Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Индивидуальный план самообразования «Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного возраста в условиях пришкольного интерната»
Программа
«Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного возраста в условиях пришкольного интерната»
(2014-2017 г.)








Аннотация.
Настоящая программа является программой духовно-нравственного воспитания и развития детей разного возраста. Она рассчитана на 3 года, предполагает участие всех воспитанников 1-11 классов пришкольного интерната, реализуется на базе «КГУ Корнеевская гимназия» в учебное и внеурочное время.
Обоснование.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, характеризуются утратой духовно-нравственных ценностей: большинство граждан перестали сознательно принимать принципы и правила социального поведения, изменился смысл жизненных ориентиров, забыты традиции, долг перед обществом. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены возникшим кризисом духовности, нравственности личности, упрощением, внутренней жизни.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Республики Казахстан. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
На фоне происходящих событий особую актуальность приобретает проблема формирования ценностных ориентаций в отроческие годы, когда осуществляется переход от сознания к самосознанию, происходит формирование основы личности.

Концептуальные основы

Проблему духовно-нравственного воспитания рассматривают в философском, педагогическом, психологическом аспектах. Она рассматривалась в исследованиях Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, В.В. Зеньковского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, М.М. Рубинштейна и др. Философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах Г. Гегеля, И.А. Ильина, И. Канта, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова. Психологические подходы, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Н.Е Щурковой.
Анализ литературы по данной теме показал, что с одной стороны духовно-нравственное воспитание рассматривается как стремление соединить религиозное и светское понимание духовности, с другой стороны нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность - на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Множество подходов, различные точки зрения на понятие духовности расширяют проблемное поле, но не уточняют, как должен быть организован процесс духовно-нравственного воспитания в тех или иных условиях. В настоящий момент методологической основой является Стратегия развития духовно-нравственного воспитания личности в Республике Казахстан. Но и она не дает ответа на вопросы: кто, каким образом и что будет воспитывать в детях.
Обращаясь к проблеме духовно-нравственного воспитания, необходимо помнить о том, что невозможно способствовать формированию и развитию человека, разложив процесс на части (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание и т.д.), что целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира.
Наиболее полное отражение принципы духовно-нравственного воспитания личности нашли своё отражение в педагогических трудах К.Д.Ушинского и А.Н.Острогорского. Вся нравственная система, разработанная ими, основана на уважении личности ребёнка, раскрытии его индивидуальных свойств, воспитании его в стремлении к деятельности и активности.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
«Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, – представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Содержание духовно-нравственного воспитания является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленным в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения.


Цель. Задачи.

Цель: Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного школьного возраста в условиях пришкольного интерната.
Задачи:
1. Создать пространство, обеспечивающее формирование у школьников уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее.
2. Создать пространство, обеспечивающее формирование у школьников нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей.
3. Организовать вовлечение детей в творческую духовно-нравственно ориентированную деятельность в целях формирования эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру.
4. Обеспечить средним и старшим школьникам пространство для реализации потребности в движении в целях формирования у них ценностных установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
5. Организовать экологическую деятельность школьников в целях расширения их личного опыта реализации активной нравственно-экологи¬чес¬кой позиции во взаимодействии с природой и социальной средой.
6. Обеспечить подготовку средних и старших школьников к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений.
7. Создать условия, способствующие формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности.


Предполагаемый результат

В качестве результата воспитательного процесса при реализации данной программы мы рассматриваем развитие духовно-нравственной сферы личности школьников. «Идеальный» прогнозируемый результат освоения детьми программы духовно-нравственного воспитания и развития: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Казахстана, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Казахстана.
В духовно-нравственном воспитании детей разного школьного возраста в качестве основных видов опыта мы выделили опыт:
• принятия духовных и нравственных ценностей;
• эмоциональный;
• активного общения;
• нормативного поведения;
• практической социально-направленной деятельности,
• эстетического наслаждения красотой и творческого воплощения своих впечатлений в различных видах творчества;
• применения на практике знаний;
• бережного отношения к своему здоровью;
• реализации активной творческой позиции в коллективной деятельности;
• принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу духовных ценностей;
• и др.

Ступени коллективного и личностного роста
участников воспитательного процесса

Ступень Признаки сформированности основ духовно-нравственной позиции ребенка
первая - желание участвовать в социально ориентированной деятельности;
- эмоциональные реакции при встрече с различными людьми и попытка передать эти чувства в доступных видах творчества;
- явное стремление соблюдать правила поведения в социуме, оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- попытки контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающим
вторая - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного поселка, района, области;
- представление о коллективе как части общества, способность активного участия в организации жизни школы и интерната ;
- желание приносить пользу родине, служить отечеству, расценивание своей учебы как подготовки к реальному участию в улучшении жизни страны.
третья - принятие культуры и духовных традиций многонационального народаКазахстана;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
четвертая - готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам


Направления программы

Направление деятельности Цель Результат Мероприятия
«Гражданско-патриотичес-кое, поликультур-ное воспитание» Способствовать формированию уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее Мероприятия помогут воспитанникам осознать себя гражданином Казахстана на основе принятия общих национальных нравственных ценностей развить чувства патриотизма и гражданской солидарности; осознать безусловную ценность семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Казахстана; укрепить веру в Казахстан, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Организация и проведение конкурсов, бесед, викторин, диспутов, круглых столов, дебатов.

