Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
УРОК "Мир вокруг" 5 класс ТЕМА: ЖИВОТНЫЙ МИР КАЗАХСТАНА. ЦЕЛИ: Учебные: расширить и углубить знания о животных, встречающихся на территории Казахстана; Коррекционные: учить рассуждать и делать выводы, развивать познавательный интерес; Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Задачи: 1.формировать представления о жизни животных Казахстана; 2.учить применять в работе ранее полученные знания; Оборудование: карта Казахстана, карточки с изображением животных , кроссворд, разрезанные картинки животных(барса, верблюда).цветные карандаши. План урока: 1. Организационный момент 2. Сообщение цели и темы урока. 3. Вступительная беседа. 4. Новая тема: а)повторение; б)знакомство с новой темой; в) Рассказ – объяснение учителя о программе 2030: 5. Закрепление. (коррекционное упражнение.) а)кроссворд; б)собрать разрезные картинки животных; в) дидактическая игра.. 6. Итог урока и оценивание. 7. Домашнее задание ХОД УРОКА 1. Организационный момент Психологический настрой. 2. Сообщение темы и цели урока Девиз урока: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». 3. Вступительная беседа( на доске карта Казахстана) Здравствуйте, уважаемые гости нашей встречи! Сейчас мы все увидим, как завораживающе красиво колышется трава под лёгким дуновением ветерка, а в ней яркими звоночками расположились колокольчики, как летает пёстрая бабочка, и радуется, приглашая всех нас в этот прекрасный мир природы. 1. Под крышей голубой огромной 2. Солнышко рыжее живёт, 3. А ночью среди звёздных тучек 4. Танцует звёздный хоровод. 5. И лес живёт под синим небом, 6. и дождь, и грозы, и цветы, 7. И яблоньки в саду зелёном, 8. Твоя семья живёт и ты. 9. Большой, огромный этот дом, 10. Вон сколько птиц, цветов в нём и народа, 11. А называется наш дом, 12. Мы знаем все - (природа! ) Учитель. Что же такое ПРИРОДА? Ученик Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения и животные, грибы и микробы – всё это природа. Учитель. Что обычно не относят к природе? Ученик К природе обычно не относят то, что сделано руками человека. Например, тетради и карандаши, одежду, космический корабль. Учитель Оказывается, в Мире живой природы уживаются 4 царства: животных, растений, грибов и бактерий. - А в путешествие мы отправимся в царство животных, и познакомимся с разными животными. ( на доске таблица с названием животных) Учитель: Насекомые – это животные, у которых 6 ног(картинки). Ученик: К ним относятся бабочки, пчёлы, кузнечики, жуки, стрекозы, моль. Учитель: Паукообразные. (картинки) Пауки, в отличие от насекомых имеют 8 ног. Они относятся к группе членистоногих. Она насчитывает свыше 70 тысяч видов, к ней также относятся скорпионы и клещи. Учитель: Моллюски.(картинки) К моллюскам относят улиток, слизней, осьминогов, кальмаров, каракатиц. У них, обычно, мягкое тело защищено раковиной. Учитель: Пресмыкающиеся. Эту группу животных часто называют рептилиями. К ним относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Тело их покрыто сухими чешуйками или панцирем. Учитель: Рыбы.(картинки) Рыбы – водные обитатели, тело которых покрыто скользкой чешуёй, с помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Учитель: Земноводные. (картинки) Земноводные: лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни живут на суше, часть – в воде. Кожа голая, нежная. Учитель: Млекопитающие.(картинки) Их тело покрыто шерстью, а детёнышей кормят молоком. Учитель: Птицы.(картинки) Их тело покрыто перьями. Одной из прекрасных птиц на земле является журавль. Он служит олицетворением долгой жизни, ума, верности и почета. С давних времени существует такая легенда о журавлях: эти птицы в момент опасности, которая может угрожать правителю государства, образуют символическую окружность, которая оберегает императора. Я хочу всем гостям нашего урока подарить журавля. Пусть этот символ оберегает вас от неприятностей. Храните его, пусть этот маленький журавлик принесёт вам счастье. 