Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Использование алгоритмических предписаний при составлении химических уравнений реакций
Использование алгоритмических предписаний при составлении химических уравнений реакций
Учащиеся приступают к составлению химических уравнений в 8 классе после изучения закона сохранения массы веществ. При объяснении этого материала учитель обращает внимание школьников на то, какими умениями необходимо владеть при составлении уравнений реакций: указывать вещества, участвующие в реакции и получающиеся после реакции; составлять химические формулы веществ по валентности; применять закон сохранения массы веществ; осуществлять самоконтроль.
Для формирования перечисленных умений хочу поделиться своим опытом работы. На уроке «Химические уравнения реакций» предлагаю учащимся следующий алгоритм действий:
1. Напишите формулы веществ, которые вступают в реакцию;
2. Поставьте одну стрелку в сторону продуктов реакции;
3. Напишите формулы веществ, которые образуются после реакции;
4. Проверьте, учитывая валентность, правильно ли составлены формулы всех веществ;
5. Расставьте коэффициенты, если в этом есть необходимость;
6. Проверьте правильность расставленных коэффициентов;
7. Поставьте знак равенства в уравнении.
Формированием указанных действий следует заниматься систематически, из урока в урок, так как они будут использоваться учащимися и в 9 классе при составлении полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Чтобы выполнить эти новые действия, учащиеся должны уметь пользоваться таблицами «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжения металлов»; узнавать электролиты и неэлектролиты; составлять уравнения диссоциации электролитов; устанавливать величину зарядов ионов.
Формирование этих умений осуществляется при помощи таких действий:
1. Напишите уравнение реакции в молекулярной форме (при этом применяются в «свернутом» виде действия 1-7);
2. Определите причину, за счет которой реакция обмена идет до конца, и отметьте это в уравнении реакции соответствующим знаком;
3. Напишите вещества, которые диссоциируют на ионы;
4. Установите заряды ионов;
5. Отметьте одинаковые ионы в химических уравнениях до и после реакции, т. е. ионы, которые не принимают участие в реакции;
6. Выпишите строчкой, ниже оставшиеся ионы и вещества;
7. Объясните, что показывает сокращенное ионное уравнение реакции.
Например, при составлении реакции обмена между солями хлоридом натрия и нитратом серебра порядок этих действий будет выглядеть следующим образом:
1. NaCl + AgNO3 → AgCl + NaNO3
2. NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3
3. NaCl; AgNO3; NaNO3.
4. Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- → AgCl+↓ + Na+ + NO3-
5. Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- → AgCl+↓ + Na+ + NO3-
6. Ag+ + Cl- → AgCl+↓
В реакции участвуют ионы Ag+ и Cl-, в результате взаимодействия которых образуется нерастворимое вещество хлорид серебра.
Очень важно постоянно обращать внимание учащихся на то, что за каждым из ионов стоит не одно, а несколько конкретных веществ. Пояснить это можно на примере качественной реакции на серную кислоту и её соли. Обычное химическое уравнение не объясняет, почему для распознавания серной кислоты и её солей можно брать различные растворимые соединения бария. Если же обратить внимание на сокращенное ионное уравнение
Ва2+ + SO42- → BaSО4↓,
то станет ясно, что для распознавания сульфат-ионов можно использовать любой электролит, содержащий ионы бария. Это же уравнение позволяет сделать вывод и о том, что с помощью растворимых соединений бария можно распознать не только серную кислоту, но и другие вещества содержащие сульфат-ионы. Так учащиеся убеждаются в том, что обычное химическое уравнение отражает лишь внешнюю сторону отношений и свойств веществ, участвующих в реакции. Сокращенное ионное уравнение раскрывает внутреннюю сторону явлений, которая характеризуется устойчивыми и постоянными свойствами и связями, закономерными для многих веществ. Познание сущности реакций даст возможность предвидеть результаты взаимодействия веществ и наоборот, подбирать вещества для получения того или иного результата.
Когда учащиеся усвоят сущность ионного обмена, можно постепенно отказаться от записи полных ионных уравнений и требовать написания сокращенных сразу после составления обычных химических уравнений. Далее необходимо показать учащимся действия, которые можно осуществить, чтобы составить химические уравнения реакций исходя из сокращенного ионного уравнения. Такими действиями могут быть следующие:
1. Установите причину, вследствие которой реакция идет до конца.
2. Подберите по таблице «Растворимость солей, кислот и оснований в воде» вещество, содержащее нужный катион и анион.
3. Напишите формулы веществ, участвующих в реакции.
4. Напишите формулы продуктов, полученных в процессе взаимодействия неисходных веществ.
5. Расставьте, если нужно, коэффициенты.
Например, требуется составить химическое уравнение реакции, сущность которого выражается так:
Сu2+ + 2OН- → Сu(ОН)2↓
Для этого учащиеся осуществляют следующие действия.
1. Реакция обмена идея до конца за счет образования нерастворимого гидроксида меди (II)
2. Растворимые вещества, например, CuCl2 и NaOH.
3. CuCl2 +NaOH →
4. СuСl2 + NaOH → NaCl + Cu(OH)2
5. CuCl2 + 2NaOH → 2NaCl Cu(OH)2
Для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций учащимся предлагают «свернутые» предписания, в которые входят уже известные им действия:
1. Составьте химическое уравнение.
2. Определите и поставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ до и после реакции.
3. Подчеркните элементы, у которых степень окисления изменяется в процессе реакции.
4. Составьте схему электронного баланса.
5. Расставьте коэффициенты в химическом уравнении.
6. Проверьте, правильно ли расставлены коэффициенты, в особенности по общей сумме атомов кислорода до и после реакции.
Умению составлять схемы электронного баланса тоже можно обучать с помощью алгоритмического предписания. Для его разработки учитывается, что учащиеся должны уметь определять восстановители, окислители, процесс окисления и восстановления; вычислять количество электронов, которые могут «отдать» или «принять» атомы или ионы элементов в процессе реакции.
В результате выполнения действий химическое уравнение со схемой электронного баланса получает такой вид:
Mn+4O2-2 + 4H+1Cl-1 → Mn+2Cl2-1 + 2H2+1O-2+Cl20
Окислитель Mn+4 + 2e → Mn+2 1 процесс восстановления
Восстановитель Cl2-1 - 2e→ Cl20 1 процесс окисления
Алгоритмические предписания, усвоенные в курсе неорганической химии, учащиеся могут применять при составлении уравнений реакций в курсе органической химии.
Может возникнуть вопрос: нужно ли каждый раз заучивать алгоритмические предписания? Конечно, нет. Их значение в обучении химическому языку состоит в том, что они дают возможность расчленять трудности и преодолевать их с помощью выполнения определенных действий. Учащиеся могут их использовать при выполнении самостоятельной работы в классе и особенно дома, когда помощь учителя отсутствует.
Категория: Опыт | Добавил: zaure-71 (2016-01-30)
Просмотров: 959 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru