Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Научно-техническое творчество в системе КГКП «Станция юных техников» города Сарани В предстоящее десятилетие ключевыми направлениями развития нового технологического порядка станут био- и нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и высокоскоростные транспортные системы, энергосберегающие технологии. Дальнейшее развитие получат автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу. Постепенно завершится переход к обществу нового типа, основанного на знаниях. Н.А. Назарбаев Основным условием успешного развития системы научно-технического творчества детей и молодежи должно стать повышение удовлетворенности молодого поколения качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного научно-технического образования. Техника, техническое творчество как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в системе дополнительного образования, позволяющее наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности. Отметим, что большое количество детей занимаются в технических, спортивно-технических, научно-технических кружках данного профиля. Техническое творчество – это, прежде всего, средство воспитания, оно имеет большое значение для развития общества: начиная с воспитания гражданина и заканчивая научно-техническим потенциалом страны. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремленность и так далее. Результатом технического творчества в системе дополнительного образования становится овладение обучающимися навыками конструирования, а также формирование у них новых умственных действий, направленных на поиск нестандартных приемов конструкторской деятельности, умение работать с инструментами и техническим оборудованием. Развитие технического творчества – это сложный многосторонний, многоплановый процесс, предполагающий развитие системы дополнительного образования, развитие содержания и технологий обучения, программно-методического обеспечения, развитие интегральной культуры субъектов технического творчества. В дополнительном образовании для детей города Сарани, техническое направление реализуется через организацию кружковой деятельности на Станции юных техников, которое обеспечивает занятость детей по многим видам технического творчества. «Станция юных техников» обладает широким диапазоном выбора ребенком направлений и видов творчества и, откликаясь на требования времени, выполняют миссию отвлечения детей и подростков от асоциальных форм поведения, обеспечивают для них реальную возможность выбора социально приемлемых точек приложения своей энергии, выбора и ориентации в различных профессиональных средах. Станция юных техников – занимает свое равноправное место в системе дополнительного образования не только города Сарани, но и является единственной «Станцией юных техников» в Карагандинской области. Опыт работы Станции неоднократно представлялся на республиканском и областном уровне: совещаниях руководителей организаций дополнительного образования для детей Карагандинской области, на семинарах для заместителей директоров по воспитательной работе организаций общего и дополнительного образования Карагандинской области, на областных августовских заседаниях педагогических работников дополнительного образования для детей. В ноябре 2015 года, по приглашению Учебно-методического центра Акмолинской области СЮТ представил опыт работы «Основы профессионализма в техническом творчестве», на областном семинаре-практикуме «Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования Акмолинской области». Директор станции - Ульянов Алексей Александрович является членом республиканского Координационного Совета директоров организаций дополнительного образования и председателем областного координационного совета по развитию технического творчества. Заместитель директора по методической работе – Насекина Татьяна Николаевна возглавляет областное методическое объединение педагогов дополнительного образования, реализующих программы по техническому творчеству. КГКП «Станция юных техников» – это образовательное учреждение, обучающее, развивающее и воспитывающее детей города Сарани в возрасте от 4 до 18 лет. В 11 кружках Станции занимается 491 ребенок по направлениям: техническое, спортивно-техническое, спортивное, социально-педагогическое. Помимо кружковой работы педагогический коллектив СЮТ ведет большую работу по популяризации технического творчества, профилактики дорожно - транспортного травматизма среди детей и подростков, а также пропаганду здорового образа жизни и спорта среди подрастающего поколения города Сарани. Ежегодно проводятся Недели науки и техники, с привлечением учащихся всех возрастов школ города; городские выставки «Техническое творчество юных», городской слет юных инспекторов дорожного движения, городские фестивали воздушных