4.Новая тема. А) Повторение. Подготовка к работе: – наклеить на плакат контурную карту Казахстана. Обвести государственную границу красным карандашом. (выполняет ученик) - как называется наша страна? - Подпиши название на карте. - Что ты можешь сказать о размерах нашего государства? - Какое место в мире занимает наша страна по площади? -Наша страна расположена в нескольких природных зонах. -Назови и покажи на карте эти природные зоны ? -Подпиши название своей природной зоны. -Выдели ее цветным карандашом на карте. Б)Знакомство с новой темой. Учитель. Животный мир Казахстана очень богат и разнообразен. Это объясняется тем, что у нас есть и степи, и пустыни, и леса, и горы, и Каспийское море. «Лес» 1. На карте закрась территорию лесной природной зоны Отгадай загадки и выбери животных данной природной зоны. Наклей на плакат.(картинки) 1.У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора.(заяц) Ученик читает: Заяц прыгает и бегает быстро. Некоторые зайцы могут развивать скорость до 50 км в час. Интересно, что из-за длинных задних ног в гору зайцу бежать легче, чем под гору. Под гору он не бежит, а катится кувырком. Фронтальный опрос по вопросам: – Чем питаются зайцы? – Назови врагов зайца? – Чем отличается заяц-русак от зайца-беляка? – Какую роль играют задние ноги зайца? 2.Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А, проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной –(медведь) Физминутка. «Степь» 1. На карте закрась территорию степной природной зоны. 2. Выберите животных данной природной зоны. Наклей на плакат. 1. Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (суслик) 2. Сердитый недотрога Живет в глуши степной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (еж) 3. Кто это, рыжий, петляет, гонится за зайцем?(лиса) Ученик читает: В нашей стране наиболее известной и распространенной является рыжая лиса. Среди лисиц встречаются темные, черно-бурые, коричневые и даже совершенно черные лисицы. Но официально они все-таки числятся рыжими. Когда количество грызунов по каким-то причинам уменьшится, лиса вынуждена нападать на зайцев, куропаток, есть насекомых, ягоды, плоды разных растений или поедать падаль. Своим пушистым хвостом действует как рулем, делая резкие повороты во время преследования. Хвостом же лисица укрывается, свернувшись клубочком и уткнув нос в него. В марте или апреле у лисицы рождаются 4-6 слепых детенышей. Лисята растут быстро и живут в норе 3-4 месяц. Оба родителя приносят им сюда пищу. Лисица-мать охраняет их. Лисица водится на полянах, на болотах, в лесах, перелесках. Густая пушистая шубка защищает лису от самых трескучих морозов. Ноги лисицы густо обрастают шерстью, и лисица как бы в валенках, ноги ее не зябнут, даже в сильные морозы. Учитель :(телеграмма) Животные нашего края прислали к нам на урок телеграмму о волке: Длина тела волка 105-160 см, весит 35-50 кг. Скорость передвижения на мелкой дистанции 85 км/час У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Весной появляются волчата – 4-6 детенышей. Заботу о них проявляют оба родителя. Далее читает ученик.(карточка) Охотятся волки ночью. А к зиме собираются в стаи – 6-10 волков. Он может не есть несколько дней, не теряя силы. Днем они прячутся в зарослях кустарников и по оврагам. Охотятся на оленей, лосей, коров, куропаток, тетеревов, зайцев. Не брезгуют падалью. За одну ночь при удачной охоте волк съедает до 10 кг мяса. Остатки пищи зарывает в снег, а летом прячет в укромное место, куда позже возвращается, когда проголодается. Учитель: Но вот волк чего-то испугался. Это он заметил беркута и помчался прочь. Бежал, бежал и не заметил, как добежал до пустыни. Там он встретил «корабль пустыни». -Кого так называют?(учитель показывает картинку) Дополнения учителя: Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы, которые не тонут в сыпучем песке пустыни. Брюхо и ноги также защищены мозолистыми утолщениями от ожогов. Густые длинные ресницы защищают глаза от песчинок. Едят верблюды горькую полынь, солянку, колючку. Могут пить горько-соленую воду. Фронтальный опрос по вопросам: – Чем питаются верблюды? – Почему верблюды могут долго обходиться без пищи? – С какой целью человек разводит верблюдов? «Пустыня» 1. На карте закрась территорию природной зоны «пустыня». 2. Выбери животных, данной природной зоны. Наклей на плакат. 1.Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно – Укусит. Ясно?(змея) 2. Хоть зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам.(верблюд) – Мы много говорили о растениях, птицах Казахстана. Что-то ты уже знаешь о них, а что-то для тебя будет новым. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Ведь животные распространяют плоды и семена этих растений. – К нам в гости прилетел беркут.(показать картинку) Учитель: – У кочевников особое место занимает степной орёл или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов Казахстана имеет давнюю традицию для степняков. Это символ свободы, стремление к высоте, полёт в будущее. – Действительно крупная птица весит 6 кг. Самка выводит 1-2 птенцов, выживает только один. Отец лишь приносит еду, мать кормит, обогревает, охраняет малыша, учит его летать. У таких птиц и добыча должна быть крупная. Нападает на оленят, косулей и лисят. 7. Рассказ – объяснение учителя о программе 2030: Президент Казахстана Н.А.Назарбаев и правительство нашей страны приняли государственную программу «Казахстан-2030», из которой мы узнаем, что к 2030 году наш Казахстан станет Центрально-Азиатским Барсом и будет служить примером для других стран. У каждой страны есть свой символ. Символом нашей страны является барс. (показать картинку) Краткая характеристика снежного барса, данная учителем: Снежный барс из семейства кошачьих. Длина тела 103-130 см, хвоста – 80-105 см. Похож на леопарда, но окраска дымчато-серая, с тёмными кольцами. Мех густой, пушистый, такой же и на хвосте. Питается горными козлами, зайцами, сурками. Обитает у границы вечного снега, в высокогорьях. Занесён в Красную книгу. Наш президент мечтает о том, чтобы Казахстан 2030 года стал чистой и зеленой страной, со свежим воздухом, прозрачной водой. Чтобы наше государство процветало в мире и согласии. А ведь в нашем мире есть еще много зла. А отчего на свете бывает зло? Ты прочитаешь сказку дома" Как избежать зла" Физминутка. Закрепление. А) А теперь надо заполнить кроссворд.(кроссворд на доске.) Задания кроссворда: 1. Про кого говорят: «зимой – белый, летом – серый »? (Заяц) 2. Какое дикое животное танцует весной танец «фокстрот»? (Лиса) 3. Серый, зубастый по лесу рыщет телят, ягнят ищет (Волк) 4. Какое животное называют «кораблем пустыни»? (Верблюд) 5. Хищное животное из семейства кошачьих живет в высокогорьях у границы вечного снега, похож на леопарда? (Барс) Закрепление (коррекционные упражнения). А) работа по карточкам с изображением разных животных. −Подчеркнуть тех животных, которые обитают в наших краях. Б) собери разрезанные картинки (барса, верблюда) В) Дидактическая игра. Закрой на миг глаза и представь, что все это бесследно исчезло с лица Земли. Нет ни птиц с их голосами, ни животных с их красотой. Что ты испытала теперь, когда это представила? Какой станет наша планета без животных и птиц? А что нужно делать, чтобы этого не случилось? Итог урока. – Какие знания ты положила сегодня в копилку знаний? −Спасибо тебе за работу на уроке. −За работу на уроке получи медальон с изображением снежного барса – символом Республики Казахстан. Д/з. Прочитать сказку" Как избежать зла"; прочитать о животных Казахстана(карточки). | |
Просмотров: 1469 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|