«Правовое воспитание » Способствовать формированию нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей Мероприятия помогут школьникам научиться заботиться о благосостоянии многонационального народа Казахстана поддерживать межэтнический мир и согласие; осознать ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; быть законопослушными и сознательно поддерживаемыми гражданами правопорядок.



Организация и проведение бесед о воспитании личности в коллективе,
толерантности,
правовой направленности;
индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы;
тематические выставки .

«Духовно нравственное и эстетическое воспитание» Способствовать формированию эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру Мероприятия помогут школьникам сформировать готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; осознать духовную, культурную и социальную преемственность поколений; формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Организация традиционных школьных праздников в условиях пришкольного интерната.
Проведение праздников в соответствии с народными традициями.

«Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни» Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих Мероприятия помогут воспитанникам продолжить формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; профилактика вредных привычек; воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности. Организация и проведение физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий среди воспитанников в условиях пришкольного интерната .
Беседы, викторины, встречи с медработниками, лектории для родителей и детей, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

«Экологичес-кое воспитание» Способствовать расширению личного опыта подростков и реализации активной нравственно-экологи¬чес¬кой позиции во взаимодействии с природой и социальной средой Мероприятия помогут воспитанникам сформировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших; сформировать умения и навыки экологического поведения; осознать значение экологической безопасности для здоровья и безопасности человека. Озеленение и благоустройство территории пришкольного интерната;
Участие в тематических выставках, беседах, викторинах, диспутах, круглых столах.



«Трудовое, экономическое, профессионально творческое воспитание» Способствовать обеспечению подготовки к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений Мероприятия помогут школьникам разви-вать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм,способ-ность к преодолению трудностей; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, будущими поколениями. Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленности
проведение бесед по изучению профессиограмм учебных заведений;
организация и проведение с воспитанниками выставок “В мире профессий”;
обеспечение участия воспитанников в работе на пришкольном участке; изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профориентации-онное значение.
«Интеллектуаль-ное развитие» Способствовать формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулированию к самообразованию, формированию ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности. Мероприятия помогут школьникам развить способность к реализации непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; развивать в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде; развивать позитивное отношение воспитанника к собственному интеллектуальному развитию. организация и
проведение интеллектуальных игр, викторин.

Этапы реализации программы

Этап Цель Деятельность Прогнозируемый результат Сроки реализации
1. Аналитико-диагностический Выявить проблемы духовно-нравственного воспитания воспитанников пришкольного интерната Изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания.
Проведение необходимых диагностических мероприятий Определение проблемного поля духовно-нравственного воспитания воспитанников пришкольного интерната Сентябрь-
Декабрь 2014 г
2.Методологический Определить содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей подросткового возраста и условий внешней и внутренней среды пришкольного интерната Поиск инновационных технологий, форм, методов и способов духовно-нравственного воспитания. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
Методические меропри ятия с педагогическим
коллективом.
Программа духовно-нравственного воспитания

Январь– Май 2015 г
3.Вводный Определить целесообразность выбранных содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания и развития детей среднего и старшего школьного возраста Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе приемов, методов духовно-нравственного воспитания школьников. Введение в действие разработанной программы духовно-нравственного воспитания Сентябрь –Октябрь 2014 г
4.Основной Обеспечить стабильное эффективное функционирование системы воспитания детей в условиях пришкольного интерната Осуществление педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Взаимодействие пришкольного интерната, школы, семьи и общества. Сформированность у с воспитанников духовно-нравственных основ культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой. Ноябрь 2014 г –
март 2017 г
5.Аналитико-обобщающий Проанализировать и обобщить полученные результаты. Обработка и интерпретация данных за каждый год. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего воспитания учащихся пришкольного интерната Апрель-май 2017 г.

Мониторинг воспитательного процесса

О чем собираем информацию С помощью какого метода собираем информацию Как часто собираем информацию Кто собирает Кто анализирует информацию Кто использует данную информацию
Уровень воспитанности школьника Методика Н.П. Капустина по определению уровня воспитанности .
Методика изучения уровней воспитанности учащихся (Степанов П.Е, Григорьев Д.В.) 1 раз в учебный год Воспитатель Заведующая интернатом Воспитатель
Уровень развития актива группы Анкетирование учащихся 5 – 11 классов о работе актива группы 1 раз в учебный год Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Заведующая интернатом
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н. Лутошкиным) 5 - 11 классы По желанию воспитателя Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Дж. Морено) 5- 11 классы По желанию воспитателя

Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Уровень осознанной потребности воспитанников в здоровом образе жизни Анкета «Здоровый образ жизни» 1 раз в год Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Социальные знания и навыки воспитанников Мониторинг участия детей в мероприятиях различного уровня Конец учебного года Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Категория: Опыт | Добавил: marinaspartakmakar (2016-01-08) E
Просмотров: 3361 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru