Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
А.В. Мартынова, Ю.В. Солодникова НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ (г. Алматы, Казахстан, ННПООЦ «Бобек», гимназия «Самопознание») Аннотация: В статье рассматриваются условия развития личности школьников в процессе учебно-познавательной деятельности. Описываются виды и методы учебных работ на уроках информатики, а так же новый подход к системе оценивания, которые способствуют активизации деятельности учащихся и повышению эффективности урока. Аннотация: Мақалада оқушилардың оқуөтанымдылық қызмет үрдісінде жеке тұлғалық даму жағдайы қарастырылады. Информатика сабағынды оқу жұмысының түрлері мен әдістері, сонымен қатар оқушылардың белсенділігін және сабаақтың тиімділігің көтеретін бағалау жүйесінің жаңа тәсілдемесі суреттеледі Annotation: The article considers the conditions of development of personality in the process of learning and cognitive activity in high school. It describes the types and methods of training works on informatics lessons, as well as a new approach to the evaluation system, which aim to empower students and improve the efficiency of the lesson. Ключевые слова: методы обучения информатике, самостоятельная работа, развитие саморегуляции учащихся. Кілт сөз: Информатиканы оқу әдісі, өздік жұмыс, оқушының өзіөөзі реттеуі. Key words: methods of teaching Informatics, self-study, the development of self-regulation of students. Педагогическое сообщество в последнее время все чаще волнует тема «Как сделать урок интересным и эффективным?». Ключевыми вопросами которой, являются: что происходит в системе образования; почему, вкладывая столько усилий, мы получаем такие низкие результаты, в чем причина? В настоящее время возросла актуальность поиска новых путей реформирования образования, которые позволили бы современному учителю «повернуться лицом к ученику». Вопросы ориентации на индивидуальные особенности учащихся в обучении и воспитании не раз поднимались в мировой педагогической практике. «Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метапознания согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, что бы они могли продолжить обучение самостоятельно [1]. Одним из самых проверенных практикой путей является образование в социокультурном информационном пространстве, в котором важную роль играет организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Это возможно в социокультурном информационном пространстве образования, которое включает информационные ресурсы, нравственно-духовные нормы и ценности, учитывающие особенности менталитета и способствует формированию всесторонне развитой гармоничной личности, способной к самооценке, самоанализу и самообразованию. При работе в социокультурном информационном пространстве успех будет зависеть от уважения к другим, культуры общения, чувства ответственности, доброжелательности и сотрудничества, желания делиться своими знаниями друг с другом, способности к самоконтролю. Практически все эти ценности взаимосвязаны. В настоящее время информатика является одной из наиболее перспективных «точек роста» фундаментальной науки. Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать “над собой”, самосовершенствоваться. Наша задача научить этому. Гибкость в определении целей, учет личностных интересов, индивидуальных возможностей и способностей учащихся делает процесс обучения более успешным, результативным. При этом подходе создается особая атмосфера творчества, взаимопомощи, эмоционального контакта, выстраиваются межличностные отношения. На уроках информатики нами применяются разнообразные методы и виды работ, которые способствуют активизации деятельности, вовлечению всех учащихся в учебный процесс и развитию саморегуляции учащихся, и как следствие повышению эффективности урока. Далее описаны некоторые из них. • Определение «отправной точки» и зоны ближайшего развития учащегося (по Л. С. Выготскому) – этот этап очень важен, так как учителю это позволяет определить начальный уровень сформированности знаний, умений и навыков и компетентностей учащегося [2], то есть выяснить «отправную точку», увидеть зону ближайшего развития ребенка, скорректировать свой план, который будет отвечать запросам учащихся, помогает спрогнозировать и выстроить стратегию развития, направленную на преодоление возможных трудности в обучении. Обычно проводится на первых занятиях изучения темы раздела, главы. Ученику данная работа позволяет составить представление о существующей ситуации и требованиях, на которые нужно будет опираться. • При изучении новой темы на этапе актуализации знаний мы стараемся вопросами высокого порядка (анализ, синтез и оценка) подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы занятия, что позволяет учащимся видеть цель и осознанно подходить к восприятию учебного материала. Пройдя курсы повышения квалификации по международной обучающей программе (разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» (Казахстан) и Кембриджским университетом (Великобритания)), мы по-новому посмотрели на использование диалогического обучения, активных форм деятельности учащихся. Поэтому помимо индивидуальной работы, довольно часто стали применять работу в группах или парах, в зависимости от сложности и объема предоставляемой информации. В зависимости от возрастных особенностей учащихся мы даем возможность им самостоятельно выбрать источник информации, где найти ответы на поставленные вопросы: использовать учебную литературу, электронные учебники, Интернет-ресурсы (на ПК, собственных планшетах, телефонах), или изучить подготовленный учителем раздаточный материал. После такого вида исследовательской деятельности, учащиеся должны суметь изложить существенные понятия по теме в виде карты памяти, постера и т.д. При этом роль учителя - наблюдать и направлять поисковую работу в нужное русло. Далее проходит совместное обсуждение, при котором мы вместе с учащимися корректируем полученные знания, делаем выводы. • Формирование и совершенствование практических навыков работы на ПК включает в себя: выполнение лабораторно-практической работы. Данный метод обучения позволяет учащиеся под руководством учителя или консультанта (например, из числа учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета информатики) и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания. В силу специфики предмета учащимся предлагается работа с образцами решенных заданий, в которых предложены разные наборы входных данных, от которых зависит решение. В практической работе могут быть предложены разноуровневые задания, которые позволяют учащимся, в процессе их выполнения осмысливать, закреплять новый учебный материал и корректировать свои уже имеющиеся ЗУН. • Систематизация и закрепление изученного материала – на данном этапе учащимся предлагаются выполнить творческую работу или мини-проект по теме или разделу. Задания данного вида предполагают как индивидуальную, так и групповую формы работы и позволяет учащимся не только систематизировать и продемонстрировать имеющиеся у них знания, практические навыки работы на ПК, но и провести собственное исследование по теме. Личностно-ориентированный подход является методологической ориентацией в педагогической деятельности. Базируясь на системе взаимосвязанных понятий, идей и способов действий [3]. При этом учителю необходимо помнить о создании комфортной среды сотрудничества, совместного поиска, и творчества, в которой учащийся будет способен генерировать субъективно новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Например: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи. Далее необходимо стремиться к переходу учащихся на более высокий уровень – это тот уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, владение элементами исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется работе с талантливыми и одаренными учащимися: данной категорией, как правило, принято считать более способных учащихся, имеющих более высокий уровень мотивации к обучению. Учитель может объединять «сильных» учащихся в группу или формировать группы, в которых эти учащиеся могут взять на себя роль лидера: к ним прислушиваются и с ними советуются, они становятся генераторами деятельности в классе. Таким образом, обучающийся, который может мыслить критически, анализировать и синтезировать свои действия, является успешным учеником. Успех зависит от учителя, который должен помочь ученику стать всесторонней развитой личностью. Эффективными будут являться дифференцированные, опережающие задания творческого и поискового характера. Большое внимание на наших уроках уделяется оцениванию. Изучив методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся» [4], мы понимаем как важно оценивание для обучения, а так же проанализировав свой опыт с использованием традиционной и «новой» (10-бальной) системы оценки мы пришли к выводу, который представлен в виде следующей таблицы (приложение 1). Мы стали больше использовать формативное оценивание, тем самым помогая ученику понять: что у него получается хорошо, над чем еще нужно поработать, и как выработать индивидуальную стратегию для достижения цели. Одной из основных умений, которой мы стараемся обучить детей, является рефлексия, т. е. осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Ученик может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, требующие осуществлять рефлексию. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя. Ученикам понравилось работать в такой системе, это стимулирует их активность, познавательный интерес. Перестав бояться сделать ошибку, они стали более открытыми, стали говорить о том, что им не понятно, у них появилось желание поиска правильного решения. А когда учащиеся участвуют в выработке критериев оценки, то они уже более вдумчиво и серьезно подходят к выполнению задания, а значит и качество работ улучшается. Иногда учащимся предлагается провести взаимопроверку работ по определенным критериям. Обязательным условием является оценивать работу, а не самого одноклассника, и делать аргументированные замечания. Данный вид работы ученикам очень понравился, они почувствовали, на сколько ответственное задание они выполняют. Делая замечания, объясняя почему, на их взгляд, работа одноклассника выполнена верно или не верно, они уже могли самостоятельно объективно оценить и свою работу. Самоконтроль вместе с самооценкой должен осуществляться учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимал, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого каждое задание должно сопровождаться предъявляемыми требованиями к работе и критериями оценки. С тех пор, как мы ввели такую систему оценивания, изменился стиль работы учащихся, теперь они стараются выполнять задание как можно лучше, а в случае затруднения обращаются за помощью к учителю или задают вопросы своим одноклассникам. Они поняли важность умения задавать вопросы, строить диалог на уроке, начали делать попытки анализировать свою деятельность. Для нас это большой успех. Конечно, не возможно все сразу изменить, но эту практику нужно продолжать, это должно стать нормой, потребностью. У ребят появилось желание узнать больше, стремление к росту, научиться применять свои знания. Главное, они поняли, что учиться на самом деле очень интересно и если мы вместе (учитель - ученик, ученик - ученик), то и совсем не трудно. Хочется отметить, что используя данные методы и приемы на уроке, которые, несомненно, повышают его эффективность, учителю приходится серьезно готовиться, затрачивая много времени на продумывание каждого шага, вопроса, находить все новые формы, чтобы удерживать интерес учащихся и их активность. Это требует от учителя большой самоотдачи, терпения и преданности своему делу. Проводя коучинг-сессию с учителями-единомышленниками нашей гимназии именно по теме «Как сделать урок интересным и эффективным?» на основе Закона Парето вывели свой закон: «При затрате 80% усилий учителем и 20% учащимися на подготовку к уроку, можно при 20% усилий учителя на уроке, получить 80% результата от учащихся». Библиографический список: 1. Руководство для учителя: 3 (базовый) и 2 (основного) уровень. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК по международной обучающей программе, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» (Казахстан) и Кембриджским университетом (Великобритания), 2012. 2. Репетухас Е. В. Совершенствование подходов к конструированию и содержанию компетентностно-ориентированных уроков. – Казахстан, Костанайская область: КГУ «Приозерная средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района», 2013. 3. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе — Ростов н / Д: Феникс, 2006. 4. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. | |
Просмотров: 878 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|