Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Игра в шашки как форма развития интеллектуальных способностей Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку. Гераклит На протяжении многих веков одной из интеллектуальных спортивных игр, полюбившейся как взрослым, так и подрастающему поколению, являются шашки. История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки - об это говорят и клетчатые доски, и разделение на "белые" и "чёрные" фигуры, и поочерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны - игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы. За многовековой опыт игра шашки не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели некую значимость в современном динамичном мире, как для взрослых игроков, так и для подрастающего поколения. Данная игра очень увлекательна и интересна, часто занимает досуг, но ее предназначение не только развлекательного характера, но и развивающего. Систематически играя в шашки, у человека развиваются умственные и аналитические способности. На первый взгляд, может показаться, что игра в шашки очень проста и не требует особых усилий. Но даже самые простые игры хранят в себе тонкости и нюансы. Во время сеанса игры участник должен в режиме реального времени быть внимательным, изобретательным, сообразительным, мыслящим, и хорошо помнить и свои ходы и действия соперника. Благодаря этому развивается память и внимание. Необходимо быть расчетливым, чтобы просчитывать варианты ходов, рассматривать разные планы развития игры, идти к осуществлению самого идеального плана, кроме этого нужно противостоять противнику, поворачивая ход игры в свою сторону. Чтобы обыграть соперника в шашки, необходимо понимать цель игры – расположить шашки таким образом, чтобы они не мешали хорошим ходам соперника, но в то же время закрывали его фигуры так, чтобы он не мог совершить следующие ходы без потери. В шашках сочетаются элементы игры, искусства и научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования. Шашки – игра, требующая творческого подхода. Спецификой творчества является предметный и объективный характер мышления. Установление единства мыслительного процесса, анализ и синтез, прогнозирование – всё это обогащает личность воспитанника, его разум и стремление к трудовой деятельности. Шашки безжалостны к ошибкам игрока, также как математика. Ведь неправильно решенная задача, снижает оценку ученика, а один неверный ход влечет за собой результат игры. На протяжении всей своей жизни являюсь активным участников различного рода соревнований и турниров. И не смотря на звание мастера спорта по шашкам Республики Казахстан, систематически повышают уровень мастерства. Принимаю участие не только в чемпионатах области и республики по шашкам, на которых не раз становился Чемпионом, но и в международных соревнованиях. По результатам на Чемпионате Мира по шашкам, в 2013 году в г. Евпатория (Украина), вошел в первую семерку лидеров. В 2015 году на Чемпионате Азии среди ветеранов по шашкам «64» стал Чемпионом Азии, заняв 1 место и достойно обойдя соперников в игре. Свою любовь к этой, поистине, народной игре, решил передать и своим воспитанникам. В кружке в КГКП «Станции юных техников» г. Сарани, под моим руководством, занимаются 64 воспитанника. Ежегодно мы принимаем участия в турнирах Карагандинской области и Чемпионатах РК. За последние 3 года отмечается положительная динамика в количестве призовых мест и увеличение количества воспитанников-участников различного рода соревнований. Мои воспитанники ежегодно выполняют и подтверждают юношеские разряды. Так, в 2012 году - 14 воспитанников, в 2013 году- 18, в 2014 году – 19 человек. В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю индивидуальному подходу с детьми с органичными возможностями. Как правило, это дети, у которых как компенсация за физический недуг, присутствует талантливость в интеллектуальных играх. Приходят в кружок, обучаться игре в шашки, дети с разным уровнем познавательного развития. Для рассеянного и невнимательного ребенка, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания во время шашечной игры – тяжелый труд, но и драгоценное приобретение. Можно отметить, что к концу учебного года, повышается не только уровень игры, но и улучшается устойчивость внимания, отмечается положительная динамика в усидчивости и сосредоточенности, а также в развитии восприятия, мышления, воображения. Шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Это во многом зависит от них самих. Но главной моей целью было и есть: научить моих воспитанников думать, размышлять, делать выводы, принимать самостоятельные и обдуманные решения. | |
Просмотров: 1431 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|