Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Использование ИКТ на уроках в РЦ Жаксынского района
Использование ИКТ на уроках в РЦ Жаксынского района

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:
1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.
Главным содержательным компонентом в нашем Ресурсном центре является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе РЦ, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни .
Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды РЦ могут входить:
• компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
• учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
• медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителям нашего РЦ. При подготовке и проведении учебного занятия учителями используются:
• офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
• образовательные ресурсы сети Интернет;
• электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся. В нашем РЦ - это учебные материалы для воспроизведения которых используются компьютеры. В основном - это мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука по предметам: биология, география, физика, химия и другие предметы.
Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями.
Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:
• развитию информационной компетентности учащихся;
• реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
• развитию учебной мотивации;
• активизации познавательной деятельности учащихся;
• развитию способности к самостоятельной работе;
• развитию навыков работы в коллективе;
• развитию коммуникативных навыков;
• корректировке самооценки учащихся;
• укреплению веры ученика в свои силы;
• развитию оценочных умений и др.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
• представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
• изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
• организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
• использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
• решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
• формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
• осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения новых знаний Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии
Урок обобщения, систематизации Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
Урок контроля и коррекции Тестовые программы, электронные дидактические материалы.
Исходя из технического обеспечения нашей школы, организационной формой урока с использованием ИКТ являются:
• фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
• индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
1. Каждый учащийся за индивидуальным компьютером , т.к. малая наполняемость класса .
2. Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде - используется при наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся.
3. Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре – используется как вариант для слабого класса.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным соблюдаются требования: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учителя следуют алгоритму:
1. Изучают программу и требования Государственного стандарта, формулируют цели и задачи урока.
2. Изучают материал учебника и дополнительных пособий.
3. Оценивают технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики или специализированного кабинета).
4. Подбирают имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
5. При необходимости самостоятельно разрабатывают недостающие ЭОР, привлекают для этого специалистов, учащихся.
6. До урока просматривают и прослушивают весь отобранный материал, делают хронометраж и составляют конспект урока.
Используя ИКТ на уроке, учителя РЦ помнят о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Категория: Опыт | Добавил: zaure-71 (2016-01-29)
Просмотров: 606 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru