Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Внеклассная развивающая работа по математике, как средство повышения учебной мотивации личности. Внеклассная работа по математике - это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются математические « пристрастия» педагога и способности учащихся. Если создать ситуацию успеха ученика, то можно ожидать открытия огромного интеллектуального, исследовательского потенциала. Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишает его характера серьёзного труда, требующего усилия воли. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала предусмотренного программой. Я думаю, одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по этому предмету - слабый интерес многих учащихся к математике. С помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно интерес школьников к учёбе. Я использую следующие виды внеурочных занятий: математический кружок, внеклассные мероприятия, творческие задания. Наряду с учащимися безразличными к математике имеются и другие ученики, увлекающиеся этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке математики. Они хотели бы больше узнать о своём любимом предмете; узнать, как он применяется в жизни, решать интересные и более трудные задачи. Поэтому особое внимание я уделяю кружковым занятиям, основной целью которых следует считать решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемых на уроках. Математический кружок проводится два раза в неделю. На таких занятиях учащиеся решают занимательные задачи, задачи на смекалку. А также на занятиях кружка заслушиваются небольшие сообщения учеников по некоторому вопросу( биографии видных математиков, интересные факты из истории математики).Очень любят учащиеся изобретательские и исследовательские задачи. Вот одна из них: Персей и Горгона. Древнегреческий герой Персей должен был убить Медузу Горгону, не глядя на неё,- иначе бы он окаменел. Как Персей решил эту задачу- известно из мифа ( Персей сражался с Горгоной, глядя на её отражение в своём медном щите). А я усложнила задачу: предположим, окаменеть можно не только от взгляда Медузы, а и от её страшного вида- тогда и зеркало не спасёт. Как быть? Вот какой ответ я получила от ученика 5 класса: использовать кривое зеркало- в нём она будет скорее смешная, чем страшная. Затем я усложняю задачу. Предположим, можно окаменеть от ужаса, увидев Медузу даже в кривом зеркале. Как быть? Учащимися были предложены ответы: определить местоположение горгоны по тени; облить её чем-то очень пахучим и ориентироваться по запаху. Именно такие задачи позволяют учащимся изобретать новое. В процессе исследования ребята сами разрабатывают способы решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для постановки новых проблем. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одарённости ученика. В нашей школе на работу с одарёнными детьми выделяется один час в неделю. Как известно, при решении олимпиадных задач используются специальные методы, как правило, не рассматриваемые в школе. Для работы я использую материал в основном из книг А. В. Фаркова « Математические кружки», « Готовимся к олимпиадам по математике», «Математические олимпиады в школе» и др. Для учащихся внеклассное мероприятие- переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения. Такие мероприятия – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества. Очень любимы мной и учащимися математические игры: « Звёздный час», « Математическая регата», « Морской бой», «Клуб весёлых математиков», математические викторины и эстафеты. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов учащихся в практике обучения нет. Я даю с этой целью задания творческого характера. Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты - также один из способов развития творческого воображения учащихся. Дети с большим удовольствием сами сочиняют сказки. С интересом учащиеся составляют кроссворды и ребусы. По теме « Координатная плоскость» предлагаю задание - нарисовать по координатам. Например, рисунок «Стрекоза». (5;4);(3;3); (-7;-7);(-7;-8);(-6;-8);(4;2);(5;4);(5;6); (4;6); (3;5); (3;4); (7;4); (7;3); (6;2); (5;2); (5;4); (6;5);(7;5); (6;6); (6;5); крылышки: (2;2); (2;3); (-7;12); (-8;12); (-8;10); (-6;7); (2;2); (-9;8); (-9;7); (-8;5); (-4;2); (1;1); крылышки: (3;1); (4;1); (13;-8); (13;-9); (11;-9); (8;-7); (3;1); (9;-10); (8;-10); (6;-9); (3;-5); (2;0). Можно также предложить учащимся задания по темам « Симметрия», « Графики функций» и др. Совершенствуя методы, средства, формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Главным результатом своей работы я считаю повышение интереса учащихся к урокам математики, мотивированность их в изучении данного предмета, положительная оценка со стороны учащихся. | |
Просмотров: 1021 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|