Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Развитие навыков устного счета на уроках математики в начальной школе.
1. Устный счет как составляющая часть урока математики.
Освоение смысла арифметических действий, формирование прочных вычислительных навыков, обучение решению текстовых задач, а так же развитие мышления, памяти, внимания, способностей и познавательных интересов – основные, приоритетные цели уроков математики в начальной школе.
Систематическое проведение устных вычислений способствует усвоению знаний на уровне автоматизированного навыка, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции, повышает интерес к математике.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, повторить и обобщить пройденный материал.
Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Овладение навыками устных вычислений имеет большое воспитательное, образовательное и практическое значение. Они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, помогают лучше усвоить приемы письменных вычислений, а быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни. Устные вычисления способствуют развитию мышления, сообразительности, математической зоркости, наблюдательность, инициативы и т.д. В арсенале каждого учителя существует множество видов упражнений для устного счета. Основная задача учителя – это создать такие условия, проводить устный счет в такой форме, чтобы ученики сами внимательно следили за ответами друг друга, а учитель был не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все новые и новые интересные задания. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно. Устные упражнения должны пронизывать весь урок. Их можно соединить с проверкой домашнего задания; направить на закрепление и отработку текущего материала. Необходимо включать задания с элементами творчества (например, для подготовки к восприятию нового материала), а так же упражнения развивающего характера (в том числе нестандартные задания, логические, занимательные, упражнения на сообразительность). На каждом уроке можно специально отводить 10 минут для устных вычислений. Задания должны соответствовать теме и цели урока.
Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало, отведенного на это время урока. Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем постепенно брались за вычисления все более и более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Проводимый в игровой форме, в форме соревнования, устный счет способствует созданию положительных эмоций у детей, помогает результативному овладению знаниями, формирует интерес к математике.
Игры для проведения устного счета.
«Угадай задуманный пример» На доске пишутся примеры. Учитель называет ответ одного из них, а ученики должны найти задуманный пример по его ответу. В этом случае учащиеся решают все или почти все примеры, чтобы найти нужный. Игру можно проводить устно: у учащихся должны быть карточки с номерами примеров, которые они будут поднимать по просьбе учителя, или в виде теста.
«Соня» Эта игра не требует особой подготовки. Ребята опускают голову на сложенные на парте руки, имитируя сон. Учитель медленно читает пример и называет его ответ. Если ответ верный дети продолжают «спать», если же допущена ошибка – «просыпаются», поднимают руку и исправляют ошибку.
«Счет-дополнение» Учитель записывает на доске какое-то число, например, 1,5. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 1,5. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 1,5. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.
«Торопись, да не ошибись» Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут ответы.
Список использованной литературы
1. О.П.Зайцева “Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребёнка” //Начальная школа, № 1, 2001 г.
2. Т. Иванова “Устный счёт” // Начальная школа, 1999 г.
3. Т.С. Мишенева “Приемы организации устного счета” // Начальная школа, № 12, 1995 г.
4. В.А. Клименкова “Для устного счета” // Начальная школа, № 5, 1994 г.
Категория: Опыт | Добавил: zheldakviktornatalya (2015-11-03) | Автор: Наталья E
Просмотров: 2293 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru