Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Новая Программа в моей практике. Каким я вижу учителя нашего времени? На сегодняшний день новые стандарты в образовании требуют от современных учителей знания не только своего предмета, но умения оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику.Когда мы говорим это «конкурентноспособный учитель», « современный педагог», «компетентный и успешный учитель»,то кого мы имеем ввиду? А это значит, что это тот учитель, который «не стоит на месте», который является не простым «урокодателем», а это мыслящий,гибкий,умеющий принимать все новое и желающий научить своих учеников быть таким же конкурентоспособным, компетентным ,успешным как он сам. Профессионал - педагог обязательно должен держать тесную взаимосвязь с действующей практикой и научными материалами современных научных исследований в области педагогики и психологии.Такая необходимость важна так как наука как и мир вокруг нас меняется. Через изучение зарубежного и отечественного опыта, научной и методической литературы, международных программ возможно можно будет определить некоторые требования в подготовке учителей к меняющемуся миру. И как современный учитель может оказать влияние на развитие разностороннего и компетентного ученика? В основе всего лежит то, что насколько глубоко мотивирован ученик на дальнейшие действия. Не зря говорят, что сердце школы – учитель, а душа школы – ученик. И поэтому главными в школе остаются известный всем «треугольник»: ученик, учитель и урок. И это как никогда сейчас актуально. А какого учителя ждут наши ученики? Каким должен быть учитель нового формата в наше время? На эти все вопросы которые я задаю себе,я надеюсь отвечу после осмысления всего того что произойдет со мной после обучения и практики. Во время обучения на первом этапе «Лицом к лицу» Программы курсов повышения квалификации , тренеры ознакомили нас с богатой теоретической базой новых подходов в обучении. Мы обсуждали в группах, какую значимость имеют новые подходы в преподавании и обучении. В ходе теоретических экспедиций, мы осмысливали конструктивистскую теорию обучения, которая требует от учителя нового взгляда и отношении к процессу преподавания. С первых дней мы получали информацию, которая была для нас нова и где-то не понятна. Знакомясь с основным источником информации «Руководством для учителя» и разбирая их в группах мы пытались понять смысл утверждений исследователей в области педагогики и психологии, а так же иных толкований. Чтобы понимать теоретический материал нам понадобилось создавать постеры, презентации , разыгрывать ситуации для того чтобы найти решения проблемных ситуаций. Для меня важно было понять, чему мы должны обучать наших детей, а вопрос «Как?» относится к методике. Вопросы «Как? Чему? Почему?» стали для меня толчком к размышлениям. Все эти вопросы позже на практике пропускали через себя и тогда только мне становилось понятно ,что я делаю что-то не так. Ведь я привыкла быть учителем с традиционными подходами: на уроке говорила только я, влияла на ход мыслей учеников, работали по строгому шаблону и даже оценивание иногда были не всегда объективными. Основным материалом для нас «Задания для выполнения в период практики в школе» и «Руководство для учителя». Честно признаться, руководство стало для меня настольной книгой, так как обращаться к нему приходится очень часто. Базовый материал в руководстве подразделен на 7 модулей. Эти модули нам и следует внедрять в нашей практике и в последующем руководствоваться ими в нашей педагогической деятельности. Работая с идеями данных модулей, я пришла к выводу, что все модули взаимосвязаны друг с другом, один вытекает из другого или без одного невозможен другой. Работая, обсуждая, анализируя и обобщая на первом этапе «Лицом к лицу», я поняла, что без новых веяний в образовании, в новый век современных технологий, просто невозможно. И поэтому к модулям я обращаюсь постоянно. На последней неделе нашего первого этапа, мы много работали над планированием предстоящих уроков. Главное для нас было наше убеждение в выборе содержания уроков. Чему должен научиться ученик в ходе нашей практики? Как организовать процесс обучения, чтобы мы помогли ученику развиваться, стать самостоятельным и уметь критически осмыслить свои действия? Очень большое осмысление и изменения произошли у меня после периода практики в школе. Когда переложила вопросы теории на живую и реальную практику. Чему я научилась? На занятиях я приобрела навыки работы в группе, помогать своим коллегам в решении некоторых вопрос проблемного характера. Я многому училась у педагогов, которые имеют богатый опыт в школе. Особенно полезными мне были советы по вопросам проектирования уроков, составлении заданий по таксономии Блума. Впервые я начала понимать сущность инклюзивного образования. Составление модели «Школа для всех» заставило меня пересмотреть мое видение об инклюзивности в образовании в модуле «Возрастные особенности». Поэтому в среднесрочном планировании я большое внимание уделила заданиям, которые бы отвечали образовательным потребностям всех детей. Для регулирования своим обучением в содержании уроков были включены упражнения, которые носили воспитательный фактор. Это социальное взаимодействие детей и учителя. На что я должна обратить внимание с позиции новой Программы? Ставить для себя основную задачу – не научить, а помочь научиться самому, осуществляя постоянно обратную связь для корректировки понимания темы. Так же очень важно во время урока обращаться к ученикам по несколько раз «постоянно теребить», ставить не одну оценку ,а несколько через формативное оценивание,затем выводить суммативное. Уместно так же развивать качества, лежащие в основе когнитивных способностей ребенка: память, мышление, воображение, внимание, реакцию и.т.д. Я буду больше внимание уделять мотивации учащихся к обучению. Мотивация и еще раз мотивация. Я точно убеждена что ,мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса. Если ученик будет мотивирован, то он будет успешен как в обучении, так и в жизни. Моей основной ценностью на сегодняшний день является научить учащихся быть более самостоятельными, осмысливать свое обучение, быть критичными к себе и поменяться самой, конечно же. Теперь я четко осознаю, как это надо было по-другому. Я развеяла все сомнения, пришла к четкому пониманию цели проводимого мной эксперимента. Я умею теперь анализировать ошибки, я знаю, как теперь правильно научить учащихся анализировать свою работу и свои ошибки. Главное я осознаю, как воспитать личность, ответственную за свое обучение, то есть, как воспитать талантливого, умеющего критически мыслить ученика. А, следовательно, я сама все время мыслю критически. Во время практики шаг за шагом, урок за уроком я наблюдала изменения в моих учеников.Каждый урок превносил что-то новое и ученику и мне как учителю.На первом уроке «Жыл мезгілдері» ученики научились делится на группы по стратегии «Фигуры»,такая форма работы для них была новая.Так же создание коллаборативной среды при помощи танцевальной разминки «Қара жорға».Это дало детям настроится на положительные эмоции для благоприятной работы. Для детей было ново то как они давали друг другу оценку.У всех была разная реакция:кто-то растерялся,одни ученики не допонимали критерии оценивания,но многие старались оценивать объективно. На втором уроке по теме «Жаз», я запланировала во 2-м задании разыгрывание ситуативного диалога по стратегии «Драма» на разные темы: «Ауа райы», «Жазғы киім», «Жазғы демалыс». Было заметно что в эту работу вовлеклись все ученики.Лидеры групп начали составлять реплики для диалога, но и другие участники тоже добавляли свои идеи.В одной группе даже слабоуспевающий ученик Федя, который ранее неохотно участвовал в работе группы, сам попросился сыграть роль маленького сына женщины пришедшей в магазин одежды и он с удовольствием сыграл свою роль и хорошо произнес свою реплику. Я считаю,что тут у этого ученика произошла саморегуляция.Это задание способствовало развитию речевых навыков. Для активицации мыслительных процессов я применялпа на уроках воросы высокого порядка.К примеру,на четвертом уроке при выполнении задание «Создание проблемной ситуации с вопросами высокого порядка» я выставила две тарелки,в первой грязные овощи,а во второй овощи чисто вымыты.Какая тарелка вам больше нравится?Сравните и расскажите:А почему вы выбрали ее?Чем она отличается? Какая польза и вред от овощей фруктов и ягод?Ученики, работая в группах, применяли поисковый метод сбора информации, для того,чтобы ответить на вопросы. Ученики думали, размышляли, анализировали, рассуждали, вступали в беседу - дебаты.В ходе беседы ученики научились слушать друг друга и уважать мнение друг друга.Это тоже было для них новым видом работы . В этом уроке оценивание задание по стратегии «Интервью» позволило правильно оценить и систематизировать свои знания и умения по теме. Мотивация детей гораздо выше, когда на урок они приходят с неподдельным интересом узнать что-нибудь новое, особенно если это новое им презентуется при помощи новых информационно-коммуникационных технологий, к которым интерес у них развит с детства, к компьютерам, телефонам и все что относится к цифровым носителям. Детям свойственно быстрое переключение внимания, и то, что им было интересно пару минут назад, станет им не интересно через три минуты. Как же справиться с такой задачей учителю? На своих уроках я старалась переключать внимание ребят на разные виды деятельности: они работали как с интерактивной доской, так и по группам, и по парам, такая форма работы их так же очень увлекала. Демонстрируя новый материал, я оставляла им возможность для самостоятельного поиска. Например, обсуждая вопрос о значении слова «Труд» и что они вкладывают в смысл этого слова, учащиеся самостоятельно, после живых дискуссий между собой отвечали через абстрагирования: для одних труд ассоциировалась с пчелкой, муравьем, птицей строящей гнездо. Работая впоследствии группами над этой задачей, какова была их радость и удовлетворение от поиска ответа на этот вопрос, когда каждая группа доказывала свою точку зрения, демонстрируя точную информацию. Как и все учителя, я думаю, как интересно провести следующий урок. Ведь ребенок, который пришел к тебе на урок, должен уйти не только узнав что-то новое, но и удовлетворенным от проделанной работы на уроке и мотивированным на следующий урок. Познавая идею семи модулей новой программы, я понимала , что основной идеей является научить ребенка стать ответственным за свое обучение. На мое убеждение повлияло утверждение социоконструктивистской теорией Л.Выготского (1978) и Вуда (1998) «Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метосознания. Как же пробудить у ребят это желание учиться, как мотивировать познавательную деятельность школьника, этот вопрос волнует каждого учителя. Это также и трудности в организации учебного процесса у детей с разным уровнем мотивации. Для того , чтобы начать свою работу по новой программе, я решила провести исследование мотивации к обучению у школьников среднего звена. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики занимались с интересом и желанием, то есть были мотивированы на свое обучение. Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. А самая главная причина эффективной школьной мотивации, на мой взгляд, на самом деле одна: это искренний интерес. Он же любопытство. Он же удовольствие. Это и есть внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая). Для повышения мотивации у детей подобрала слайдовый материал и виде игр и упражнений, так же во время оценивания в конце урока вручала им сертификаты и медали, комментируя награду и работу ученика для повышения мотивации на уроках казахского языка. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % от мотивов. На протяжении многих лет работы в начальных классах и в среднем и в старшем звене я наблюдала, что занятия по изучению казахского языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитав раздаточный материал и Руководство для учителя, проанализировав, свои уроки и я пришла к выводу, что пробудить интерес к казахскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Привлекать интерес с помощью заданий, которые развивают мышление. Я глубоко убеждена, что модуль «Развитие критического мышления» актуален для каждого предмета, а для казахского языка особенно. В ходе групповых работ, выполняя различные задания, я наблюдал за своими коллегами, как они размышляют. Предлагают свои видения. Это помогало мне в осмыслении своих возможностей и умений, как профессионала, так и просто человек. Если я не буду мыслить критически, я не смогу научить ученика быть таким же. На одном из уроков я применила прием «Визуальные данные». В групповой работе я раздала картинки с изображением фруктов,овощей,ягод.Учащиеся без инструкции должны сами определить задание, правильно разгруппировать картинки по тематике.Ученики думали, размышляли и анализировали, рассуждали и высказывали свое мнение.Они научились мыслить критически.У них призошли изменения в мышлении.Ранее они никогда не выполняли такое задание,где им нужно было думать от начала до конца самим. Что было для меня оценка и оценивание в своем традиционном понятии до прохождения курсов - хороший ученик и плохой ученик, успевающий ученик и неуспевающий ученик, и наша пятибалльная система оценивания и словесное оценивание «Прекрасно!» , «Можно было бы еще подучить» и.т.д. Оценка - понятие относительное и не всегда проходила полная и объективная оценивание с моей стороны. А в процессе обучения я узнала,что Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК третьего уровня предусматривает оценивание формативное (ОДО) и суммативное (ОО). С каждым уроком я начинала понимать как важно то,что учащиеся оценивают себя и своих одноклассников.Я применяла разные стратегии оценивания «От кулака до пяти пальцев», «Две звезды и желание», «Большой палец», «Светофор», «Домик.Звезда.Торт».И мне было интересно наблюдать реакцию детей на собственное оценивание.Это было критичное и объективное оценивание,потому что они были как никогда внимательны друг другу. Такое оценивание имеет большую силу нежели мое диагностическое оценивание,с которым ,думаю,не всегда были согласны ученики.Больше времени дети уделяли когнитивному оцениванию по таблицам и листам оценивания,так как им надо было вникать в критерии,вспоминать ответы ,анализировать их и делать вывод. Я начала осознавать необходимость в изменении собственного педагогического мышления как условия готовности работы в инновационных условиях. Так же я смогла раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.Практика помогла мне повысить квалификацию своего педагогического мастерства. Я научилась самооценивать собственный познавательный педагогический труд. К этим изменениям я пришла научившись критически мыслить: размышлять, анализировать, сравнивать и сопоставлять, строить планы на будущее. Я рада, что буду тем учителем в школе, который будет помогать жить детям в этом большом мире, уверенно идти по жизни применяя все навыки, которые были привиты в школе. Изучив все модули, пропустив все это через себя, попробовав новые подходы на практике, и наконец, обобщив все это на втором этапе курсов «лицом к лицу», я понимаю, что впереди много не открытого и не узнанного. Я учитель и не могу стоять на месте и не могу с полной уверенностью утверждать, что я знаю все. И хотелось бы завершить свои мысли словами мыслителя Сократа: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю.» | |
Просмотров: 644 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|