Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Из опыта стимулирующей деятельности логопеда в процессе коррекционно-развивающего обучения с детьми с ОВР Логопед Лопаткина Л.Е., КГКП детский сад «Алтын сақа», г.Караганда Коррекционно-развивающая работа с ребёнком с ОВР, имеющим фактор риска в речевом развитии, в основном направлена на стимуляцию речи, создание оптимальных условий её развития, оказание поддержки в постижении азов вербального и невербального общения. Особенности поведения ребёнка с ОВР (к ним относятся непроизвольность, спонтанность, сверх привязанность к матери, зависимость работоспособности от удовлетворения физиологических потребностей и прежде всего потребности в комфорте и безопасности ) задают специальные требования к содержанию и процедуре коррекционной –развивающей работы. Непродолжительность, избирательность и эффективность диагностических и коррекционных мероприятий, эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребёнком. На занятиях мы все время говорим с детьми, простыми короткими словами комментируем то, что делаем, стараясь сохранять постоянные формулировки. Желательно, чтобы дети смотрели на лицо того, кто проводит занятие. Говорим медленно, стараясь, чтобы голос не был чересчур высоким: низкий голос воспринимается ребенком лучше. При общении с безречевыми детьми слово «скажи» должно быть исключено категорически. Недопустимо требовать от такого ребенка: «Скажи, покажи...» Следует сразу же убедить в этом и родителей. У неговорящего ребенка 4-5 лет почти всегда существуют проблемы энергетического плана: либо он гиперактивен, все время куда-то бежит, либо, напротив, необыкновенно заторможен. В первом случае жизнь ребенка в группе должна быть организована таким образом, чтобы его постепенно успокоить, устранив, насколько возможно, все источники возбуждения. Во втором случае — наоборот, необходима двигательная стимуляция. При этом могут использоваться технические средства: вертящиеся стулья, мяч фитбол. Занятие начинается с организационного момента, его цель – собрать внимание ребенка и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти. Стимулирование развития познавательных процессов, понимание речи одна из основных развивающих задач каждого занятия. Использование упражнения «По дорожке» способствует мобилизации внимания ребенка, войдя в кабинет, на дорожку. Обходит лужу, круглой формы, с правой стороны, квадратной с левой. Далее вдоль извилистого ручейка. Проходит в вертикально установленный обруч как в калитку. За калиткой козленок Кузя. Он приглашает в путешествие. Дорожка изменяется в зависимости от поставленных коррекционных и образовательных целей : широкая – узкая, перемещаться только по модулям определенного цвета, выстраиваем дорожку из модулей различной формы, одной формы, но разного цвета. Выставляем кубики определенного цвета на заданную фигуру. Подобные задания построить дорожку способствуют стимулированию формирования и развития сенсорного восприятия формы, цвета, величины. Основная часть занятия подразумевает следующие направления: • развитие подвижности органов артикуляции • развитие дыхания • развитие мелкой моторики пальцев рук • развитие произносительных навыков • развитие лексико-грамматического строя речи Развитие подвижности органов артикуляции осуществляю посредством логопедического массажа. Прямая стимуляция органов артикуляции является очень мощным средством. Осуществляя массаж в сенсорной комнате с использованием тренажера бегущие огни и музыкального сопровождения, позволяет снять общее напряжение, развивает зрительное восприятие, узнавание основных и оттеночных цветов. Использование пособий Н.В. Нищеевой «Веселая гимнастика», Косинова Е.М. «Гимнастика для развития речи» позволяет развить интерес и подражательные навыки детей. Специально создаваемые эмоционально напряженные ситуации, разрешение которых вызывает позитивные сдвиги в состоянии ребенка. Они возникают при различных играх. Так развивая дыхание, используются различные приемы «Радужные пузыри», «Веселый стаканчик», «Трубачи». Желание ребенка выполнить действие самостоятельно побуждает ребенка использовать жест просьбу, голосовую реакцию. Такого рода «прорывы» особенно характерны для аутичного ребенка: он скорее всего заговорит тогда, когда просто включился в игру и от него как бы ничего не ждут. Создание проблемной ситуации «Горячий чай», позволяет воспользоваться сформированным навыком длительного прямого выдоха. Такое занятие проводится очень эмоционально; взрослые участники должны быть искренне вовлечены в происходящее и сами получать удовольствие от того, что они делают. Только при этом условии педагог сможет «заразить» своим настроением ребенка, увлечь игрой. Если же кто-то из участников играет без желания, занятие не даст коррекционного эффекта. Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот. Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений. Косвенное стимулирование развития речи у неговорящих детей через имитацию идёт в нескольких направлениях: • провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого, • провоцирование на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения • провоцирование на просьбу, отказ, формальный диалог. Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребёнок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, слова, интонацию речи взрослого. Убаюкивание, кормление, наказание, похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией родителей. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребёнка и его поведения. Так, например, увидев, что ребёнок пытается убаюкивать куклу за ноги и издаёт звуки, мы его поощряем словесно-«как замечательно, ты, молодец!» затем показываем как надо баюкать, проговариваем- а-а-а. Идём по лесенке и проговариваем оп-оп. Стучим кубиками топ-топ. При уборке « ты, мой помощник! На- кубик! На – другой!». Каждый раз мимически отображая эмоции, взрослый обязательно должен чётко проговаривать своё состояние «Очень грустно», «Как весело!», «Больно!», «Приятно!» и т. п. В большинстве случаев для эмоционального заражения используем мягкую игрушку (или надевающуюся на руку.) мы предлагаем ребёнку сочувствовать ей, переживать «Зайке больно, пожалеем зайку.», « Кот поёт, вот как весело коту! Похлопаем ему!» и т. п. Стимуляция речи происходит и при диалоге, в сопровождении с жестом «Хочешь эту игрушку. Да! Нет! » «Будем рисовать! Да! Нет!» и т. п. Со временем вокализации ребёнка становится более разнообразными, часто они обращены к взрослому, как бы вызывая его на игру, иногда начинают проскальзывать аморфные или реальные слова Игры – манипуляции «паровозик гудит у-у-у» « прятки- а-у», поиск предмета- «ку-ку», «гуси- га-га», «мышки и-и» и т. п приводят к появлению двойных слогов. Для развития и закрепления навыков использую картинки-символы изолированных звуков (по Фомичевой), соотнося их с игрушками, создавая проблемные ситуации «Поможем игрушкам найти свою песенку…» Стимулирование речи происходит при манипуляции с предметами быта, мытье рук, умывание, называние необходимых предметов и их качеств, как результат действия, сопровождаемое репликами «Вот какие чистые руки,» «Ах, как мыло пахнет!» «Вот твоё полотенце!» и т. п. Непременное условие – утвердительная и спокойная интонация реплик, создающая позитивный речевой фон любой инициативе ребёнка. Нельзя много задавать вопросов ребёнку, и ещё хуже не дожидаться ответов на них. Подхватывание непроизвольных речевых реакций ребёнка взрослым создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Имитируя высказывания ребёнка, а лучше достраивая их до простых слов, фраз, взрослый оказывает ему поддержку, демонстрирует своё понимание и принятие детского языка, тонизирует речевое развитие и развивает навыки коммуникативного общения, создаёт позитивный настрой и доброжелательность. Литература: 1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. -- М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003 2. Мирясова В.И., Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников,АСТ, 2008 3. Нищева Н. В.,Веселая артикуляционная гимнастика, детство-прессс, 2009 4. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=9556 | |
Просмотров: 906 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|