешь ее. Линейная функция у=кх. Доверие-х, дружба-у. Когда растет доверие, растет и дружба. Если х=0,то и у=0. Без доверия нет дружбы. Работая школьным психологом, я поняла, чтобы добиться лучших результатов в работе с детьми, нужно также работать с родителями и с педагогами. Добиться взаимопонимания, сотрудничества, доверия мне помогают идеи уроков самопознания. Я часто в своей работе использую беседы, диспуты, тренинги. В них широко применяю притчи и сказки, ведь в них есть ответ многих поколений на вопросы детской души. «Некая Истина пыталась дойти до людей. Она приходила к ним в разных одеждах - ученого, политика, проповедника. Но лишь немногие ее принимали. И только в ярких, причудливых, волшебных нарядах сказки она стала понятна всем - детям и взрослым, богатым и бедным». Каждый урок должен быть уроком Жизни и Творчества. Человечность превыше достижений разума, методов и технологий. «Имейте сердце, остальное приложится». | |
Просмотров: 803 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|