Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, демонстрирует необычные сочетания этих материалов и инструментов. На внеклассных занятиях по изодеятельности можно предложить детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, пробку, поролон, ватную палочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества. Нетрадиционные техники рисования хорошо усваиваются, и спада активности на занятиях не наблюдается. У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых творческих возможностей, именно поэтому, нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей любого возраста. Для разработки внеклассных занятий по изодеятельности для младших школьников мы использовали нетрадиционные техники рисования и различные виды декоративно-прикладного творчества. При составлении календарно-тематического плана занятий по изодеятельности мы учитываем сезонность. Темы подбираются ко времени года, так как на внеклассных занятиях мы знакомим младших школьников с сезонными изменениями в природе. Также в плане мы стараемся отразить темы, посвященные праздникам: День учителя, День Первого Президента, Новый год, День святого Валентина, Международный женский день, Международный день птиц, День космонавтики, День Победы, а так же темы тематических недель и месячников. Для развития интереса и творческих способностей детей на своих внеклассных занятиях по изодеятельности мы используем следующие нетрадиционные техники рисования и виды декоративно-прикладного творчества: печатание листьями, метод тычка (пуантилизм), пластилинография, бумагопластика. Печатание листьями Одной из интересных и необычных техник рисования для младших школьников является «печатание листьями». Дети любят гулять по осеннему парку и собирать красивые разноцветные листья деревьев, кустарников, растений, с помощью которых потом можно рисовать удивительные картины природы различных времен года. Эту нетрадиционную технику рисования можно отнести к технике штамповки, но она требует от детей большей аккуратности и координации движений. Эта очень необычная техника рисования обязательно заинтересует детей младшего школьного возраста. К тому же эта деятельность развивает мелкую моторику, фантазию и мышление детей. Дети достаточно хорошо владеют этим методом, даже те, кто плохо рисует красками. На сухой лист наносят одну или несколько красок (лучше гуашь), прижимают лист к бумаге рисунка и получается отпечаток, но предварительно нужно обязательно продумать композицию своего рисунка. Недостающие детали дорисовываются кистью или фломастерами. Эту нетрадиционную технику рисования мы использовали на внеклассных занятиях по изодеятельности: «Осенний лес», «Аквариум с рыбками», «Ваза с цветами», «Зимний лес». Метод тычка (пуантилизм) Другой интересный вариант нетрадиционного рисования, который мы используем на своих внеклассных занятиях по изодеятельности – «метод тычка» (пуантилизм). Эта техника дает возможность детям прочувствовать многоцветное изображение предметов, что важно для наиболее полного восприятия окружающего мира. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Опускаем в краску или гуашь и точными движениями делаем тычки на альбомном листе, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета. Палочки или кисть будут оставлять чёткий, яркий отпечаток. Рисовать в этой технике не обязательно именно ватной палочкой и гуашью. Можно рисовать и фломастерами, и ручками, и цветными маркерами. Как показала практика, детям нравится так рисовать, младшие школьники достаточно хорошо владеют данным способом. С помощью этой техники можно рисовать пушистых животных, густой лес, нарядные цветы, украшать предметы одежды. Рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими нетрадиционными способами рисования. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей. «Метод тычка» мы использовали на внеклассных занятиях: «Осенние листья», «Цветок», «Цветочное панно», «Рукавички». Пластилинография Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. «Пластилин» - это материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, а «графия» обозначает создание, изображение. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид нетрадиционной изобразительной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Регулярная работа с пластилином позволяет младшим школьникам создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. На своих внеклассных занятиях по изодеятельности мы используем разные виды пластилинографии: прямая, витражная, контурная и модульная пластилинографии. Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения творческих работ и развития творческих способностей младших школьников с использованием нетрадиционных техник рисования, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму, а так же у ребенка появляется прекрасная возможность проявить свою фантазию и воображение. Эту нетрадиционную технику рисования пластилином мы использовали на внеклассных занятиях при подготовке к Новому году для изготовления ёлочных игрушек: «Дед Мороз» и «Снегурочка» к школьному конкурсу, использовали и при изготовлении новогодних подарков для родителей «Дед Мороз с елочкой» и «Снегирь на ветке». Мы никогда не выбрасываем старый смешанный пластилин, так как его можно использовать для создания объемных картин. Отдельные части работы заполняются пластилином для придания объема, затем покрываются зубной пастой и после высыхания покрываются гуашью или красками. Такие работы получаются более яркими и красочными. Такой нетрадиционный способ работы мы использовали на занятиях «Цветок», «Ваза». Бумагопластика Бумагопластика — это изготовление объемных предметов из бумаги. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства. Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями на внеклассных занятиях по изодеятельности. При работе с бумагой у детей развивает глазомер, совершенствуется мелкая моторика рук, концентрируется внимания, развиваются творческие способности. На своих занятиях мы чаще используем такие виды бумагопластики, как объемная аппликация, торцевание, айрис фолдинг, квиллинг, оригами, скрапбукинг, коллаж. Объемная аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку, поэтому в своей работе мы чаще используем этот вид бумагопластики. Данную технику работы мы использовали при изготовлении поздравительных открыток к праздникам: ко Дню учителя, к Международному женскому дню, ко Дню Победы. Так же к этим праздникам на внеклассных занятиях мы изготавливаем подарки для мам учащихся и педагогов. Использовали технику объемной аппликации мы и на внеклассных занятиях, посвященных весенней тематике: «Венок дружбы», «Весёлые воронята», «Весна пришла», «Птица». Не менее интересными получаются работы младших школьников в других видах бумагопластики: торцевание, айрис фолдинг, квиллинг, оригами, скрапбукинг, коллаж. В прошлом учебном году были проведены следующие внеклассные занятия по изодеятельности с использованием различных видов декоративно-прикладного творчества: в технике «Айрис фолдинг» - «Поздравительная открытка ко Дню учителя», «Новогодняя елка», в технике «Квиллинг» - «Ветка рябины», «Насекомые», «Цветок», в технике «Оригами» - «Снежная елка», «Дед Мороз», «Собака и кошка», в технике «Торцевания» - «Бабочка», «Одуванчик», «Овечка», в технике «Скрапбукинг» - «Поздравительная открытка». В технике «Коллаж» мы украсили спальни к праздникам (Новый год, Наурыз мейрамы), выполнив основные элементы декора на внеклассном занятии, сделали коллаж по ПДД в рамках месячника безопасности дорожного движения и к декаде по экологии «Я – хозяин на планете». Использование этих видов бумагопластики на внеклассных занятиях по изодеятельности так же способствует повышению интереса к художественной деятельности и развитию творческих способностей младших школьников. | |
Просмотров: 1149 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|