Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта в детском саду.
Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта
в детском саду.

Интеграция в обществе детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющий дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состояние адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в дошкольном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.
У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.
В наши дни психологическая помощь детям с нарушением интеллекта рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития познавательных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.
Система психологической помощи детям с нарушениями интеллекта состоит из следующих составляющих:

Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.
Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическая поддержка.
Важным звеном психологической помощи детям с нарушениями интеллекта является психологическая поддержка.
Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и, во-вторых, поддержка самих детей.
Психологическую поддержку родителей рассматривается как система мер, направленных на:
• Снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеваниями ребенка;
• Укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
• Формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
• Установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только психолога, но и всех других специалистов: врача - психиатра, социального работника, учителя – дефектолога, логопеда, воспитателя и т.д. однако главная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит психологу.Он тесно взаимодействует с воспитателями, специалистами и непосредственно с детьми и их родителями.Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка. Среди мероприятий, оказывающих поддерживающее влияние, можно выделить несколько основных:
• Анкетирование, тесты, вопросники с помощью анкет мы получаем информацию о степени вовлеченность родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания.
• Родительские собрания семинары, Основная задача родительских собраний и семинаров – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка. На семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, а главное - это изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания больного ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатываются пути разрешения возникших проблем.
• Лекции,в лекциях психолог сообщает родителям нужную психологическую информацию. Психолог обязан специально подобрать актуальные темы. Среди актуальных тем можно выделить: «Особенности психического и эмоционально-волевого развития детей с нарушениями интеллекта», «Особенности семейного воспитания. Стили семейного воспитания», «Психологический климат в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии», «Проблемы интеграции детей с нарушениями интеллекта в обществе» и др. можно предложить темы психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности. С этой целью привлекаются другие специалисты.
• Дискуссии, групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров. Цель дискуссии – совместное вырабатывание оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей, их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем, по «трудным ситуациям». Это прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить определенные ситуации с поведенческими проблемами (например: ребенок аутист раскачивается и кричит в автобусе - как на это реагировать, или на детской площадке ребенок отнимает у других детей игрушки. Темы могут быть разными.
Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимодействия, а также и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах ребенка.Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, информационные стенды, папки-передвижки, консультации, через тетрадь взаимодействия, где они могут задать интересующие их вопросы о развитии ребенка.Участие в конкурсах детского сада, создание поделок вместе с детьми и. т. д.
Психологическую поддержку самих детей.
Психологическая поддержка детей как средство психологического воздействия требует от взрослых сосредоточенности на позитивных сторонах и преимуществах ребенка помочь ребенку поверить в себя и свои способности;поддерживает ребенка при неудачах. Вербально и невербально сообщать ребенку, что верите в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям необходимо изменить привычный стиль общения.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен использовать теслова и жесты, которые работают на развитие ребенка:
Поддерживать можно посредством:
• отдельных слов («как красиво у тебя получилось», «как аккуратно ты выполнил работу», « как прекрасно мы с тобой позанимались», «здорово»«молодец», ит.д);
• высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», ит.д)
• прикосновений (по гладить по плечу, по голове, дотронуться до руки, обнять его);
• выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
2. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.Опираться на сильные стороны ребенка.Принимать ребенка, какой он есть.
3. Организовывать жизнедеятельность детей, таким образом, чтоб у них
накапливался положительный опыт добрых чувств. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
4. Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
5. В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.Поддерживать ребенка при выполнении задания (помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться).
6. Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, и доверия ко взрослым.
7. Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.Проявлять эмоции во взаимоотношении с ребенком.
8. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
9. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с
родителями воспитанников.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою «нужность».
Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессионализма психолога, а также от его личных качеств.
Таким образом, психологическая поддержка является важным звеном и в системе психологической помощи родителям детям с проблемами в развитии. Основная цель психологической поддержки – повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их психолого-педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового и индивидуального взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка. Необходимо, чтобы сам процесс психологической поддержки был непрерывным и комплексным.
Категория: Опыт | Добавил: nagimuwa_489 (2016-02-03) | Автор: Акишева Нагима Ермековна E W
Просмотров: 858 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru