Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
КГУ «Школа-гимназия №38» акимата города Усть-Каменогорск Учитель биологии: Молостова Снежана Ивановна Урок: биология Тема: «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые». Класс: 7 Цель: знать существенные признаки общественных насекомых, правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями. Существенные признаки общественных насекомых. Обучающая: научить учащихся определять Развивающая: развивать умение добывать информацию из разных источников; развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке; развивать мышление и творческие способности учащихся; Воспитательная: воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых. воспитывать умение работать самостоятельно и в сотрудничестве; экологическое воспитание. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог, монолог),наглядно – демонстрационные. Тип урока: урок изучения нового материала Технологии: ЛОО, игровая, ИКТ, РО (на этапе рефлексия), технология уровневой дифференциации. Оборудование:интерактивный комплекс с презентацией, карточки для индивидуальных и групповых работ, влажный препарат «Развитие медоносной пчелы», музыкальная и видео композиция, карточки для рефлексии, пчелиные соты. Ход урока I.Орг.момент. Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале II.Сообщение темы и целей урока. (элемент РО учащиеся сами ставят цель) Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи. Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД. ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ. Как вы думаете, что это за насекомые? Хорошо ребята теперь я предлагаю вам рассмотреть следующие три схемы: иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между представленными схемами? Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей. Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом? Ученики: Это объединение людей. Учитель: А что их объединяет? Ученики: Какая-либо деятельность. Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете? Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью. Учитель: Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная семьи образуют своего рода общество? Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (ответы учащихся) Тема сегодняшнего урока «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые» В ходе урока мы познакомимся с существенными признаками общественных насекомых и их значением в жизни человека и природы. Общественные насекомые – это насекомые, которые живут семьями, в одном жилище и между которыми распределены обязанности. III.Работа по теме урока Правила работы в группах. Сегодня на уроке вы будете работать в группах, повторим правила. (читают ученики) 1.Слушай, не перебивая 2.Придерживайся темы 3.Любые идеи имеют ценность 4.Уважай различные мнения 5.Любые вопросы важны Начнем нашу работу. Учитель: Каждой группе даны индивидуальные задания, которые лежат у вас на столах в конвертах. Во время, работы не забывайте о правилах, при ответе выберете спикера. (знакомство с заданиями) Задание №1Ученикам предлагается поработать с дополнительным материалом и заполнить таблицу, состав и функциональные обязанности пчелиной и муравьиной семей. Группа №1 Таблица. Состав пчелиной семьи Характеристика матки и трутня Группа №2 Таблица. Состав пчелиной семьи Характеристика рабочих пчел. Группа №3 Таблица. Состав муравьиной семьи Характеристика матки-царицы и самца Группа №4 Таблица. Состав муравьиной семьи Характеристика рабочих муравьев Все справились с заданием? Давайте проверим таблицу Пчелиная семья Муравьиная семья Член семьи Особенности, роль Член семьи Особенности, роль Матка Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Матка (царица) Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц. Трутень Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Самец Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают. Рабочие пчелы Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало. Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Рабочий муравей Бесплодные самки, которые не имеют крыльев. Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов. Хорошо ребята переходим к заданиям №2 Группа №1 Строение пчелы Группа №2 Систематическое описание муравья Группа №3 Схема развития муравья лесного Группа №4Распределите насекомых по отрядам Заслушиваются ответы учащихся Вывод: рассмотрели строение пчелы, вспомнили типы развития насекомых, систематические единицы. Физминутка. Игра «Угадай насекомое по выделенным признакам» Летает, бегает,прыгает, плавает. Жужжит, стрекочет, пищит. Чёрное,зелёное, в полоску, в узорах. Кусается, жалит, безобидное. Незаметное, ярко окрашено. Общественное,необщественное. (кузнечик) Выберите понятия характеризующие муравья Летает, бегает, прыгает, плавает. Жужжит, стрекочет, пищит. Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах. Кусается, жалит, безобидное. Незаметное, ярко окрашено. Общественное, необщественное. (МУРАВЕЙ) Ребята характеристика следующего насекомого пчелы уже готова, давайте ее изобразим. (показываем разными движениями) Летает, бегает, прыгает, плавает. Жужжит, стрекочет, пищит. Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах. Кусается, жалит, безобидное. Общественное, необщественное. (ПЧЕЛА) Ребята в ходе нашей игры, какое насекомое было лишнее, почему? Проверка опережающего домашнего задания «Продукты пчеловодства». Каждая группа рассказывает о продуктах пчеловодства. -мед -прополис -маточное молочко -перга -пчелиный яд Но всё-таки ребята главное значение пчёл не в этом, а в том, что они являются прекрасными опылителями растений, а муравьи санитарами леса. IV.Закрепление 1.Итоговый тест (дифференцированные задания трех уровней А,В,С) 2.Стихотворение «Пчелиная семья». (приложение 1) Обратите внимание у вас на столах лежат пазлы пчелиные соты, но они не простые, они хранят полезную информацию из жизни пчел. (чтение стихотворения, собирание мозаики у доски) Оценивание учащихся. V. Рефлексия. Ребята сегодня на уроке мы выяснили, что пчелы и муравьи живут дружной семьей и каждый занят делом. Мы с вами тоже работали дружно, я предлагаю наш урок завершить заселением наших сот пчелками. У вас на столах лежат пчелки, напишите на них свои впечатления о сегодняшнем уроке и прикрепите к сотам. VI. Домашнее задание. Составить глоссарий по изученной теме. | |
Просмотров: 1350 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|