Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Социально-экономические перемены, происходящие во всем мире, ставят особые новые преобразования перед системой образования, выдвигая на первый план необходимость более высокой эффективности обучения: созидательного и прочного усвоения знаний, творческого стиля мышления, роста и углубления побуждения к учению. Реформирование дошкольных учреждений на современном этапе требует поиска новых педагогических условий, прежде всего в формировании познавательной деятельности дошкольников. Особое место в системе дошкольного учреждения занимает личность ребенка, которого надо раскрыть, поддержать и развить его способности. Задачей наших дошкольных учреждений является формирование гармонически развитой личности. Важнейшим показателем, которой является наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением. Развивающее обучение, при котором воспитатель ведет целенаправленную работу по формированию познавательных потребностей у детей в процессе изучения - то обучение является проблемным. В течение нескольких лет работы при использовании элементов проблемного обучения на занятиях по ФЭМП (проблемные вопросы – загадки, логические задачи, головоломки, проблемные ситуации) убедилась, что проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение результатов (усвоение системы знаний), но и владение процессом получения результатов (усвоение способов деятельности) не только на занятиях математики. Что же такое «проблемное обучение»? Воспитатель создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Воспитатель должен придумывать проблемные вопросы и предлагать пути решения проблемной ситуации. Если в традиционном обучении имеет принцип передачи детям готовых выводов науки, то в проблемном – есть принцип открытия ребенком выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний на практике. Успешность обучения во многом определяется не запасом представлений, а уровнем развития мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.), наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения познавательных ситуаций проблемного характера. Поэтому можно выделить ряд ориентиров при проведении занятий: - включение в содержание занятий упражнений, направленных на развитие мыслительных операций, - создание проблем, ситуаций, поиск способов решений которых осуществляется самими детьми, - использование дидактического материала. Итак, составляющими проблемного обучения являются: • Проблемное преподавание – деятельность воспитателя по созданию системы проблемных ситуаций, • Проблемное учение – учебно-познавательная деятельность детей по усвоению знаний и приобретению навыков в условиях проблемных ситуаций, • Проблемная ситуация – интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как что-то объяснить, что побуждает искать новый способ действия. Система методов проблемного обучения представляет собой три вида изложения учебного материала воспитателем – монологический (рассказ в условиях проблемной ситуации), рассуждающий (беседа при решении проблемных вопросов), диалогический (поисковая беседа), а так же три вида организации им самостоятельной учебной деятельности детей – эвристический (решение проблемных вопросов и ситуаций), исследовательский (сравнение, анализ, синтез), программированных заданий (составление таблиц, схем по аналогии). В целом можно сказать, что проблемное обучение представляет собой важный шаг в развитии теории и практики обучения. Вместе с тем, оно не поглощает всего учебного процесса, не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. При внедрении проблемного обучения в практику необходимо руководствоваться принципом целесообразности. И если воспитатель хорошо усвоит сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами, технологическими средствами и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка воспитателя особенно важна, потому, что без знания общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям. Я за проблемное обучение! Теперь выбор за Вами! | |
Просмотров: 644 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|