Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Программа «Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного возраста в условиях пришкольного интерната» (2014-2017 г.) Аннотация. Настоящая программа является программой духовно-нравственного воспитания и развития детей разного возраста. Она рассчитана на 3 года, предполагает участие всех воспитанников 1-11 классов пришкольного интерната, реализуется на базе «КГУ Корнеевская гимназия» в учебное и внеурочное время. Обоснование. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, характеризуются утратой духовно-нравственных ценностей: большинство граждан перестали сознательно принимать принципы и правила социального поведения, изменился смысл жизненных ориентиров, забыты традиции, долг перед обществом. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены возникшим кризисом духовности, нравственности личности, упрощением, внутренней жизни. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Республики Казахстан. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. На фоне происходящих событий особую актуальность приобретает проблема формирования ценностных ориентаций в отроческие годы, когда осуществляется переход от сознания к самосознанию, происходит формирование основы личности. Концептуальные основы Проблему духовно-нравственного воспитания рассматривают в философском, педагогическом, психологическом аспектах. Она рассматривалась в исследованиях Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, В.В. Зеньковского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, М.М. Рубинштейна и др. Философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах Г. Гегеля, И.А. Ильина, И. Канта, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова. Психологические подходы, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Н.Е Щурковой. Анализ литературы по данной теме показал, что с одной стороны духовно-нравственное воспитание рассматривается как стремление соединить религиозное и светское понимание духовности, с другой стороны нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность - на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Множество подходов, различные точки зрения на понятие духовности расширяют проблемное поле, но не уточняют, как должен быть организован процесс духовно-нравственного воспитания в тех или иных условиях. В настоящий момент методологической основой является Стратегия развития духовно-нравственного воспитания личности в Республике Казахстан. Но и она не дает ответа на вопросы: кто, каким образом и что будет воспитывать в детях. Обращаясь к проблеме духовно-нравственного воспитания, необходимо помнить о том, что невозможно способствовать формированию и развитию человека, разложив процесс на части (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание и т.д.), что целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира. Наиболее полное отражение принципы духовно-нравственного воспитания личности нашли своё отражение в педагогических трудах К.Д.Ушинского и А.Н.Острогорского. Вся нравственная система, разработанная ими, основана на уважении личности ребёнка, раскрытии его индивидуальных свойств, воспитании его в стремлении к деятельности и активности. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». «Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, – представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Содержание духовно-нравственного воспитания является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленным в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения. Цель. Задачи. Цель: Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного школьного возраста в условиях пришкольного интерната. Задачи: 1. Создать пространство, обеспечивающее формирование у школьников уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее. 2. Создать пространство, обеспечивающее формирование у школьников нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей. 3. Организовать вовлечение детей в творческую духовно-нравственно ориентированную деятельность в целях формирования эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру. 4. Обеспечить средним и старшим школьникам пространство для реализации потребности в движении в целях формирования у них ценностных установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 5. Организовать экологическую деятельность школьников в целях расширения их личного опыта реализации активной нравственно-экологи¬чес¬кой позиции во взаимодействии с природой и социальной средой. 6. Обеспечить подготовку средних и старших школьников к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений. 7. Создать условия, способствующие формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности. Предполагаемый результат В качестве результата воспитательного процесса при реализации данной программы мы рассматриваем развитие духовно-нравственной сферы личности школьников. «Идеальный» прогнозируемый результат освоения детьми программы духовно-нравственного воспитания и развития: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Казахстана, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Казахстана. В духовно-нравственном воспитании детей разного школьного возраста в качестве основных видов опыта мы выделили опыт: • принятия духовных и нравственных ценностей; • эмоциональный; • активного общения; • нормативного поведения; • практической социально-направленной деятельности, • эстетического наслаждения красотой и творческого воплощения своих впечатлений в различных видах творчества; • применения на практике знаний; • бережного отношения к своему здоровью; • реализации активной творческой позиции в коллективной деятельности; • принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу духовных ценностей; • и др. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса Ступень Признаки сформированности основ духовно-нравственной позиции ребенка первая - желание участвовать в социально ориентированной деятельности; - эмоциональные реакции при встрече с различными людьми и попытка передать эти чувства в доступных видах творчества; - явное стремление соблюдать правила поведения в социуме, оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям; - попытки контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающим вторая - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного поселка, района, области; - представление о коллективе как части общества, способность активного участия в организации жизни школы и интерната ; - желание приносить пользу родине, служить отечеству, расценивание своей учебы как подготовки к реальному участию в улучшении жизни страны. третья - принятие культуры и духовных традиций многонационального народаКазахстана; - принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; - способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. четвертая - готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; - способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам Направления программы Направление деятельности Цель Результат Мероприятия «Гражданско-патриотичес-кое, поликультур-ное воспитание» Способствовать формированию уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее Мероприятия помогут воспитанникам осознать себя гражданином Казахстана на основе принятия общих национальных нравственных ценностей развить чувства патриотизма и гражданской солидарности; осознать безусловную ценность семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Казахстана; укрепить веру в Казахстан, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. Организация и проведение конкурсов, бесед, викторин, диспутов, круглых столов, дебатов. «Правовое воспитание » Способствовать формированию нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей Мероприятия помогут школьникам научиться заботиться о благосостоянии многонационального народа Казахстана поддерживать межэтнический мир и согласие; осознать ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; быть законопослушными и сознательно поддерживаемыми гражданами правопорядок. Организация и проведение бесед о воспитании личности в коллективе, толерантности, правовой направленности; индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы; тематические выставки . «Духовно нравственное и эстетическое воспитание» Способствовать формированию эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру Мероприятия помогут школьникам сформировать готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; осознать духовную, культурную и социальную преемственность поколений; формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. Организация традиционных школьных праздников в условиях пришкольного интерната. Проведение праздников в соответствии с народными традициями. «Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни» Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих Мероприятия помогут воспитанникам продолжить формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; профилактика вредных привычек; воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности. Организация и проведение физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий среди воспитанников в условиях пришкольного интерната . Беседы, викторины, встречи с медработниками, лектории для родителей и детей, направленные на пропаганду здорового образа жизни. «Экологичес-кое воспитание» Способствовать расширению личного опыта подростков и реализации активной нравственно-экологи¬чес¬кой позиции во взаимодействии с природой и социальной средой Мероприятия помогут воспитанникам сформировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших; сформировать умения и навыки экологического поведения; осознать значение экологической безопасности для здоровья и безопасности человека. Озеленение и благоустройство территории пришкольного интерната; Участие в тематических выставках, беседах, викторинах, диспутах, круглых столах. «Трудовое, экономическое, профессионально творческое воспитание» Способствовать обеспечению подготовки к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений Мероприятия помогут школьникам разви-вать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм,способ-ность к преодолению трудностей; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, будущими поколениями. Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленности проведение бесед по изучению профессиограмм учебных заведений; организация и проведение с воспитанниками выставок “В мире профессий”; обеспечение участия воспитанников в работе на пришкольном участке; изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профориентации-онное значение. «Интеллектуаль-ное развитие» Способствовать формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулированию к самообразованию, формированию ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности. Мероприятия помогут школьникам развить способность к реализации непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; развивать в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде; развивать позитивное отношение воспитанника к собственному интеллектуальному развитию. организация и проведение интеллектуальных игр, викторин. Этапы реализации программы Этап Цель Деятельность Прогнозируемый результат Сроки реализации 1. Аналитико-диагностический Выявить проблемы духовно-нравственного воспитания воспитанников пришкольного интерната Изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания. Проведение необходимых диагностических мероприятий Определение проблемного поля духовно-нравственного воспитания воспитанников пришкольного интерната Сентябрь- Декабрь 2014 г 2.Методологический Определить содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей подросткового возраста и условий внешней и внутренней среды пришкольного интерната Поиск инновационных технологий, форм, методов и способов духовно-нравственного воспитания. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Методические меропри ятия с педагогическим коллективом. Программа духовно-нравственного воспитания Январь– Май 2015 г 3.Вводный Определить целесообразность выбранных содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания и развития детей среднего и старшего школьного возраста Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе приемов, методов духовно-нравственного воспитания школьников. Введение в действие разработанной программы духовно-нравственного воспитания Сентябрь –Октябрь 2014 г 4.Основной Обеспечить стабильное эффективное функционирование системы воспитания детей в условиях пришкольного интерната Осуществление педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Взаимодействие пришкольного интерната, школы, семьи и общества. Сформированность у с воспитанников духовно-нравственных основ культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой. Ноябрь 2014 г – март 2017 г 5.Аналитико-обобщающий Проанализировать и обобщить полученные результаты. Обработка и интерпретация данных за каждый год. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего воспитания учащихся пришкольного интерната Апрель-май 2017 г. Мониторинг воспитательного процесса О чем собираем информацию С помощью какого метода собираем информацию Как часто собираем информацию Кто собирает Кто анализирует информацию Кто использует данную информацию Уровень воспитанности школьника Методика Н.П. Капустина по определению уровня воспитанности . Методика изучения уровней воспитанности учащихся (Степанов П.Е, Григорьев Д.В.) 1 раз в учебный год Воспитатель Заведующая интернатом Воспитатель Уровень развития актива группы Анкетирование учащихся 5 – 11 классов о работе актива группы 1 раз в учебный год Воспитатель Воспитатель Воспитатель Заведующая интернатом Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н. Лутошкиным) 5 - 11 классы По желанию воспитателя Воспитатель Воспитатель Воспитатель Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Дж. Морено) 5- 11 классы По желанию воспитателя Воспитатель Воспитатель Воспитатель Уровень осознанной потребности воспитанников в здоровом образе жизни Анкета «Здоровый образ жизни» 1 раз в год Воспитатель Воспитатель Воспитатель Социальные знания и навыки воспитанников Мониторинг участия детей в мероприятиях различного уровня Конец учебного года Воспитатель Воспитатель Воспитатель | |
Просмотров: 3361 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|