Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Разработка урока по программированию
Тема: «Условный оператор»
Цель:
• закрепить навыки применения условного оператора при решении задач.
Задачи:
Учебная – закрепление, обобщение и систематизация знаний по применению условного оператора.
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: повторения и закрепления изученного материала.
Оборудование:
• персональные компьютеры,
• интерактивная доска.
Программное обеспечение: операционная система WINDOWS, среда Pascal, Microsoft Office, Activstudio Professional Edition V3.
Раздаточный материал: тексты практической работы на компьютере.
Демонстрационный материал: Флипчарт для устной работы, Флипчарт для письменной работы, Заготовки для отладки программ.

План занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
3. Мотивация. Сообщение темы и цели урока.
4. Письменная работа на закрепление учебного материала.
5. Практическая работа на отладку программы.
6. Решение задач.
7. Рефлексия.
8. Итог урока.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
3. Актуализация опорных знаний и умений.

(Эту работу с учащимися можно провести фронтально с ипользованием презентации на интерактивной доске.)

№ 1. Какая структура программы верная:
a) program MyProgrm;
begin
Writeln (‘Привет’);
end.

b) begin
program MyFirst;
X:=Y+100;
end.

№ 2. Установите соответствие между служебными словами и названиями разделов программы:
а) Var а) Раздел операторов
b) Program b) Раздел имени программы
c) Uses c) Раздел описания переменных
d) Begin …end d) Раздел описания библиотечных модулей

№ 3. Установите соответствие между переменной и типом данных:
а) Integer а) A:=3.234
b) Z:=14
b) Real c) B:=10351
d) K:=-0.2
c) Byte e) C:= 64000

№ 4. Укажите недопустимые имена переменных:
a) Cena;
b) X1;
c) Б2;
d) Kol_vo;
e) 9A.

№ 5. Какие операторы записаны неверно. Найдите ошибки в записях оператора:
a) Write ©;
b) Writeln;
c) Writeln (Введите любое число);
d) Write X,Y;

3. Мотивация. Сообщение темы и цели урока.
4. Письменная работа на закрепление учебного материала.
(Анализ и проверку письменной работы можно провести сразу же, используя заранее подготовленный флипчарт или презентацию на интерактивной доске)

№ 1. Запишите выражение на языке программирования:
a) если X больше Y, то Z присвоить разность X и Y, иначе Z присвоить сумму X и Y;
b) если А не равно В, то С присвоить А, иначе С присвоить В.
c) Если M равно N, то вывести на экран сообщение Числа равны, иначе вывести сообщение Числа не равны;
d) Если S больше либо равно 100, то переменной С присвоить произведение S и 0,01 и вывести на экран сообщение Скидка составляет 1%;

№ 2. Что будет выведено на экран в результате выполнения фрагмента программы, если ввести следующие данные: X = 80, Y = 10

Write (‘Введите делимое ’);
Readln (X);
Write (‘Введите делитель ’);
Readln (Y);
If Y=0 then Writeln (‘На ноль делить нельзя’)
else Writeln (‘Частное равно ‘,X/Y);

№ 3. Каково будет значение логического выражения, если A = 5 и В = -1
a) (A>=0) AND (B>= 10) (ложь или истина)
b) (А<>5) OR (B<1) (ложь или истина)

№ 4. Что будет выведено на экран в результате выполнения фрагмента программы, если Х = 0.12

Write (‘Введите число’);
Readln (X);
if X<1 then X:=5*X
else
X:=5+X;
Writeln (X:4:1);
end.

№ 5. Чему будет равно значение переменных X, Y, Z после выполнения следующего фрагмента программы, если ввести следующие данные: X = 0, Y = 7;

Readln (X,Y);
If X<Y then Z:=Y-X else Z:=Y-X;

5. Практическая работа на отладку программы.

Упражнения
(Упражнение учащиеся могут на выбор только одно или предложить по вариантам)
№ 1. Открыть файл Chetn.pas. Отладить программу, которая по введенному с клавиатуры числу определяет, является ли оно четным.

Файл-заготовка Chetn.pas
Program chetnoe
Uses CRT;
Begin
Clr
Scr;
Writeln ('Введите двузначное число');
Read(X;
If X mod 2 = 0 then Writeln ('Число четное ');
Writeln ('Число нечетное ');
End.

№ 2. Открыть файл Svetofor.pas. Отладить программу, которая по введенному с клавиатуры номеру цвета выводит слово Привет соответствующим цветом. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

1. Красный
2. Желтый
3. Зеленый
Введите номер цвета
3
Привет!

Файл-заготовка Svetofor.pas
Program sve-tofor;
Uses CRT;
Var C:byte;
Begin
ClrScr;
Writeln (1. Красный');
Writeln (2. Желтый');
Writeln (3. Зеленый');
Writeln ('Введите номер цвета')
Read(N);
If N = 1 then
Begin
TextColor(4);
Writeln ('Привет!');
End;
If N = 1 then
TextColor14;
Writeln ('Привет!');
If N = 1 then
Begin
Text Color(2);
Writeln ('Привет!');
End;
TextColor(15);
End.

6. Решение задач. (Предлагаю перечень задач для выполнения на уроке. Но в связи с ограниченными временными рамками урока, можно предложить инивидуально выбрать задачу. Какие-то задачи можно предложить для домашней работы).

№ 1. Написать программу, которая сравнивает два числа, введенных с клавиатуры. Программа должна указать, какое число больше, или, если числа равны, вывести соответствующее сообщение. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Введите в одной стоке два целых числа и нажмите <Enter>
34 67
34 меньше 67

№ 2. Напишите программу проверки пароля. Пусть пароль – некоторое число, зафиксированное в программе. Программа печатает приглашение «введите пароль» и вводит число. Если введенное число совпадает с фиксированным паролем, то программа выводит приветствие, если нет – сообщает о том, что пароль не угадан.

Цвет фона серый
Введите пароль цвет текста синий
23
Пароль не верен. Повторите ввод. цвет текста красный, с эффектом мерцания

№ 3. Написать программу решения квадратного уравнения вида ax2+bx+c=0. Программа должна проверять правильность исходных данных и в случае, когда коэффициент a равен нулю, выводить соответствующее сообщение. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Решение квадратного уравнения
Введите в одной строке значения коэффициентов и нажмите <Enter>
12 27 -10
Корни уравнения:
Х1 = 0.324
Х2 = -2.574

№ 4. Написать программу вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка 10% представляется, если сумма покупки больше 1000 тенге. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление стоимости покупки с учетом скидки.
Введите сумму покупки и нажмите <Enter>
1200
Вам предоставляется скидка 10%
Сумма с учетом скидки: 1080.00 тенге.

№ 5. Написать программу проверки знания устройств вывода информации. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа. Пользователь должен выбрать правильный ответ и ввести его номер. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Какое из устройств является устройством вывода информации:
1. Клавиатура.
2. Память.
3. Монитор.
Введите номер правильного ответа и нажмите <Enter>
1
Вы ошиблись.
Устройство вывода информации – монитор.

№ 6. Известны два расстояния: одно в километрах в час, другая – в метрах в секунду. Написать программу, которая определяет какая из скоростей больше. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Введите скорость (км/ч) - 60
Введите скорость (м/с) – 12
60 км/ч больше, чем 12 м/с

№ 7. Составьте программу, реализующую эпизод применения компьютера в книжном магазине. Компьютер запрашивает стоимость книг, сумму денег, внесенную покупателем; если сдачи не требуется, выводится на экран сообщение «Спасибо»; если денег внесено больше, то выводится на экран сообщение «Возьмите сдачу» и указывает сумму сдачи; если денег недостаточно, то выводит об этом сообщение и указывает размер недостающей суммы.

7. Рефлексия содержания учебного материала.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Меня удивило…
13. Мне захотелось…

8. Итог урока.

Если Вас заинтересовали материалы урока, оставляйте свои комментарии, могу выслать презентацию или флипчарт к уроку.

Категория: Опыт | Добавил: FNV (2010-03-17) | Автор: Фадина Надежда Владимировна E
Просмотров: 2653 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru