Урок литературы в 8 классе (учитель русского языка и литературы специализированной средней школы № 2 города Актобе Республики Казахстан Нежданова Альфия Гумаровна) Тема: Изображение народной войны и её вождя. Последний день в Белогорской крепости (по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Цель урока: анализ произведения (главы X-XII) Образовательные задачи: показать роль детали в раскрытии темы, выяснить, как изменился характер Гринева, его взгляды на жизнь под влиянием « сильного и благого потрясения». Развивающие задачи: развить внимание учащихся к художественному слову, создать условия для развития литературно-творческих способностей учащихся. Воспитательные задачи: нравственное воспитание. Методы и приемы обучения: применение стратегий «Развития критического мышления». Ход урока. 1.Побуждение. 1. Работа в группах. Оценочные листы в каждой группе. -У вас на столах - цветные карточки, каким цветом вы могли обозначить «жизнь Гринёва накануне грозных событий». Почему? (Обосновать ответ. Смотри «Приложение»). -Какой цвет, по - вашему, соответствует жизни Гринёва в период грозных событий? (обосновать ответ) Цель нашего урока: выяснить, как изменился характер Гринёва, его взгляды на жизнь под влиянием «сильного» и благого потрясения (благое - по Далю - доброе, хорошее, полезное, служащие для нашего счастья). Гринёва захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение любимой девушки и встречи с мятежником Пугачёвым. 2. Кластер. Обсуждение в группах. Выступают представители группы. доброта самостоятельность благородство великодушие своеволие ограниченность умственных интеллектов мягкость совестливость Правление различных сторон характера Петра Гринёва умение прощать нравственная стойкость сочувствие к Пугачёву легкомыслие готовность на смерть, подвиг самообладание сила характера самоотверженность чувствительность далёк от правового светского общества -Личность рассказчика до начала Пугачёвского восстания. (Один цвет) -Изменение внутреннего мира рассказчика после падения Бело горской крепости. (второй цвет) 3. Осмысление. Анализ XІ-ΧІІ глав. Работа по карточкам. У каждой группы свои вопросы. ( Смотри «Приложение»). Вывод: Пугачёв представляется и автору, и рассказчику как личность сложная, человек с неспокойной душой. 4. «Да» и «Нет». Работа с группами. Фигура восстания была настолько необыкновенна, а душа рассказчика была так подготовлена к восприятию впечатлений действительности, что он невольно потянулся к Пугачёву и увидел и понял в нём то, что не видели и не понимали, ослеплённые невинностью люди правительственного лагеря. Пугачёв Положительные Отрицательные Смелый, мужественный, Злодей, защитник сирот, самозванец щадит Гринёва, Савельича, жесток освобождает Машу, добр к простым людям 5. Закончить предложение. Гринёва привлекает в Пугачёве… Пугачёва в Гринёве привлекает… 6. Интервью. Каждая группа обсуждает ответ своего героя (Пугачёв, Гринёв, Швабрин, Маша). Вопрос к Пугачёву: Как ты отнесся к тому, что Гринёв был неискренним? Почему не наказал Гринёва? Вопрос к Гринёву: Почему ты не радовался победе над уничтоженным врагов - Швабриным? Вопрос к Швабрину: Почему перешёл на сторону Пугачёва? Что сейчас ты испытываешь? Вопрос к Маше: Ты храбрая девушка? Почему замуж не пошла за Швабрина? За что не его ненавидишь? 7. Слово о зависти. (1 представитель от группы.) Словарь Даля-«зависть». 8. Вопрос для всех: С какими подлыми поступками Швабрина мы сталкивались на протяжении повести? 9. Возвращаемся к кластеру, добавляем третьим цветом, что не написали. Вывод: К сожалению, Гринёву ещё не придётся встретиться со Швабриным. Не последней оказались и встречи с Пугачёвым. Испытания Гринёва продолжаются. 10. Домашнее задание: эссе «В каких поступках раскаивался Гринёв, какими мог бы гордится?» Приложение к уроку 1. Обозначение цвета: Красный-активность, страсть, стремление покорять. Серый - умственные способности, интеллект. Тёмно - синий - вера, религия. Чёрный - таинственность, чувствительность. Голубой - романтичность, цвет мечты, чувство безопасности, цвет чувств. Жёлтый - любовь, сердце. Коричневый - скромность, суровость, твёрдость, солидарность. Фиолетовый - вольность, нетрадиционность. Белый - вера, воображения, покой, тишина. Светло-зелёный - ощущение значимости семейных уз. 2. Вопросы для анализа. № 1 1. Как отнёсся генерал к просьбе Гринева о спасении дочери Миронова?(10 гл. конец) 2. На что решился Гринев: Как быть? Нарушать воинский долг или долг перед любимой девушкой? (словарь Даля «Долг» посмотреть). 3. Гринев и Савельич в дороге. Почему Гринева схватили? № 2. 1. Описание «дворца» Пугачёва. Доказать, что это дворец мужицкого царя. 2. Соратники Пугачёва - Белобородов и Хлопуша (портрет, отношения друг к другу и схваченному офицеру). № 3. 1. Диалог Гринева и Пугачёва. Какие тайны открывает Пугачёв Гриневу? 2. Какие советы даёт Гринев Пугачёву? Как отразилось в этих советах его отношение к Пугачёву? Как это характеризует рассказчика? № 4. 1. Кульминация – калмыцкая сказка, называют притчей (словарь Ожегова, посмотреть значение слова «притча»). Какое иносказание скрыто в ней? 2. Как вы оцениваете Гринева на притчу? Урок литературы в 6 классе (учитель русского языка и литературы специализированной средней школы № 2 города Актобе Республики Казахстан Нежданова Альфия Гумаровна) Тема «Понимаешь ли ты, что с тобой происходит»? / по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»/ Путь к исцелению у всех один : прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться. Цели: сопоставить евангельское решение темы «блудного сына » и переосмысления этой темы; совершенствовать навыки сопоставительного анализа текстов путем проникновения в художественную «ткань» произведений; воспитания любви к родителям, способности признания своих ошибок. Оборудование: высказывание А.Городницкого, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», аудикассета с музыкой П.И.Чайковского. Ход урока. 1. Результаты интервью, проведенного каждой группой среди школьников и учителей. Вопрос «Какую роль играют родители в вашей жизни»? Выводы учащихся. 2.Слово учителя. Эвристическая беседа. Но отношения детей и родителей складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений , вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушать советов родителей , хотят все делать по-своему .А в конечном итоге чаще оказываются правы родители. На прошлом уроке мы анализировали притчу из Библии. Вспомним определение притчи. (Похожа на басню, но без наставления прямого, без морали. Мораль каждый должен извлечь сам. Это обращение к совести человека: понимаешь ли, что с тобой происходит?) - «Притча о блудном сыне» –тема сбившегося с пути и покаявшегося человека. Почему притча получила такое название? - Современна эта тема? Почему? - К сюжету притчи обращались прославленные художники всех столетий. (Рембрандт «Возвращение блудного сына»). Отголоски притчи мы слышим и в литературе в «Станционном смотрителе» А С.Пушкина. 3.Звучит музыка П.И. Чайковский из сборника «Времена года». -Что вы представляете, слушая музыку? Какие эпизоды вспомнили? Над чем задумались? -Кому из героев можно задать вопрос темы урока и дать совет эпиграфом? Сегодня на уроке мы проследим общечеловеческую тему «блудных детей» на примере образа Дуни, задумаемся об ответственности за свои поступки. 4. Интервью. Сегодня мы попытаемся задать вопросы героям повести. 1 группа – вопрос С.Вырину. а) Почему вы считали себя счастливым человеком? б) Почему не смогли вернуть Дуню домой? в) Вы верите в счастье дочери? г) Что бы вы сказали своей дочери? 2 группа – вопрос Минскому. а) В чем причина вашего поступка? б) Что для вас Дуня? в) Мучает ли вас раскаяние? 3 группа - вопрос Дуне. а) Обращала ли ты внимание на картинки, которые висели у вас в доме на стене? Кстати, что на них изображено? б) Как тебе жилось у Минского? в) Какой-то урок извлекла из этой притчи? 5. Группы обсуждают вопросы для своего героя и представитель группы дает ответ от имени героя. - Все могло быть иначе, если бы Дуня написала письмо своему отцу. Индивидуальное задание. Слушаем предполагаемое письмо Дуни. Элементы инсценирования - 3 группы читают 3 варианта письма. 6. Индивидуальная работа. Закончить предложение. Блудный сын из притчи был счастлив , потому что… Дуня жила в роскоши, в любви , но… 7. Творческая работа «Слово» 1 группа - слово о прощении 2 группа - слово о раскаянии 3 группа – слово об эгоизме Прочитать статьи из словаря Ожегова со значением данных слов (запись на плакате на доске). 8. Творческая работа. Работа с цветом. На доске значения цветов различных. Задание : определить, какой цвет подходит к героям повести и почему/ показывают цветные карточки/ 9. Беседа - К герою какой истории более подходят слова из стихотворения А .Городницкого «Разрушение отчего дома- как сожжение корабля» ? - Почему? - В роли блудного сына может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не случилось? Выводы детей. 10. Чтение сочинения - Я хочу прочитать вам сочинение бывшей ученицы, очень хорошей и талантливой девочки. «Каждый человек в своей жизни совершает хоть один необдуманный поступок, за который расплачивается долгими угрызениями совести. Позже, поразмыслив, человек осуждает себя за поступок, который уже нельзя исправить… Моя мама умерла 6 лет назад, когда мне было 9 лет. И я очень строго осуждаю себя за каждую грубость и каждое дурное слово, сказанное маме, потому что попросить прошение у неё я уже не могу.» -Над чем вы сегодня задумались? 11. Звучит песня «Родительский дом». Ребята пишут слово своим родителям : что сегодня после этого урока сказали бы своим родителям. Урок литературы в 7 классе (учитель русского языка и литературы специализированной средней школы № 2 города Актобе Республики Казахстан Буденко Татьяна Яковлевна) Тема: Внешний и психологический портрет главного героя (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека») Цель урока: применить на практике знания учащихся, полученные в ходе изучения темы «Портретное описание человека в литературе» Образовательные задачи: показать роль детали в раскрытии темы, закрепить полученные знания по видам портрета человека в литературе. Развивающие задачи: развить внимание учащихся к художественному слову, создать условия для развития литературно-творческих способностей учащихся. Воспитательные задачи: нравственное воспитание. Методы и приемы обучения: применение стратегий «Развития критического мышления». Ход урока. 1. Актуализация знаний учащихся. На предыдущих уроках мы говорили об особенностях сюжета и композиции в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Тема нашего урока – «Внешний и психологический портрет героя рассказа Михаила Шолохова». - Ваши ассоциации к слову «война». (страшно, ужас, смерть, танки, боль, кровь, потеря) - Может ли война, тяжёлые испытания наложить отпечаток на внешность героя – вот проблема, над которой мы будем работать. - Назовите разновидности портрета. 1. Статистический (объективные, устойчивые признаки внешности) Динамический (совокупность мимики, жестов, походка, речь) 2. Развёрнутый (подробный) – фрагментарный (краткий) 3. Цельное описание – рассеянный портрет 4. Внешний – психологический (внутренний) 5. Портрет-описание, портрет-впечатление 6. Возрастной портрет - Составление кластера. Что является объектом внешнего и психологического портрета? Внешний (рост, глаза, лицо, одежда, волосы, телосложение, фон, возраст) Психологический (жесты, оттенки, выражение лица, мимика). 