змеев. Традиционно в феврале в здании СДЮШОР проходят областные соревнования по комнатным моделям, на которых главным судьей является педагог СЮТ, Судья Высшей категории по авиамодельному спорту Назаренко Виктор Иванович. Сегодня КГКП «Станция юных техников», как и другие учреждения дополнительного образования, стремится создать новую систему образования и воспитания, доступную и интересную, отвечающую требованиям времени. Обычно техническим творчеством воспитанники начинают заниматься в возрасте 11 лет, но на Станции для дошкольников разработаны программы начального технического моделирования. Воспитанники старшего возраста, выбирают кружки и занятия сложнее. Под руководством опытных педагогов дополнительного образования дети занимаются различными видами моделизма: авиамоделизмом, судомоделизмом, картингом, а также электронной автоматикой и робототехникой. С целью оказания помощи подросткам овладеть методами и приёмами решения технических задач (конструкторских и технологических), содействовать развитию их технического мышления и способностей, организован кружок «Юный рационализатор». Кружок комплектуется в основном из учащихся старших классов, имеющих опыт работы в техническом кружке «Электронная автоматика», и проявляющих повышенный интерес к рационализаторской и конструкторской деятельности. На Станции юных техников создается такое образовательное пространство, в котором каждый воспитанник может самоопределиться, найти себя в любимом деле, испытать «ситуацию успеха», самореализоваться. В кружках КГКП «Станция юных техников» обучаются дети из малообеспеченных семей, дети с отклонениями в развитии, а также дети, относящиеся к так называемой «группе риска». Ключевым приоритетом в сфере дополнительного образования детей является повышение доступности услуг. С этой целью организован и работает пилотный проект «Мобильная станция». Благодаря этому проекту дети и подростки имеют возможность заниматься техническим творчеством: самые маленькие обучающиеся - дошкольники и учащиеся начальных классов, занимаются начальным техническим моделированием на базе своих организаций. Воспитанники КГУ «школа-интернат №7» обучаются игре настольным играм шашки и тогыз-кумалак в кабинетах своей школы. Учащиеся областной вспомогательной школы –интернат №5 занимаются в кружке «Электронная автоматика» на базе СЮТ. Обучающиеся кружка «Судомодельный»- учащиеся КГУ «общеобразовательная школа №17» учатся строить модели более сложных конструкций, получают теоретические основы знаний и нарабатывают практические умения, овладевают навыками самостоятельного проектирования в кабинетах СЮТ. С целью формирования сплоченного детского коллектива, воспитания патриотизма, гражданственности, духовности в КГКП «Станция юных техников» в каникулярное время проводятся воспитательные и спортивные мероприятия. В кружках учреждения систематически проводятся выставки личных достижений обучающихся, соревнования внутри кружков, чествования победителей городских конкурсов, что соответствует принципам личностно-ориентированного подхода в педагогике. Вместе с тем, необходимо отметить, что в КГКП «Станция юных техников» обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного учреждения. Станция юных техников является одним из самых ресурсоемких учреждений, требующих финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструментов, специально обустроенных помещений и сооружений (картодромов, акваторий). Зачастую педагоги самостоятельно приобретают материалы для работы с детьми, что не каждому по силам, используют в работе бросовый и подручный материал. Специфика КГКП «Станция юных техников» не только в том, что педагоги прививают детям технические навыки, приучают к сотворчеству при выполнении технологических действий, сборки моделей, конструкций на тренировках и соревнованиях, вырабатывают командный дух, но и воспитывают патриотизм, интерес к истории государства, развивают нравственные качества подрастающего поколения. Дети получают представления о различных видах ремесел, соприкасаются с историей, определяют свои собственные склонности и способности, создают неповторимые уникальные изделия. Сегодня в организации разрабатывается система мер, способствующая решению задачи по поддержке технического творчества в городе Сарани. КГКП «Станция юных техников» - учреждение дополнительного образования, спецификой которого является работа по развитию детского технического творчества, профессиональная ориентация обучающихся, социокультурная адаптация, полезный труд. Перспективным направлением организации является дальнейшая разработка новых технологий развития технического творчества, выявление механизмов и закономерностей этого процесса в системе дополнительного образования. | |
Просмотров: 1176 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|