Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
«Некоторые методические приёмы формирования ОУУН на уроках математики» преподаватель физики и математики Чуевская М.А Академик А, В, Погорелов, автор известного учебника геометрии, отмечает: «…очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать, доказывать.» Ещё Т. А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации – научить человека мыслить. Я стараюсь на своих уроках сформировать у своих учеников культуру мышления. В своей работе я использую уже известные приёмы и технологии. На своих уроках я применяю элементы методики уровневой дифференциации (моя проблемная тема), веду тематический учёт знаний и умений своих учеников, что позволяет мне подбирать материал урока целесообразно, с учётом пробелов в знаниях отдельных учеников, проводить индивидуальную работу. В начале учебного года провожу диагностику уровня сформированности ОУУ учащихся 1 курса, в виде тестирования или письменной контрольной работы. По результатам диагностики начинается работа по формированию или совершенствованию определённых ОУУН. Применяю приёмы НОТ ( научной организации труда ) прежде всего, в работе с учебником, справочниками, таблицами. Это: - конспектирование; -выделение главного; -работа с иллюстрациями, графиками, диаграммами; -составление опорных конспектов; -составление памяток – инструкций, памяток – подсказок для определённого алгоритма; -создание компьютерных презентаций на основании текстов учебника, дополнительной литературы, ресурсов Интернета; -работа с текстом в парах -составление сообщений, докладов, рефератов. Для развития учебно – интеллектуальных ОУУН применяю метод «многокомпонентного задания», который позволяет научить обобщению, оперированию в логической практике содержательно более ёмкими понятиями -решение обычной « готовой» задачи; - составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение её; -составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей. Согласно научным данным всякая информация, воспринятая человеком, «циркулирует в оперативной памяти 15-20 минут, и эта фаза оптимальна для всевозможных перекодировок информации, которая потом « уходит» в долговременную память. Следующий прием обобщение- классификация. На 1 курсе темы «Показательная функция» и «Логарифмическая функция» обобщаю вместе, увязывая их с темой «Степень и её свойства». На 2 курсе, с целью развития навыка обобщения, при изучении темы « Производная» в комплексе даю задания типа «Описать свойства функции с помощью производной и построить график функции.», «Описать свойства функции с помощью графика производной», «Описать свойства производной функции по готовому графику функции», «Построить график функции по описанию её свойств и свойств производной данной функции». Успешно использую прием экспериментов. На 1 курсе при изучении темы «Комбинаторика и вероятность» студенты с удовольствием проводили эксперименты по подбрасыванию монеты, кубика, двух монет, двух кубиков, подсчитывая число исходов и проверяя формулу вероятности. Кроме того, при организации работы учитывается очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы учащихся - канал приёма информации (визуальный, аудиальный, кинестетический). Если ребёнку - визуалу достаточно увидеть чертёж на классной доске и решить геометрическую задачу, то кинестетику необходимо прикаснуться руками к модели и только после этого решить задачу. Это может быть развёртка геометрического тела (многогранник, цилиндр, конус), каркасные модели ( использую на уроках геометрии) На своих уроках пытаюсь развивать коммуникативную культуру учащихся и организационные навыки, хотя для нашего контингента учащихся дается это с трудом. Прежде, чем учить школьника говорить и общаться, я пытаюсь научить…молчать. Вернее, слушать и слышать собеседника. Только тогда коммуникация, а проще говоря, диалог пройдёт успешно. На уроке речь идёт об учебном диалоге, но эти навыки, конечно, пригодятся и в дальнейшей жизни, но чаще всего учебный диалог сводится к монологу учителя, в частности вопрос-ответ. Развитию коммуникативных умений способствуют и другие виды работы на уроке. Это – работа в парах, когда учащиеся а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль; б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению; в) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией; г) проводят совместную работу практического или исследовательского характера; д) работают в режиме практикума – « цунами», когда тот, кто справляется с заданием быстрее, представляет решению учителю и помогает решить тому, кто затрудняется. Вопрос формирования общеучебных умений и навыков имеет много аспектов. Работа над ними продолжается и после уроков и на переменах, т.е учащиеся не успевшие выполнить задание на уроке, выполняют его на следующей паре или перемене после чего сдают свою работу. Совместные усилия преподавателей направлены на то, чтобы приблизить качество образования студента к уровню, отражающему его готовность к самостоятельной жизни, сопровождающейся высокой успешностью, благополучностью, позитивным настроем, социальной адаптированностью. | |
Просмотров: 708 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|