Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Развитие навыков функциональной грамотности чтения на уроках географии Ганеева Л.М. КГУ «Гимназия № 38» учитель географии В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Навыки функциональной грамотности формируются в условиях школы. Поэтому передо мной, как перед учителем стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, но мне хотелось бы сделать акцент на формировании функциональной грамотности чтения. Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский). Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Что такое грамотность чтения? В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и не сплошные. Ниже приведу примеры различных заданий, которые я предлагаю учащимся на наших уроках при работе со сплошными текстами, позволяющими развивать и проверять навыки чтения Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов, т.е привычный тест. Например, река со слепым устьем: А) Аксу В) Или С) Орь Д) Нура Е) Шу. определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту. Например, при изучении темы «Внутренние воды Северной Америки» предлагаю такие вопросы: 1) Большой Каньон находится в долине реки Колумбия; 2) Маккензи относится к бассейну Северного Ледовитого океана; 3) Ниагарский водопад находится на реке между озёрами Мичиган и Эри Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями и т.д. При изучении темы «Реки и озера Африки» в 7-м классе учащиеся выполняют следующее задание: выберите соответствие между озерами и их особенностями: 1.Танганьика А) находится на Эфиопском нагорье 2.Виктория В) самое глубокое на материке 3. Чад С) остаточное – от древнего моря 4. Тана Д) на его поверхности наблюдаются мощные волны 5.Ньяса Е) «родственное» Танганьике нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений. При изучении темы «Бразилия» в 11 классе предлагаю ответить на 20 вопросов по §48, например, как Бразилия получили свое название? Что такое Пантанал? Чем примечателен Каражас? Что такое капок и из чего его получают? Что такое терра роса и как она используется? Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом. Например, при изучении ПТК в 8-х классах предлагаю работу со «слепым» текстом. Туранская равнина занимает ________ и ______ страны. К Казахстану относится только ее _______ часть. По окраинам равнина приподнята на __ м, понижаясь в сторону ______. На севере Туранская равнина соединяется __________ ложбиной с __________ равниной. В пределах Казахстана Туранскую равнину__________делит на 2 части: _______и ______. Северная часть занята _______, а южная _______. В их рельефе встречаются ______. Подвижные пески образуют ______________. дополнение (завершение) предложений. Например, при изучении темы «Антарктида» предлагаю выполнить задание по тексту учебника. Закончите предложения (всего 22): 1.Антарктида является частью древнего материка… 2.Антарктиду окаймляет самое крупное течение … 3.Водное пространство вокруг Антарктиды … 4. Много шельфовых ледников в морях … 5.Трижды пересек Южный полярный круг … Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц на основе прочитанного. Например, при изучении Северной Америки в 7- м классе предлагаю такое задание: с помощью текста учебника и карты атласа составьте таблицу «Реки Северной Америки» Бассейн реки Название реки Притоки дополнение таблиц/схем на основе прочитанного, например, при изучении темы «ТЭК» в 9-м классе составить таблицу: Урало-Эмбинский бассейн Параметры Мангистауский бассейн Область Крупные месторождения Состав и качество нефти Особенности транспортировки Центры переработки К не сплошным текстам относятся: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности, план помещения, местности, сооружения и т.д. Приведу примеры заданий, предусматривающих использование не сплошного текста. С помощью карты атласа найдите ответы на вопросы и запишите их в тетрадь. 1.Крупнейшая река, впадающая в Мексиканский залив 2. Самая большая река бассейна Северного Ледовитого океана 3.Крупное бессточное озеро в районе Большого Бассейна 4. Крупная река бассейна Тихого океана, впадающая в Калифорнийский залив 5. Озеро, пересекаемое параллелью 47с.ш. и меридианом 90 0з.д. При изучении темы «Климат Казахстана» предлагаю учащимся задания при работе с несколькими карто-схемами в учебнике. При изучении климата материков в 7 классе составляю задания по анализу климатограмм, выполнение которых требует от учащихся определенных навыков мышления. При изучении рельефа материков учащиеся выполняют задания на сопоставление тектонических и общегеографических карт. Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Такой ученик может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. Список использованной литературы: Логвина И. «Формирование навыков функционального чтения», Narva 2012, | |
Просмотров: 1323 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|