Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Грустнеете при виде учебника? Вздыхаете: «Разве возможно все это
запомнить?» Удивляетесь: "Ну почему другие умудряются с одного прочтения
запоминать все, что нужно, а вы читаете раз за разом, а в голове все
равно «отрывки из обрывков»?» Чтобы разобраться, проведем небольшой
эксперимент. Сосредоточились? Тогда прочтите один раз следующий список –
и постарайтесь запомнить из него как можно больше живых существ. Карась, сова, жираф, бегемот, щука, ворона, заяц, налим, соловей, лиса, карп, утка. Сколько запомнили? Четыре? Пять? Шесть? А теперь представьте, что список выглядел бы так: Рыбы: карась, щука, налим, карп Птицы: сова, ворона, соловей, утка Животные: жираф, бегемот, заяц, лиса. Мы проверяли – в таком виде существа запоминаются лучше! Простая подготовка позволяет нам заметно улучшить результат. Давайте разберемся почему – и попробуем использовать этот интересный эффект при чтении текстов. Вы никогда не задумывались, насколько наша память похожа на память компьютера? Компьютер хранит информацию на жестком диске – но эта информация не может попасть на диск сразу. Сначала компьютер загружает информацию в оперативную память, а уж оттуда переносит ее на диск. Оперативная память работает гораздо быстрее, чем диск, но ее объем меньше – поэтому информация поступает в оперативную память порциями. Когда одна порция оказывается записана на диск, она стирается из оперативной памяти и ее место занимает другая. Очень похоже запоминает информацию и человек. Сначала информация поступает в так называемую кратковременную память – аналог оперативной памяти компьютера. Затем она переноситься в долговременную память – аналог жесткого диска. В кратковременную память поступает новая порция – и так далее… А теперь представьте, что вы читаете объемный текст и пытаетесь запомнить его содержание. «Содержания» в тексте как правило гораздо больше, чем может поместиться в кратковременную память. Эта память быстро переполняется, вновь поступающая информация «стирает» ту, что поступила чуть раньше – и мы ничего не успеваем перенести ее на долговременное хранение. Щука, ворона, заяц и налим появляются в кратковременной памяти прежде, чем мы «запишем на диск» карася, сову, жирафа и бегемота! И что читал, что не читал… Как же бороться с этим эффектом? Материал запоминается лучше, если мы агрегируем факты, сгруппируем их, выделим ключевые идеи. Именно так мы поступили только что со списком живых существ. Сперва мы выяснили, что речь в тексте идет о рыбах, птицах и животных. Это не много, это мы запомнили. Потом мы узнали, что рыбы это карась, щука, налим и карп. Опять немного, опять запомнили. Ну и так далее – пока все существа не оказались «на жестком диске». Казалось бы, очевидное решение – но большинство людей не привыкли при чтении группировать факты. Мы читаем любой текст «линейно», как будто это роман или повесть – и это мешает нам усваивать информацию. Чтобы приучить себя проводить «предобработку» запоминаемых фактов, выполнять их группировку, можно выполнять следующее упражнение из нашего курса «Суперпамять». Упражнение на группировку. Используя прием группировки, запомните следующие интересные факты. У хамелеона самый быстрый язык в мире! Ловя насекомых, он может «выстреливать» им со скоростью около 6 м в секунду! В 1965 г. американец Джеймс Рассел изобрел компакт-диск, на котором звук записывался чередой крохотных ямок, а считывался световым лучом. Самой древней игрой в мире считаются нарды. Археологи нашли в Иране доску для игры в нарды, возраст которой был оценен примерно в 5 тыс. лет. Идея пылесоса для чистки ковров родилась в 1860 г. у американского изобретателя Дэниела Хесса. Его аппарат был оборудован мехами по типу кузнечных для создания вакуума. Первые Олимпийские игры Нового времени были организованы в 1896 г Пьером де Кубертеном. Он же придумал и олимпийский флаг с пятью разноцветными кольцами. У жуку-бомбардира в задней части туловища имеется настоящее взрывное устройство. Подвергшись нападению, он извергает прямо в глаза обидчику струю зловонного газа, причем извержение сопровождается довольно громкий хлопком. Люди жевали резиноподобный загустевший древесный сок с доисторических времен. Но жевательная резинка, которую мы все знаем, появилась лишь в 1869 г. благодаря встрече вождя мексиканских повстанцев и американского изобретателя. Полярная лиса (песец) – единственное млекопитающее, которое в состоянии выдержать арктический холод. Она неплохо себя чувствует при температуре –70°С Шахматы, по всей видимости, были изобретены в V в. в Индии, а оттуда перекочевали в Персию. На Руси шахматы появились лишь в IX в. В 1950 г. индийцы не принимали участия в чемпионате мира по футболу, потому что игрокам не было позволено играть без обуви. Самая крупная птица – страус. Его «рост» достигает без малого 3 м. Страусиное яйцо весит почти 2 кг. Такой яичницей уж точно можно наесться! Парашют изобрели задолго до самолета. Еще древние китайцы и Леонардо да Винчи создали свои варианты этого устройства. Но первый из известных достоверных прыжков с парашютом состоялся около 400 лет назад. Первый чемпионат мира, показанный по телевизору в цвете, состоялся в 1974 г. Более 2000 лет назад, по некоторым сведениям, древние китайцы создали первые очки. Но они не помогали лучше видеть, а лишь защищали глаза от солнца. Вероятность встречи с живым динозавром, по мнению одного школьника, составляет 50%: «Либо встречу – либо не встречу». Чтобы было веселее и интереснее, предложите упражнение друзьям – и посмотрите, кто быстрее и лучше справится, и кто какую группировку фактов придумает. Найдите еще интересные факты и повторите упражнение в ними. И вскоре вы заметите, что «память как решето» это больше не про вас! http://my.mail.ru/my/dialogues?thread=indira_zaripova@mail.ru&from_letter=new_dialogues_post | |
Просмотров: 1146 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|