Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Проектная деятельность как средство развития познавательных навыков учащихся Л.Н.Большакова, учитель географии КГУ «Средняя школа №16» ( г.Риддер, Восточно - Казахстанская область) Наше время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, быстро ориентироваться в меняющемся мире и осваивать новые области знаний, а также находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур. Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких является проектная технология, способная развивать у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного самосовершенствования. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. В нашей школе НОУ работает 12 лет. Общество имеет свою эмблему, устав, актив. Основные компоненты и этапы проектной деятельности учащихся отражены в его названии «Поиск»: П – проблема, планирование работы О – осмысление, обязательная деятельность по поиску информации И – исследование проблемы С – создание значимого продукта (результата работы над проектом) К – конструирование, оформление отчета Главные направления работы НОУ – историко-краеведческое и экологическое. Проекты, над которыми работают учащиеся можно подразделить на 4 группы: Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, села . («Природно-ресурсный потенциал Риддерского региона») Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. («Роль фитонцидных растений в оздоровлении окружающей среды», «Изучение влияния мобильного телефона, «кока-колы» и напитков-энергетиков на живые организмы») Информационный проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. («Местные природные ресурсы – основа деятельности предприятий и научных учреждений г.Риддера») Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. (фотовыставка «Эта красота неповторима и нет подобной больше на Земле») Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. В этом случае он видит смысл в работе, осознает цель, понимает и принимает задачи, поставленные учителем, благодаря чему усиливается познавательный интерес, а значит развивается и совершенствуется личность ребенка. Наиболее эффективными и удачными являются мини-проекты на уроках. Так например : 6 класс -Путешествие вглубь Земли -Природа-учебный географический класс - Утолим ли мы жажду? - Войди в природу другом - По следам великих путешественников -Облака: обычные и загадочные -Почему нельзя есть снег? 7 класс -Удивительная Африка -Путешествие вокруг света -Остров Робинзона Крузо -Известный и неизвестный Х.Колумб -Глобальное потепление-миф и реальность -Тайны ледяного континента 8 класс -Каспий: проблемы и перспективы -Спасем Арал -Первооткрыватели земли Риддерской -Эрозия почв. Кто виноват? -Лекарственные растения нашего края 9 класс -Памятники всемирного культурного наследия на территории Казахстана -Город, который я люблю На лицо плюсы работы над мини-проектами: навыки самообразования и самоконтроля, моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат, навыки групповой деятельности, индивидуальный подход, интерес к познавательной деятельности. Н.И. Баранский, говоря об особенностях географии , отмечал « что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география – понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению» Активному участию школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели способствует кружок «География в опытах и экспериментах» Форма работы- занятие-эксперимент. В ходе занятий не только воспроизводится само природное явление, но и раскрывается его суть, учащиеся с удовольствием ищут ответы на многочисленные «почему?», тем самым реализуется проектная цепочка: проблема-исследование-ответ. Занятия-эксперименты: «Извержение», «Волны», «Место для воздуха», «Эффект Кориолиса», «Соль» и другие позволяют привить интерес к предмету, более наглядно и доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле. В настоящее время проектный метод, как никакой другой соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников | |
Просмотров: 605 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|