Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать тот факт, что учащиеся «не хотят учиться, хотя могли бы прекрасно заниматься, не проявляют интереса к тому или иному предмету». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у учащихся не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Однако каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием изучали его предмет и развивали свои способности в процессе обучения. Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, не проявляя интереса к предмету, не использует возможности в развитии своих способностей. Поэтому интересы учащихся и их способности надо формировать и развивать. Так как мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения, осуществляющиеся за относительно короткий срок, то человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Использование одних и тех же методов, приемов, не учитывая желания и интересы детей, часто приводит к потере способности творчески мыслить и самостоятельно работать. А главное убивается интерес к получению знаний. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок технологии. Трудовое обучение - важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. Предмет моего исследования - трудовое обучение как средство возможности развития творческих способностей учащихся. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что эффективность развития творческих способностей учащихся могут быть повышены, если уроки технологии воспринимать как возможность развития способностей. В своем исследовании ставила следующие задачи: - изучить познавательный интерес, - проанализировать подходы к пониманию творческих способностей и формирования интереса на уроках технологии, - рассмотреть возможности развития творческих способностей учащихся на уроке технологии - провести экспериментальное исследование, влияния трудового обучения на развитие творческих способностей. -разработать методику возможностей развития способностей учащихся в процессе трудового обучения. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости применения игровых моментов, проектных методов на уроках труда с целью развития творческих способностей учащихся. Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на всех ступенях общеобразовательной школы, реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. На уроках технологии в школе дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все эти качества будут нелишними у ребенка в дальнейшей его жизни. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают учащимся множество практических навыков: пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям. И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Возможности - это те объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении человека. Например, хорошая домашняя библиотека толкает к чтению, так как дает такую возможность. Психологический анализ показывает, что поведение человека во многом зависит от объективных возможностей (особенно если еще не сформировались его личность и ведущие жизненные цели). Разнообразие возможных приемов и сочетаний мотивирования столь же обширны, как сама жизнь, как те побуждения, которые определяют деятельность человека. В развитии творческих способностей активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий, в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей. Диагностика творческих способностей Целью моего эксперимента является проверка влияния уроков технологии, на развитие творческих способностей учащихся В качестве экспериментальной базы мною были выбраны ученики 5А и 5 Б классов у которых я веду уроки. Мне предстояло выявить творческий потенциал развитых детей, умение их логически мыслить, делать умозаключения, определить их творческие возможности. Исходя из этого, были определены этапы экспериментальной работы. - Констатирующий. - Формирующий - Контрольный Констатирующий этап и его результаты Цели констатирующего эксперимента: Определение уровней сформированности и степени развития творческих способностей. В экспериментальной работе принимали участие 30 детей. При проведении исследования в двух классах были созданы одинаковые условия, влияющие на результаты тестирования: содержание тестового материала, сложность вопросов, время, отводимое на ответы. На основе логических и эвристических методов мною были апробирован тест "Логичность " (по методике В.Л.Марищука), тест 'Творческий потенциал". Результаты показали, что логическое мышление развито недостаточно. Всего у 4 человек из 30 оно развито на 100%; у остальных детей в той или иной мере развитие логического мышления находится на среднем уровне. Что в основном у всех детей, за исключением 3-х, вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают такими качествами, как любознательность. Они обладают теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. В будущей деятельности они могут проявить себя творчески одаренными людьми. Но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. Следует больше работать их творческим потенциалом. Таким образом, учащимся можно предложить определенную методическую программу, которая поможет им развить свои творческие способности. Результаты экспериментальной работы позволяют наметить пути дальнейшего исследования данной проблемы, разработать рекомендации для будущего обучения. Формирующий этап и его результаты Цель данного этапа оказать благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей в процессе трудовой деятельности с применением игровых технологий. После проведения формирующего этапа было проведено тестирование на выявление творческого потенциала детей, для этого применялись те же методы, что и на констатирующем этапе. Было выявлено, какое влияние оказал формирующий этап на развитие творческого потенциала детей. На низком уровне развития творческих способностей не осталось ни одного учащегося. Таким образом, я наглядно убедилась в том, что если в процессе трудового обучения использовать методы на развитие творческого мышления, учить детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия я попыталась создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении этой работы я учитывала контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей. Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату. Только творчески работая самому, можно воспитать творчески мыслящих учеников. Итак, предмет технология способствуют созданию возможностей развитию творческих способностей учащихся. Моя работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату. А еще и потому, что выполнялись условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях. В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к созданию возможности развития творческого развития учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся. - В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов и развития творческих способностей, - В организации процесса учения предлагается разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной и творческой деятельности, практиковать решение научно – прикладных задач. Поставленные задачи могут быть решены самыми различными формами как в классной, так и во внеклассной работе: поэтому рекомендуются те из них, какие получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов, конкурсы смекалки, КВН, вечер веселой викторины, диспуты, исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него, познавательные игры, игры – путешествия и т.д.. На уроке важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому приходиться находиться в постоянном поиске самых разнообразных путей и приемов, которые создают возможность развития творческих способностей и познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В индивидуальной работе с учащимися ставлю следующую задачу: - выявление возможности развития способностей, познавательных интересов и склонностей учащихся; Наконец, необходимо сказать о роли родителей, о роли успеха, о значении поставленной цели в развитии способностей. Родители помогают в формировании новых положительных переживаний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению творческой трудовой деятельности вне школы. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для подготовки почвы, предпосылок к формированию интереса к предмету Учебный процесс, обладая определенным содержанием учебного материала, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования развития творческих способностей учащихся. В свою очередь развитие способностей учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся. Чаще всего творческая деятельность является доминирующей и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только распознать в ученике творческую личность, но и создать возможности для развития этих способностей. В моей работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей учащихся 5 классов на уроках труда. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и трудовое обучение как фактор их развития. В заключение хочу подвести итоги работы. Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей, я пришла к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный. В аспекте стоящей передо мной проблемы меня интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз. В экспериментальной части исследования мною была проведена диагностика творческих способностей учащихся 5 классов, после чего с ними проводилась работа на уроках технологии. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках технологии, с применением методических приемов по развитию творческого мышления. На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень. Таким образом, в исследовании была доказана гипотеза - уроки технологии в школе развивают творческие способности учащихся. Литература. 1.Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982. 2.Кондратенко Труд и талант учителя. 3. Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962г. 4. Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971. 5. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М., ООО «Издательство АСТ», 1997. | |
Просмотров: 3645 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|