Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
АВТОР: Г. М. Адельбаева ТЕМА: РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ КГУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 АКИМАТА Г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА Уровень развития нашего государства определяется не только богатством природных ресурсов, но и человеческим капиталом, его интеллектуальным и творческим потенциалом. В связи с этим стратегической целью системы образования РК является создание наиболее благоприятных условий для формирования высоко образованной, конкурентоспособной, творческой личности. На это ориентированы задачи Закона «Об образовании» РК: 1. Создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики 2. Развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности. Вместе с этим, на наш взгляд, происходит недооценка значимости различных этапов образования в развитии одаренности и творческих способностей детей: • в звене начального образования основное внимание традиционно уделено процессу обучения знаниям, умениям и навыкам, за которыми остается забытой личность самого ребенка, не создаются условия для раскрытия творческого потенциала и интеллектуальных способностей ребенка; • в современном образовательном пространстве отсутствует система объективной диагностики результатов обучения одаренных детей, система контроля и оценки в школе носит формальный характер, констатируя уровень знаний, умений и навыков, а не их возможностей; • существующие учебные пособия для учащихся не содержат заданий деятельностного типа по развитию теоретического мышления. Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, школа должна вооружить учащихся «прочными и глубокими знаниями основ наук»; во-вторых, она обязана подготовить своих питомцев к «жизни», сформировав у них важнейшие умения и навыки, необходимые для включения в различные сферы общества. В последние годы широкую известность приобрели психологические исследования, направленные на изучение возможностей и условий усвоения школьниками научных понятий и развитие у них на этой основе теоретического мышления. Теоретическому или разумному мышлению присущ ряд характерных черт, Так, этому мышлению свойственен анализ как способ выявления генетически исходной основы некоторого целого. Далее, для него характерна рефлексия, благодаря которой человек постоянно рассматривает основания своих мыслительных действий и тем самым опосредствует одно из них другими, расскрывая при этом их внутренние взаимоотношения. Наконец, теоретическое мышление осуществляется в основном в плане мыслительного эксперимента, для которого характерно выполнение человеком такого мыслительного действия, как планирование. Теоретическое мышление – мышление, направленное на открытие законов, свойств объектов, связано с содержательным обобщением предметов. Для развития теоретического мышления можно обозначить следующие направления работы. Развитие содержательного анализа. Содержательный анализ состоит в поиске человеком закономерных связей между рассматриваемыми объектам, определяет те внутренние отношения, которые являются и основой и условием существования объекта; Развитие содержательного планирования. Возможности человека в планировании решения задач определяются сформированностью способности действовать в уме. Содержательное планирование - построение системы действий и определения их оптимальной последовательности для решения задачи; Развитие содержательного рефлексии. Содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение человеком существенных оснований собственных действий, которые он производит с проанализированным предметом. Теоретическое мышление не является самостоятельным приобретением ребенка. Оно развивается только в процессе целенаправленного обучения. К условиями, обеспечивающим полноценное развитие теоретического мышления и его структурных компонентов, относятся содержание обучения, выстроенное на основе теоретических понятий; специально организованная квазиисследовательская деятельность школьников; системное применение заданий деятельностного типа для развития теоретического мышления. Какие реальные возможности есть у учащихся 5-6 классов в развитии теоретического мышления? Я предполагаю, что обучение математике, построенное по содержанию и форме квазииследовательской деятельности, может существенно влиять на развитие теоретического мышления и на успешность усвоения самого содержания обучения математике. Начиная с 5 класса, школьники на уроках математики должны освоить содержание довольно высокой теоретической сложности. Ученику необходимо научиться исследовать условие задачи, отыскивать связи между свойствами объектами возможными способами его преобразования. Этим условиям удовлетворяет поисково-исследовательская деятельность. Таким образом, вопрос о развитии теоретического мышления учащихся 5-6 классов приобрел актуальность в практическом и теоретическом смыслах. В связи с этим остро стоит вопрос, какие реальные возможности есть у учащихся 5-6 классов в развитии теоретического мышления? Цель работы: выявление условий развития теоретического мышления младших подростков. Объект исследования: развитие теоретического мышления младших подростков в процессе обучения математики. Предмет исследования: особенности развития теоретического мышления учащихся 5-6 классов на занятиях по математике, организованных в форме квазиисследовательской деятельности. Гипотезы исследования: — содержание обучения математике в основной средней школе позволяет развивать теоретическое мышление и интеллект младших подростков; - для этого обучение должно приобрести исследовательский характер, существенным моментом которого является решение задач квазиисследовательского типа; - решение задач квазиисследовательского типа младшими подростками может включать в себя самостоятельное открытие и обсуждение общих способов, лежащих в основе решения задач одного типа, организацию дискуссии по поводу самого рассматриваемого объекта, анализ границ применимости найденного способа решения задачи. Задачи исследования на ближайши 2-3 года: 1.Провести анализ предпосылок развития теоретического мышления учащихся 5-6 классов (по данным научной литературы). 2. Провести диагностику развития теоретического мышления младших подростков на математическом материале. 3. Разработать сборник задач квазиисследовательского типа на основе содержания курса математики в пятом классе. 4. Оценить влияние обучения в форме квазиисследовательской деятельности на развитие основ теоретического мышления Научная новизна исследования состоит в конкретизации общетеоретических представлений о возможностях развития теоретического мышления и учебной деятельности за пределами начальной школы, выявлении их своеобразия на занятиях по математике. Будут показаны резервы развития теоретического мышления младших подростков в процессе обучения математике, выделены общие характеристики квазиисследовательской деятельности учеников, которые могут быть реализованы в обучении на уроках математики в пятом – шестом классе. Практическое значение исследования заключается в том, что будет разработан сборник задач квазиисследовательского типа на материале обучения математике в пятом, шестом классе. В результате обучения ученика по предлагаемой мной схеме ожидается следующее: 1. В области знаний - понимание зависимостей и умение оперировать ими. 2. В области понимания - умение соотносить разные знаковые формы, описания. 3. В области действия – умения преобразовывать собственный способ действия. 4. В области коммуникации – способности к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества. Методы исследования. Для решения поставленных задач будут использоваться методы теоретического анализа научной литературы, констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение за детьми в процессе обучения, диагностические методики, статистические методы. Положения, выносимые на защиту. В общеобразовательный курс математики основной средней школы могут органично входить специально-разработанные задания, построенные на программном содержании и требующие исследовательского подхода учеников к их решению. Обучения математике в форме квазииследовательской деятельности существенно влияет на развитие теоретического мышления и на успешность усвоения содержания математического образования. Для развития математического мышления, как формы теоретического мышления в анализе математического объекта, учениками необходимо присутствие таких элементов, как работа с образом изучаемого объекта, обсуждение существующих внутри него связей, оценка границ применимости найденного решения. Занятия в форме квазииследовательской деятельности обеспечивают более высокий уровень развития интеллекта младших подростков в части сформированности математических знаний и действий, умения находить логические закономерности построения математической информации, а также применять теоретические знания в практических ситуациях. В течении семи месяцев я работала в режиме эксперимента с группой детей, пожелавших в нем участвовать по определенной системе и специальному сборнику задач, который разработан мной по специальным требованиям, повышающим на мой взгляд, уровень развития компонентов теоретического мышления. Итоги работы показаны в таблице ниже. На конец года видна положительная динамика у всех детей, принимавших участие в эксперименте, что говорит о том, что мне удалось добиться успеха в своей работе, а детям более высоких результатов в учебе. Показатели теоретического мышления на начало эксперимента. Компоненты теоретического мышления № Фамилия, имя Содержательный анализ Содержательная рефлексия Содержательное планирование Общий уровень 1 Козленко А. 5 выше среднего 0 низкий 0 низкий 5 средний 2 Швайковская А. 3 средний 0 низкий 0 низкий 3 ниже среднего 3 Медведева Е. 0 низкий 0 низкий 0 низкий 0 низкий 4 Худякова Е. 3 средний 0 низкий 0 низкий 3 средний Показатели теоретического мышления на конец эксперимента. Компоненты теоретического мышления № Фамилия, имя Содержательный анализ Содержательная рефлексия Содержательное планирование Общий уровень 1 Козленко А. 5 выше среднего 1 средний 1 ниже среднего 7 выше среднего 2 Швайковская А. 4 выше среднего 1 средний 2 средний 7 выше среднего 3 Медведева Е. 4 выше среднего 1 средний 1 ниже среднего 6 средний 4 Худякова Е. 4 выше среднего 1 средний 1 ниже среднего 6 средний СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые документы в области образования Республики Казахстан 1. Закон «Об образовании» Республики Казахстан. – Астана, 2007. 2. Концепция выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Казахстан.- Астана, 1998. 3. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан.- Алматы 2002 Список литературы: 1. Р. Атаханов «Математическое мышление и методики определения уровня его развития» Москва-Рига 2000 2. В.В. Репкин «Развивающее обучение: теория и практика» «Пеленг» 1997 г 3. В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения» Москва «Педагогика» 1986 г 4. А.З.Зак «Различия в мышлении детей» Москва 1992 г 5. А.К Дусавицкий «Развитие личности в учебной деятельности» М Дом педагогики 1996 г | |
Просмотров: 866 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|