Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Проектная деятельность учителя и учащихся в начальной школе Тема «Проектная деятельность в начальной школе» считается актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Государственных стандартах образования. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Начиная работать над проектами, я как учитель, была на распутье – как помочь детям обозначить проблему исследования. Но неожиданно выход подсказала ситуация, возникшая при беседе на тему «Домашние животные», обозначилась проблема, когда один из учеников сказал, зачем содержать корову или курицу, когда легче купить готовую продукцию в магазине. Другие дети возмутились, что живя в деревне стыдно покупать молоко, мясо, яйца. Что выращенное самими гораздо лучше. «Но ведь сейчас это не выгодно», - отпарировал возмутитель спокойствия. «Сейчас все корма покупать – это дороже, чем купить готовую продукцию», - сказал он. Так я поняла, что эта тема обсуждается в семьях моих учеников. Тогда я обратилась к детям: «А может провести собственное исследование: можно ли заниматься разведением домашних животных с выгодой?» Дети с радостью согласились. Но когда я рассказала о замысле творческого проекта, учащиеся растерялись - уж очень трудной показалась им задача стать настоящими исследователями и взвалить на себя дополнительный груз работы. Первопроходцем вызвался стать Бавыка Андрей, за ним потянулись и девочки. И работа закипела. Для начала четко обозначили тему исследования: «Влияние рациона питания на продуктивность домашних животных» Затем, цели и задачи исследования. Сформулированы они были следующим образом: Цель исследования: выяснить целесообразность применения минеральных смесей и подкормки в рационах домашних животных в зимних условиях Задачи: рассказать о домашних животных (корове, кролике и курах) в зимних условиях. Гипотезу исследования разработали совместно с учащимися и их родителями. И прозвучала она в работе так: если делать затраты на дополнительную продукцию для кормления домашних животных в зимних условиях и повысится продуктивность, значит выгодно заниматься разведением домашних животных и получать экологически чистую продукцию. Далее дети стали обрабатывать различные источники информации: энциклопедии и справочники, материалы из интернета, взяли интервью у жителей села. Весь этот материал нашел отражение в 1 главе «Аналитический обзор по теме». Но самый познавательный этап работы был впереди. Это экспериментальная часть проекта. У Малютиной Светланы - Влияние отрубей в рационах коров на их молочную продуктивность. У Потехиной Марии - Значение поваренной соли и витаминов «Лутавит» в рационах кроликов. У Бавыка Андрея - Влияние сложных минеральных смесей на продуктивность кур – несушек. Здесь без помощи родителей нельзя было обойтись. Было собрано родительское собрание, где родителей познакомили с предстоящей работой. Нужно было определить контрольную корову и экспериментальную, контрольные группы кур и кроликов и экспериментальные. В лице родителей я нашла поддержку и интерес к теме проекта. Экспериментальная часть работы вылилась во 2 главу нашего проекта. По результатам экспериментальной работы учащиеся 3 класса подтвердили гипотезу исследования. В итоге совместно с детьми было дано заключение: животноводство - одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Оно удовлетворяет потребности населения в таких ценных продуктах питания, как мясо, молоко, масло, яйца, а также обеспечивает сырьем различные отрасли промышленности: пищевую, текстильную, пушно – меховую и др. Исследования и наблюдения показали, что наиболее эффективно включать в состав рациона коров – пшеничные отруби. В состав рациона кур – витаминные добавки и ракушечник; в состав рациона кроликов – витаминные добавки и соль. Такое кормление положительно отразилось на продуктивности и соответственно на выручке от реализации полученной продукции. Не зря народная мудрость гласит: «Корми с умом, будешь с рублем», поэтому учащиеся, достигли поставленных целей и задач. Данная работа, будет интересна каждому сельскому жителю, так как результаты работы можно использовать в практических целях. Кроме того работа представляет интерес для учащихся и учителей начальных классов, в плане дополнительной информации о домашних животных (в тч. о коровах, курах и кроликах), достаточно иллюстративного материала. Дети даже сочинили собственные сказки о животных. Таким образом, занятие проектной деятельностью помогло выработать у учеников такие качества как самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность. -умения: а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителем, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности). Так по окончанию проектной работы в школе была проведена конференция, на которой выступили мои ученики принявшие участие в проектной работе. Были приглашены учителя, учащиеся среднего и старшего звена школы, администрация. Все гости дали положительные отзывы о качестве выступления учащихся. Директор школы вручила грамоты маленьким исследователям за проделанную работу. В этом голу мной вновь запланирована работа над проектной деятельностью. Самым главным результатом работы стало желание многих талантливых и способных учеников школы заниматься проектной деятельностью. | |
Просмотров: 733 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|