Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Развитие навыков функциональной грамотности чтения на уроках географии
Развитие навыков функциональной грамотности чтения
на уроках географии
Ганеева Л.М.
КГУ «Гимназия № 38»
учитель географии
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
Навыки функциональной грамотности формируются в условиях школы. Поэтому передо мной, как перед учителем стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, но мне хотелось бы сделать акцент на формировании функциональной грамотности чтения.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский). Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Что такое грамотность чтения? В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и не сплошные. Ниже приведу примеры различных заданий, которые я предлагаю учащимся на наших уроках при работе со сплошными текстами, позволяющими развивать и проверять навыки чтения
Задания «множественного выбора»:
 выбор правильного ответа из предложенных вариантов, т.е привычный тест. Например, река со слепым устьем: А) Аксу В) Или С) Орь Д) Нура Е) Шу.
 определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту. Например, при изучении темы «Внутренние воды Северной Америки» предлагаю такие вопросы: 1) Большой Каньон находится в долине реки Колумбия; 2) Маккензи относится к бассейну Северного Ледовитого океана;
3) Ниагарский водопад находится на реке между озёрами Мичиган и Эри
Задания «на соотнесение»:
 нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями и т.д. При изучении темы «Реки и озера Африки» в 7-м классе учащиеся выполняют следующее задание: выберите соответствие между озерами и их особенностями:
1.Танганьика А) находится на Эфиопском нагорье
2.Виктория В) самое глубокое на материке
3. Чад С) остаточное – от древнего моря
4. Тана Д) на его поверхности наблюдаются мощные волны
5.Ньяса Е) «родственное» Танганьике
 нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений. При изучении темы «Бразилия» в 11 классе предлагаю ответить на 20 вопросов по §48, например, как Бразилия получили свое название?
Что такое Пантанал? Чем примечателен Каражас? Что такое капок и из чего его получают? Что такое терра роса и как она используется?
Задания «на дополнение информации»:
 заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом. Например, при изучении ПТК в 8-х классах предлагаю работу со «слепым» текстом. Туранская равнина занимает ________ и ______ страны. К Казахстану относится только ее _______ часть. По окраинам равнина приподнята на __ м, понижаясь в сторону ______. На севере Туранская равнина соединяется __________ ложбиной с __________ равниной. В пределах Казахстана Туранскую равнину__________делит на 2 части: _______и ______. Северная часть занята _______, а южная _______. В их рельефе встречаются ______. Подвижные пески образуют ______________.
 дополнение (завершение) предложений. Например, при изучении темы «Антарктида» предлагаю выполнить задание по тексту учебника. Закончите предложения (всего 22): 1.Антарктида является частью древнего материка…
2.Антарктиду окаймляет самое крупное течение … 3.Водное пространство вокруг Антарктиды … 4. Много шельфовых ледников в морях … 5.Трижды пересек Южный полярный круг …
Задания «на перенос информации»:
 заполнение таблиц на основе прочитанного. Например, при изучении Северной Америки в 7- м классе предлагаю такое задание: с помощью текста учебника и карты атласа составьте таблицу «Реки Северной Америки»
Бассейн реки Название реки Притоки

 дополнение таблиц/схем на основе прочитанного, например, при изучении темы «ТЭК» в 9-м классе составить таблицу:
Урало-Эмбинский бассейн Параметры Мангистауский бассейн
Область
Крупные месторождения
Состав и качество нефти
Особенности транспортировки
Центры переработки

К не сплошным текстам относятся: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности, план помещения, местности, сооружения и т.д. Приведу примеры заданий, предусматривающих использование не сплошного текста.
С помощью карты атласа найдите ответы на вопросы и запишите их в тетрадь.
1.Крупнейшая река, впадающая в Мексиканский залив
2. Самая большая река бассейна Северного Ледовитого океана
3.Крупное бессточное озеро в районе Большого Бассейна
4. Крупная река бассейна Тихого океана, впадающая в Калифорнийский залив
5. Озеро, пересекаемое параллелью 47с.ш. и меридианом 90 0з.д.
При изучении темы «Климат Казахстана» предлагаю учащимся задания при работе с несколькими карто-схемами в учебнике. При изучении климата материков в 7 классе составляю задания по анализу климатограмм, выполнение которых требует от учащихся определенных навыков мышления. При изучении рельефа материков учащиеся выполняют задания на сопоставление тектонических и общегеографических карт.
Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Такой ученик может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Список использованной литературы: Логвина И. «Формирование навыков функционального чтения», Narva 2012,
Категория: Опыт | Добавил: Lyiza (2015-02-15)
Просмотров: 1315 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru