Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Проектная деятельность как средство развития познавательных навыков учащихся
Проектная деятельность как средство развития познавательных навыков учащихся
Л.Н.Большакова, учитель географии
КГУ «Средняя школа №16» ( г.Риддер, Восточно - Казахстанская область)
Наше время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, быстро ориентироваться в меняющемся мире и осваивать новые области знаний, а также находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур.
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких является проектная технология, способная развивать у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного самосовершенствования.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

В нашей школе НОУ работает 12 лет. Общество имеет свою эмблему, устав, актив. Основные компоненты и этапы проектной деятельности учащихся отражены в его названии «Поиск»:
П – проблема, планирование работы
О – осмысление, обязательная деятельность по поиску информации
И – исследование проблемы
С – создание значимого продукта (результата работы над проектом)
К – конструирование, оформление отчета
Главные направления работы НОУ – историко-краеведческое и экологическое.
Проекты, над которыми работают учащиеся можно подразделить на 4 группы:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, села .
(«Природно-ресурсный потенциал Риддерского региона»)
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
(«Роль фитонцидных растений в оздоровлении окружающей среды», «Изучение влияния мобильного телефона, «кока-колы» и напитков-энергетиков на живые организмы»)
Информационный проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
(«Местные природные ресурсы – основа деятельности предприятий и научных учреждений г.Риддера»)
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
(фотовыставка «Эта красота неповторима и нет подобной больше на Земле»)
Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. В этом случае он видит смысл в работе, осознает цель, понимает и принимает задачи, поставленные учителем, благодаря чему усиливается познавательный интерес, а значит развивается и совершенствуется личность ребенка.
Наиболее эффективными и удачными являются мини-проекты на уроках.

Так например :
6 класс
-Путешествие вглубь Земли
-Природа-учебный географический класс
- Утолим ли мы жажду?
- Войди в природу другом
- По следам великих путешественников
-Облака: обычные и загадочные
-Почему нельзя есть снег?
7 класс
-Удивительная Африка
-Путешествие вокруг света
-Остров Робинзона Крузо
-Известный и неизвестный Х.Колумб
-Глобальное потепление-миф и реальность
-Тайны ледяного континента
8 класс
-Каспий: проблемы и перспективы
-Спасем Арал
-Первооткрыватели земли Риддерской
-Эрозия почв. Кто виноват?
-Лекарственные растения нашего края
9 класс
-Памятники всемирного культурного наследия на территории Казахстана
-Город, который я люблю
На лицо плюсы работы над мини-проектами: навыки самообразования и самоконтроля, моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат, навыки групповой деятельности, индивидуальный подход, интерес к познавательной деятельности.
Н.И. Баранский, говоря об особенностях географии , отмечал « что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география – понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению»
Активному участию школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели способствует кружок «География в опытах и экспериментах»
Форма работы- занятие-эксперимент.
В ходе занятий не только воспроизводится само природное явление, но и раскрывается его суть, учащиеся с удовольствием ищут ответы на многочисленные «почему?», тем самым реализуется проектная цепочка: проблема-исследование-ответ.
Занятия-эксперименты: «Извержение», «Волны», «Место для воздуха», «Эффект Кориолиса», «Соль» и другие позволяют привить интерес к предмету, более наглядно и доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников
Категория: Опыт | Добавил: lnbolshakova (2016-02-07)
Просмотров: 605 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru