Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Ващенко Наталья Викторовна КГУ «Ново-Урицкая средняя школа» Отдела образования акимата Сарыкольского района Костанайской области В работе учителя со слабоуспевающими школьниками нередко возникают затруднения. В частности, когда на уроке организуется проблемное изучение нового материала, учитель обычно ориентируется в основном на учащихся, составляющих по уровню своих учебных возможностей большинство в классе («средних» школьников). При этом проблема не всегда оказывается соответствующей учебным возможностям слабоуспевающих учеников. Запас знаний и умений у таких школьников меньше, чем у одноклассников, и они особенно отчётливо это ощущают в процессе проблемного обучения, которое основано на использовании целого комплекса мыслительных операций, разнообразных умений и навыков учебного труда. Следовательно, для того чтобы вовлечь слабоуспевающих учащихся в коллективный поиск решения учебных проблем, необходимо прежде всего обеспечить у них запас тех знаний и умений, на которых основывается проблемное обучение нового материала. С этой целью я предлагаю осуществлять специальную предварительную подготовку слабоуспевающих школьников: выполнение ими домашних или классных заданий, требующих восстановления в их памяти знаний и умений, которые затем будут применяться при рассмотрении нового материала[1]. Основной целью такой подготовки служит восстановление, оживление в памяти знаний и умений, являющихся, с одной стороны, опорными при создании проблемных ситуаций и решение проблем, с другой - недостаточно сформированными у этих школьников. Отставание ребят в учении происходит в основном либо из-за слабой развитости их мыслительной деятельности (они затрудняются достаточно верно и быстро анализировать явлении и факты, обобщать их и т.п.), либо из-за низкого темпа чтения, письма, счёта, неумения планировать свою работу и контролировать её. А также из-за отсутствия должного отношения к учению. Возможны и другие причины слабой успеваемости (их может быть и сразу несколько). Важно, чтобы при составлении заданий учитель ориентировался на ту причину отставания в учении, которая является в данный момент основной для ученика. Содержание специальных предварительных заданий определяется путём анализа предполагаемой ситуации и этапов проблемного обучения, вычленения конкретных физических понятий, зависимостей и пр. Рассмотрим осуществление такого анализа на примере проблемного изучения в 8 классе электрического тока в электролитах [2]. Основную проблемную ситуацию предполагается создать с помощью демонстрационного эксперимента, описываемого в учебнике в учебнике физики: сначала два электрода опускают в стакан с дистиллированной водой и включают в цепь, состоящую из источника тока, электрической лампочки и ключа, а затем эти же электроды погружают в стакан с раствором медного купороса. Во втором случае лампочка горит, в первом – нет. Возникают вопросы: почему в цепи с раствором медного купороса электрический ток есть, а в цепи с дистиллированной водой его нет? Чем объяснить, что раствор медного купороса проводит электричество, а дистиллированная вода не проводит? Правильные ответы ученики дадут, если они, во-первых, знают, что такое электрический ток, и имеют представления о проводниках и изоляторах; во-вторых, умеют сравнивать, выделять главное, существенное в процессе наблюдений и анализа явлений, делать выводы. Поэтому в специальные домашние задания включаются вопросы для повторения понятий «электрический ток», «проводники» и «непроводники» электричества, а также упражнения на формирование мыслительных операций и навыков учебного труда. Учитель предлагает классу вопросы: «Являются ли жидкости проводниками электричества? Какими примерами это можно иллюстрировать?» Для развития мыслительных способностей можно включить задания: запишите главную мысль по параграфу, составьте план его содержания и т.п. Развитию навыков учебного труда способствуют задания, при выполнении которых учащиеся работают с табличными данными или сами составляют таблицы, чертят, вычисляют, осуществляют проверку результатов и т.п.: начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока (батарея гальванических элементов), ключа, лампочки и звонка [3]. Задания с составлением или заполнением таблицы подбираются так, чтобы ученики могли, опираясь на имеющиеся знания, выполнить его. Например: «Заполни таблицу, пользуясь формулой для определения сопротивления проводника». Таблица зависимости физических величин Материал Длина, м Площадь сечения, мм2 Сопротивление, Ом Медь 100 1 ? Медь 10 1 ? Никелин 60 ? 60 Никелин 10 ? 60 Графит ? 4 0,5 Графит ? 8 0,5 ? 0,1 0,001 5,5 По итогам выполнения задания учащиеся будут четко представлять, от каких параметров зависит сопротивление проводника. Например: от длины проводника. Ученики смогут предложить различные параметры и логику своих рассуждений. Учащиеся должны хорошо понимать, что для того чтобы найти зависимость от какого либо параметра, необходимо остальные параметры уровнять. Чем больше длина, тем большее сопротивление приходиться преодолевать электронам при прохождении по проводнику, следовательно, R1>R2. Следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине, зависит от толщины проводника и от рода проводника. Таким образом, учащиеся, имея теоретические данные, смогут предположить результат эксперимента и сделать соответствующий вывод [4]. Такие задания позволяют развивать умение производить математические вычисления, умение пользоваться предоставленным справочным материалом, способствует развитию мыслительной деятельности, познавательного интереса слабоуспевающих учащихся Для школьников, у которых отсутствует должное отношение к учению, предварительные задания учитель составляет с опорой на их жизненный опыт, используя материал по возможности занимательного характера, например: запишите, какие в вашей квартире имеются потребители электрической энергии и приборы управления током. Таким образом, в методику составления предварительных заданий для слабоуспевающих школьников входит: • анализ проблемной ситуации и процесса её предполагаемого разрешения и выделение на основе этого знаний и умений, которые понадобятся учащимся для осознания проблемы и её дальнейшего решения; • подбор вопросов и упражнений, с помощью которых проверяются знания и умения, необходимые для проблемного изучения нового материала, с учётом уровня развития учебных возможностей школьников. Специальную подготовку имеет смысл организовать непосредственно перед уроками с проблемным изучением новой темы. С этой целью учитель либо предварительно даёт слабоуспевающим ученикам индивидуальные задания, либо предлагает выполнить соответствующие упражнения в классе (на предыдущем уроке или в начале урока), посвященного проблемному изучению материала. Такая предварительная подготовка целесообразна лишь тогда, когда учитель в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций опирается на задания, выполненные учащимися. Используя факты, с которыми слабоуспевающие школьники познакомились при подготовке к уроку, учитель шире привлекает их к высказываниям предложений по возникшим вопросам. При этом очень важно поддерживать в классе благоприятную атмосферу, поскольку отстающие школьники обычно испытывают крайнюю неуверенность в своих силах, теряются при вызове учителя, боятся отвечать на любые вопросы [5]. Поэтому следует подбадривать их при ответах, энергично поощрять первые же успехи, тактично реагировать на неудачные высказывания, стимулировать активное участие в решении проблем всевозможными способами. Методические разработки специальных предварительных заданий к проблемному изучению нового материала не займут у учителя больше того времени, которое он затрачивает на составление обычных домашних заданий. В этом ему помогут разнообразные учебные пособия, содержащие дидактический материал. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных моментах новой темы. Учителю необходимо чаще обращается к ним с вопросами, для того чтобы выяснить как учащиеся усвоили новый материал. Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся не боялись задавать интересующие их вопросы, не боялись быть не услышанными, необходимо сразу же выявлять затруднения в усвоении нового материала. Материалы из INTERNET 1. Внедрение технологии проблемного обучения на уроках физики как средства самоопределения и самореализации учащихся http://fizmatushki.narod.ru/vistypleniya/vnedrenie.html (08.09.2015г.) 2. Литвиненко Н.Н. Работа со слабоуспевающими детьми http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/02/09/rabota-so-slabouspevayushchimi-detmi (10.09.2015г.) 3. Синицына Е.В. Использование разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности http://festival.1september.ru/articles/415329/ (08.09.2015г) 4. Расцветаева О.В. Проблемное обучение на уроках физики http://festival.1september.ru/articles/584779/ (10.09.2015 г.) 5. Шмидт Е.Ф Педагогические технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания http://nauka-it.ru/attachments/article/1342/shmidt_ef_sosnovskoe_konf13.pdf (10.09.2015г.) | |
Просмотров: 538 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|