2. Проверка домашнего задания (на доске таблица). К нашему уроку вы дома приготовили портретные характеристики Андрея Соколова. Ваша задача – назвать элемент портрета и соотнести его к двум видам портрета. Внешний портрет Психологический портрет Одежда, глаза, походка, руки, вещевой мешок, возраст, волосы Сердце, чертит на земле круги, Останавливается во время рассказа («безмолвные знаки мысли» - жесты, движение губ, взгляд, мимика, выражение лица) 3. Определим, к каким видам относятся портретные характеристики Андрея Соколова. В начале рассказа – статистический портрет, в истории Соколова – динамический портрет. - Дан ли портрет сразу? Нет. Значит, рассеянный портрет. - Какие детали портрета использует Шолохов? Телесные, детали поведения, жесты, звуковые детали. - Обратите внимание, что к элементам психологического портрета мы отнесли характеристики, связанные со словами «сердце». На страницах рассказа Шолохов упомянул слово «сердце» 10 раз. - Что символизирует сердце в рассказе Михаила Шолохова? Сердце – символ жизни, страдания и радости, символ вечного движения. - Можно сказать, что рассказ о судьбе человека – это рассказ о судьбе человеческого сердца. Вспоминая отдельные события жизни, герой передает своё состояние через состояние сердца. 4. Стратегия «Кубизм» (групповое задание, на каждый ряд – 2 задания). Это новая для вас форма работы – кубизм. Вы получите задание для группы. Все задания связаны с цитатами из рассказа Михаила Шолохова. 4-1.Опишите, что чувствуете. Цитата: «Видали ли когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» 4-2. Что удивило? Почему? Цитата: «Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шёлковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6 класса Лебедянской средней школы» 4-3. Ассоциируйте (какие ассоциации приходят вам на ум?). Цитата: «А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадётся, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево. Били за то, что ты -–русский, за то, что на белый свет ещё смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». 4-4. Сравните (сравните одежду мальчика и отца в начале рассказа). Цитата: «Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидел на нём подбитый лёгкой, поношенной цигейкой длиннополый пиджачок, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве пиджачка – всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита, как следует, а, скорее, наживлена широкими, мужскими стежками, на нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука». 4-5. Проанализируйте состояние героя. Цитата: «Искоса взглянул я на рассказчика, но не единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы». 4-6. Проследите за состоянием Соколова в поединке с комендантом Мюллером. Примерные ответы. 4-1. Глаза не лучистые, не с блеском, нет в них ощущения любви, тепла, потухшие, в них нет горения – отсюда пепел. 4-2. Почему летние штаны, когда речь идёт о весне? Хранит подарок девочки. 4-3. Били пленных в рассказе, как и в повести М. Семашко «Емшан», в повести, – чтобы люди забыли прошлое, в рассказе, – чтобы убить до смерти. И в том, и в другом произведении – нечеловеческое отношение человека к человеку. 4-4. Хозяйка следила за одеждой Ванюшки, а за своей внешностью Соколову не хотелось следить. 4-5. Прощание с родными никогда не забыть Соколову. Он никогда не простит себе, что оттолкнул Иринку, поэтому и состояние его такое: дрожит голос, подступили слёзы к горлу. 4-6. Собирается с духом, с жизнью расставаться всё-таки трудно, так меня замутило, через великую силу, огнём обожгло, русское достоинство, гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались, серьёзный с виду, растерялся от такого неожиданного поворота. Сделаем выводы: как М. Шолохов показал, что тяжёлые испытания, которые перенёс на войне Андрей Соколов, наложили отпечаток на внешность героя? В деталях внешности мы видим эти отпечатки: болит сердце; тёмные руки; глаза, присыпанные пеплом; смертная тоска. 5. Творческое задание. На выбор: 1) Синквейн «Андрей Соколов» 2) Работа по иллюстрациям: портрет какого художника напомнил мне Андрея Соколова? Проверка: 5-6 работ. 6. Домашнее задание. I вариант: составить рабочий план к сочинению “Характеристика Андрея Соколова” II вариант: подобрать эпиграфы к сочинению “Характеристика Андрея Соколова” Урок литературы в 7 классе (учитель русского языка и литературы специализированной средней школы № 2 города Актобе Республики Казахстан Буденко Татьяна Яковлевна) Тема: Судьба героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Цель урока – анализ художественного произведения. Образовательные задачи: продолжить работу над понятием «родина», исторические причины гибели Тараса Бульба и его сыновей. Развивающие задачи: развитие умений строить устное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, выразительное чтение. Воспитательные задачи: нравственно-патриотическое воспитание. Тип урока: углубленная работа над текстом. Форма: реализация стратегий «Критического мышления». Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации к произведению, книги Н.В. Гоголя. Ход урока. 1. Вступление. У нас дважды необычный урок: во-первых, к нам пришли гости. Повернитесь к ним и улыбнитесь. Во-вторых, тема урока широка и сложна, поэтому настраиваемся на серьезную работу, вспоминая правила для уроков литературы. Что для Тараса Бульбы, Остапа и Андрея самое главное в жизни? Как переживает Тарас Бульба смерть своих сыновей?- вот круг вопросов, на которые нам предстоит ответить. 2. Актуализация знаний учащихся. а) Назовите ассоциации, которые возникают при произношении ключевых слов повести (одним словом). Запорожская Сечь Мама Тарас Бульба. б) Кластер. Выделите группу ассоциаций, 2-3 самых главных слова для понимания этого образа. 3. Направленное чтение. Вопросы с прогнозированием и анализом, обобщением. а)1.Прочитаем отрывок о гибели Андрия. (чтение подготовленных детей) 1. После слов « ни одного слова». -Что вы почувствовали? А посочувствовали ли Андрию? 3. После слов «Погребут его и без нас!» -В первой редакции повести Остап и Тарас Бульба предают земле тело Андрия. Почему, как вы думаете, Н. Гоголь изменил эту сцену? (Совершил непоправимое - предал Родину) 4.Что такое «Родина» для Тараса Бульбы и его сына? «А что мне отец, товарищ и отчизна? Так если ж так, так вот что: нет у меня никого? Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизну? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя –ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда! И всё что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» –Андрий. Вера, свои, Запорожская Сечь, товарищество – Бульба. «Нет уз святее товарищества!» - эти слова объясняют страшный поступок Тараса Бульбы. Проведя всю жизнь в военных действиях, походах, он не только отвык от дома, хозяйства и труда, но и сознание его претерпело изменение: «узы товарищества» для него стали дороже уз «по крови». б) Выборочное направленное чтение. Следующая сцена « Казнь Остапа» 1.До слов «его сила». - Что будет? 2. После «след его простыл». -Почему Остап обращается к отцу?(Для него отец- пример настоящего героя) -Почему Тарас Бульба ответил сыну, хотя узнал, что за его голову поляки дают две тысячи червонцев? (Ради последнего «Слышу!» рисковал Тарас жизнью, переодевался в чужое платье, отдал все свои червонцы, чтобы сын знал, что отец рядом, в последний, смертный час не покинул его) - Две смерти перенёс Тарас Бульба. Как он переживал гибель своих сыновей? («Минуты две думал он, кинуть ли его на расхищение волкам или пощадить в нём рыцарскую доблесть!» - Андрий) («И обняло горе старую голову. Сорвал и сдёрнул он повязки» - Остап) в) Направленное чтение. 1. «И заплакал дебелый старый казак» - Почему заплакал старый казак? 2. После «Но ветер не донёс его слов» - Как ведёт себя пленный Тарас Бульба? - О чём переживает? 3. С кем можно сравнить Тараса в последней битве? (С былинным героем «Да разве найдутся на свете такие огни, муки, такая сила, которая бы пересилила русскую силу!») 4. Осмысление прочитанного. а) Рассуждение. - Совпали ли ваши предположения о судьбе героев? - Можно ли считать развязку повести трагической и оптимистической одновременно? - Умер Тарас Бульба, но казаки уплывают. б) Творческое задание на выбор. 1.Небольшое сочинение «Кто самый несчастный в этом рассказе?» 2. Синквейн. Одно слово - Тарас Бульба – Остап – Андрий. в) Подведение итогов. 5. Д/З. Прочитать новеллу П. Мериме «Матео Фальконе»
|