Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Игра как средство социальной адаптации Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игр а– это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций. Что же касается исторического происхождения игры, то первыми возникли игры-упражнения, затем игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений детей. Дальнейшее развитие производственных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим разделение труда, сказавшееся на положении детей, способствовало возникновению ролевой (сюжетной) игры. Таким образом, игра возникает в ходе развития человеческого общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по происхождению и природе. В онтогенезе хронологически первой появляется ролевая игра, которая, возникая как особая форма удовлетворения потребности ребенка в совместном взаимодействии со взрослыми, преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, общественно значимую и общественно оцениваемую. Затем появляются и остальные. По содержанию детские игры отражают разнообразные виды человеческой активности. Однако всем им присущи три основные черты: 1. Свободная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, выбираемая ради удовольствия, которое она доставляет; 2. Активный творческий характер этой деятельности; 3. Эмоциональная насыщенность игрового действия характерными для игры эмоциями. В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры– обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра– это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней– наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей. Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет – сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет. Правила игры – это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Это одно из важных организующих ее элементов. Они предопределяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы как, неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д. С точки зрения О.С. Газмана, игровая деятельность состоит из трех компонентов. 1. Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае если есть определенное эмоциональное состояние играющих. Если есть игровое действие, но нет состояния или есть общение, но вновь нет состояния, то не может быть полноценной игры. 2. Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решения задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому, можно выделить такие мотивы игрового общения как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения. 3. Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект. Рекомендации педагогам по применению игр Игровая деятельность может использоваться не только как воспитательное средство, но как и терапевтическое. Она может использоваться для разрешения жизненных проблем, возникающих у ребенка, коррекции межличностных отношений, ободрения ребенка, восстановления равновесия сил, улучшения здоровья детей. Лечение игрой, или игротерапия, получило свое развитие в трудах Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, С. Г. Якобсона и других ученых. Игровая терапия представляет собой целостную психолого-педагогическую систему, которая основывается на убежденности в возможностях ребенка. Сфокусированная на ребенке, она является, с одной стороны, базовой философией, утверждающей внутреннюю способность ребенка развиваться, а с другой – помогает верить в его способность к конструктивному управлению собственной деятельностью. Игровая терапия основывается на понимании естественного стремления человека к росту и развитию. В ней дети учатся конструктивно выражать свои чувства и мысли, управлять своим поведением, принимать решение и брать на себя ответственность. Наблюдение за ребенком, за его игрой позволяет понять, как он познает мир и что его волнует. Игра обладает большими коррекционными и психотерапевтическими действиями, поскольку для ребенка игра – это возможность: 1. Осознание событий окружающего мира через подражания, социализацию, восприятие норм поведения, существующих в обществе; 2. Выражение любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без боязни опасности, с выражением этих чувств вне игры; 3. Компенсаторного удовлетворения чувства несамостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры; 4. Разрешения внутренних конфликтов и включения себя в активную роль; 5. Эмоционального отражения знаний и опыта; 6. Отражения роста и развития ребенка. В игротерапии выделяют три направления, обеспечивающих эффективное воспитательное и терапевтическое воздействие на личности ребенка: 1. Обеспечивается создание доброй, безопасной ситуации, где ребенок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь педагогу в решении его проблем; 2. Осуществляется основная коррекционная работа с детьми. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе самой терапии позволяют дополнить, изменить запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка; 3. Закрепляются полученные навыки и формы общения у детей. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопонимания участников, рефлексии и контролю своего поведения. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме: первое направление– контактные игры; второе– коррекционно-направленные и обучающие игры; третье направление – контактные + обучающие + контрольные игры. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Таким образом, игра: • помогает в диагностике; • способствует налаживанию контакта между педагогом и ребенком; • помогает словесному выражению чувств • дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение; • помогает расширить круг интересов ребенка; • помогает создать у ребенка чувство безопасности и дозволенности в системе отношений так, чтобы ребенок мог свободно исследовать и выражать собственное Я; • привлекает к переживаниям ребенка и отражает его чувства таким образом, что он постепенно приходит к самопониманию; • помогает ребенку действовать ответственно, раскрывает его способность решать личные проблемы; • помогает раскрыть внутреннюю направленность ребенка, позволяет ему быть лидером во всех областях; • позволяет педагогу оценить постепенность игротерапевтического процесса; • помогает устанавливать такие ограничения, которые позволяют ребенку принять на себя ответственность в данной системе отношений. На 1–4 игровых занятиях ребенок проявляет любопытство, углубляется в исследовательскую, бессистемную и творческую игру, делает простые описательные и информационные замечания, и выражает одновременную радость и тревогу. На 5–8 продолжает исследовательскую, бессистемную, творческую игру, возрастает общая агрессивная направленность игры, по-прежнему выражается радость и тревога; очевидны спонтанные реакции. На 9–12 исследовательская, бессистемная и агрессивная игра уменьшается, увеличивается игра, направленная на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальное взаимодействие с педагогом возрастает, и ребенок постепенно раскрывается, выдает информацию о себе. На 13–16 преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения счастья, волнения, отвращения, недоверчивости. На 17–20 преобладает разыгрывание сценок и ролевая игра, агрессивные высказывания продолжаются, усиливается построение отношений с педагогом, доминирующей эмоцией становится радость. На 21–24 преобладают игры на построение отношений, а также драматические и ролевые игры . Можно выделить основные задачи, которые решает игровая коррекция в контексте социальной адаптации вызываются новые формы переживаний; воспитываются позитивные чувства к взрослым, сверстникам, самому себе; развиваются система самооценки и самосознание, повышается уверенность в себе; развиваются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни за пределами стен школы-интерната. В данном виде игровой деятельности дети-сироты усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи. В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопонимания участников, рефлексии и контролю своего поведения. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Удачный подбор игр при составлении программы их проведения на определенный промежуток времени обеспечит эффективность социальной адаптации детей-сирот в школе-интернате, а более обширное применение игровых технологий будет способствовать более успешной социализации детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. | |
Просмотров: 1440 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|