Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Формирование речи детей дошкольного возраста с ОНР на интегрированных занятиях Подготовила: учитель-логопед-дефектолог ГУ "Кабинет-психолого-педагогической коррекции" г. Караганды Лопаткина Л.Е. Одной из задач КППК является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при услови тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.Поэтому мы создали творческий союз состоящий из педагога-логопеда и педагога по ЛФК. В своей работе мы использовали интегрированную форму занятий проводимую один раз в неделю. Наиболее целесообразным мы посчитали проводить эти занятия как итоговые по изученным лексическим темам. На них закрепляются, обобщаются, систематизируются знания детей, полученные по определенной лексической теме. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении. Учитывая все особенности, интегрированная форма занятий позволила разнообразить виды деятельности, расширить объем внимания, преодолеть гиподинамию, отойти от традиционной формы занятий. Структура занятия такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи и движения; элементы мнемотехники и моделирования; упражнения на развитие дыхания; подвижные игры. В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. Все этапы занятия направлены на формирование, развитие понимания речи, автоматизацию произносительных навыков, умение дифференцировать звуки в словах, связной речи и самостоятельных высказываниях. Все действия специалистов оречевляются четкой инструкцией, опираясь на образность действий, «Сели как индейцы, с гордой осанкой...», опорой на предметные и сюжетные картинки, мнемотаблицы, использование настольных игр и дидактических игр . Подготовитиельный этап занятия, по своему содержанию направлен на развитие понимания речи, словесной инструкции, на котором выполняютя ауриколотетрапевтическая гимнастика (гимнастика для ушей) выполняемая детьми самостоятельно сопровождается образными высказываниями «как Чебурашка, ..потираем ушки как -будто замерзли,», закрепляются пространственные представления детей вверх, вниз, сложили пополам. Пальчиковая гимнастика . Проводится с изменением словесно инструкции: • Катаем шарик (шишку) по кругу, в обратную сторону • Прокатываем шарик от основания ладони, до кончиков пальцев • Прокатывем шарик по каждому из пальчиков, начиная с большого, либо указывается по каким пальчикам прокатится шарик (оналогичная работа при использовании кольцевой пружинки Су-Джок) • Сжали правой рукой, удерживаем большим и указательным пальцем правой, затем левой руки и т.д. Развитие артикуляционной моторики с элементами биоэнергопластики В словесной инструкции присутствуют сравнения «большой-маленький». При выполнении движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, улучшая память и внимание, образность мышления, развивает координацию движений и мелкую моторику. В словесной инструкции присутствуют сравнения «большой-маленький», пространственный представления вверх-вниз, вправо-влево., либо выплнение одной из указанных рук правая-левая. Основная часть занятия . Направлена на развитие лексико-грамматичекого строя речи, формирование и развития связной речи. Уточняется время года, устанавливается последовательность времен года, предыдущее, последующее, называются характерные признаки времен года, либо предлогается угадать «..о каком времени года я говорю». В соответствии с выбранной темой уточняются знания детей о жизни животных, птиц, деятеьности людей в соответствии с временем года. Используются картинный материал, мозайки, игры –пазлы, игры -инсценировки. В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. Песни-инсценировки программы раннего музыкального развития «Музыка с мамой» удалось адоптировать для использования, как в коррекционной логопедической работе, так и на интегрированных занятиях, что способствовало разнообразить деятельность детей на занятии, а сопряженные действия помогают запомнить текст песен, лексическое содержание. Данные виды деятельности – необходимы для развития детей. В таких играх с детьми ребёнок использует и развивает не только речевую функцию , но и многие свои способности, в частности: А) Улучшает общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка. Б) Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память. В) Формируются навыки вербального и невербального общения. Г) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе. Д) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Создавемые образы с характерными движениями «как мишка косолапый, летим как бабочка, пчелка и т.д.» помогаят в полной мере не только созданию игровых ситуаций, но и активизировать предметный, глагольный и качественный словарь учащихся, способность к словообразованию и словоизменению. Используемые опорные мнемотаблицы, позволяют установить последовательность сюжета сказки игрового стрейчинга, облегчить процесс рассказывания и показ характерных движений, упражнений. Опорная мнемотаблица на первых занятиях дается в соответствии с последовательностью сюжета сказки, затем на последующих занятиях детям предлагается восстановить сюжет сказки и установить на доске последовательность героев. Картинки таблицы передают характерные положения и движения героев, что помогает детям охарактеризовать героя в речи. Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки специалистов. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у детей формируется базис личностной культуры, рождаются и развиваются главные образующие личности: воображение, основанное на нем творчество, произвольность, потребность ребенка активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие, развивается в полной мере речь ребенка. Смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей. | |
Просмотров: 740 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|