Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Использование ИКТ на уроках в РЦ Жаксынского района В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента: 1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней; 2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ; 3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей. Главным содержательным компонентом в нашем Ресурсном центре является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе РЦ, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни . Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды РЦ могут входить: • компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением; • учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской; • медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам. Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителям нашего РЦ. При подготовке и проведении учебного занятия учителями используются: • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся; • образовательные ресурсы сети Интернет; • электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся. В нашем РЦ - это учебные материалы для воспроизведения которых используются компьютеры. В основном - это мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука по предметам: биология, география, физика, химия и другие предметы. Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют: • развитию информационной компетентности учащихся; • реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках; • развитию учебной мотивации; • активизации познавательной деятельности учащихся; • развитию способности к самостоятельной работе; • развитию навыков работы в коллективе; • развитию коммуникативных навыков; • корректировке самооценки учащихся; • укреплению веры ученика в свои силы; • развитию оценочных умений и др. Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как: • представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.); • изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла); • организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков; • использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта; • решение тренировочных, творческих, исследовательских задач; • формирование навыков информационно-поисковой деятельности; • осуществление объективного и оперативного оценивания и др. Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках Тип урока Варианты использования ИКТ на различных этапах урока Урок усвоения новых знаний Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) Закрепление: работа с электронными дидактическими материалами, тестовыми программами Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) Допуск к работе: тестовый контроль Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии Урок обобщения, систематизации Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). Урок контроля и коррекции Тестовые программы, электронные дидактические материалы. Исходя из технического обеспечения нашей школы, организационной формой урока с использованием ИКТ являются: • фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности; • индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ. Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока. 1. Каждый учащийся за индивидуальным компьютером , т.к. малая наполняемость класса . 2. Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде - используется при наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся. 3. Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре – используется как вариант для слабого класса. Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным соблюдаются требования: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером. При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учителя следуют алгоритму: 1. Изучают программу и требования Государственного стандарта, формулируют цели и задачи урока. 2. Изучают материал учебника и дополнительных пособий. 3. Оценивают технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики или специализированного кабинета). 4. Подбирают имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока. 5. При необходимости самостоятельно разрабатывают недостающие ЭОР, привлекают для этого специалистов, учащихся. 6. До урока просматривают и прослушивают весь отобранный материал, делают хронометраж и составляют конспект урока. Используя ИКТ на уроке, учителя РЦ помнят о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом. | |
Просмотров: 606 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|