Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Голубева О.В., учитель английского языка ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Д.Дьюи Целью образования на сегодняшний день становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Этой цели соответствует технология развития критического мышления, т.к. приемы технологии развития критического мышления – это приемы работы с информацией. Технология развития критического мышления – это универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Она может использоваться в разных предметных областях, в том числе и в преподавании английского языка, На уроках которого нередко приходится сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свой талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха. Изучив модуль "критическое мышление" на курсах Центра педагогического мастерства, я стала применять приемы данной технологии на своих уроках. Системно используя на уроках английского языка стратегии критического мышления, я и мои ученики стали получать большое удовлетворение от самого процесса обучения и его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, ученики самостоятельно добывают знания, исследуют, вместе выдвигают идеи и концепции различными способами, активно участвуют в критическом анализе, синтезе новых знаний, творят, развивают доверие к самим себе и понимание ценности собственных мнений и идей, относятся с уважением к мнению других. Работа в группах развивает такие качества как: сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности. Для формирования и развития критического мышления я использую парную и групповую работу. Одной из успешных форм считаю работу в группах. Целью организации групповой деятельности является развитие критического мышления учащихся. Работа в группе помогает моим ученикам осмыслить учебные действия, даёт каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку. Каждый учащийся имеет возможность утвердиться. Организовывая групповую деятельность на своих уроках, я формирую у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты. Все эти процессы относятся к саморегуляции учебной деятельности самими учениками. Групповая форма учебной деятельности предполагает включение учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Я увидела, что ученики с высокими учебными возможностями, успешно справляясь с заданием, помогают менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, в результате он сам усваивает материал глубже и основательнее. Применение стратегий критического мышления на уроках английского языка позволяет моим учащимся проявлять свои знания и развивать навыки в микрогруппе, формировать навыки монологической речи, умения анализировать, формировать навыки составления диаграмм, работать с текстами. На стадии вызова я активизирую у учащихся уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, побуждаю их к деятельности, мотивирую к дальнейшей работе. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому материалу (делают предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. На данной стадии использую такие приемы развития критического мышления как: составление списка "известной информации"; таблицы; верные и неверные утверждения, кластеры. Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксировать и систематизировать информацию, полученную от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно. Создается такая ситуация, в которой употребление учащимися иностранного языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке. От учащихся ожидается умение сосредоточить своё внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании. На данном этапе я применяю следующие приемы: "Загадка", "Верите ли вы, что…", "Мозговой штурм" и другие. Например, на уроках в 5 классе по теме "Защита животных" мною были предложены загадки, разгадав которые, учащиеся активизировали в памяти изученные лексические единицы. Так же на стадии вызова на своих уроках я часто применяю стратегию "Ассоциативный ряд". Так, на уроке по теме "Здоровье" в 6 классе, на этапе проверки изученной лексики, поделив учащихся на группы, я предложила следующие задания: первой группе написать глаголы, второй группе- прилагательные и третьей группе – существительные, относящиеся к теме урока. Таким образом данная стратегия помогла учащимся активизировать и систематизировать имеющиеся у них знания по теме. На стадии осмысления обычно предоставляется новая информация, корректируются поставленные учащимися цели, активные приёмы направлены на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенно, логично двигаемся к новому. На этой стадии при работе с текстом я использую методы активного чтения: чтения с пометками "инсерт", чтение с остановкой; заполнения таблицы "Знаю. Хочу знать. Узнал". Работа ведётся в группах, парах и индивидуально. При работе в группе обращать внимание на то, как дети взаимодействуют, распределяют обязанности при поиске информации, обмениваются мнениями, следуют правилам работы в группе. Интересно наблюдать, как ведётся взаимообучение в группах и в парах. Такая форма работы удачна, т.к. у учащихся в ходе диалога в группе или паре усваивается и материал урока, и опыт другого ученика, партнёра. При этом нет страха неправильного ответа, более способные помогают слабым. Командный дух, атмосфера сотрудничества помогают справиться с заданиями. Дети на моих уроках составляют кластеры, "карты памяти" для диалога и монолога (от известного к новому, от простого к сложному), находят общее и различия при составлении "постера – маршрута" при изучении грамматики. На этой стадии я стараюсь поддерживать активность учащихся, их интерес к теме, к постановке новых вопросов и поиску ответов. Учащиеся в ходе работы на уроках сопоставляют новую информацию с уже имеющейся, самостоятельно ищут ответы на возникшие вопросы и затруднения. (Учитель направляет учащихся). При работе с новой информацией обращается внимание на то, что их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему. Такие "модели взаимодействия, как исследовательский разговор, аргументация и диалог, способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Дети обучаются эффективнее и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессом формирования знаний и исследований". Роль диалога в обучении критическому мышлению огромна. А на уроках английского тем более. Дети в ходе диалога учатся задавать различного вида вопросы, опираясь на клише, а в последующем и без опоры. На одном из уроков было предложено небольшим группам составить и инсценировать мини диалоги по теме урока "собеседование о приёме на работу", всему классу нужно было решить, примут ли оппонентов на работу на основании их ответов. Результат работы удивил и моих учеников и меня. Артистично задавались очень каверзные вопросы, и необходимо было так описать и обыграть свои достоинства, чтобы быть принятым на работу, дети серьёзно отнеслись к заданию и искренне переживали друг за друга. Стадия рефлексии важна и для ученика, и для учителя. И этому следует уделять время, т.к. осуществляется анализ, переработка, интерпретация изученной информации, построение дальнейшего маршрута обучения. Знать что получилось, что не удалось, найти причины неудач, проанализировать. На этой стадии дети оценивают своё продвижение, соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. Очень важно признавать свои ошибки, исправлять, корректировать свою работу и идти дальше. На стадии рефлексии используются различные формы. Например, мини анкета: "мне понравилось…/ не понравилось…/ было трудно…./легко…/ я узнал(а) …/было интересно…/ хочется …"; выбрать из предложенных вариантов на английском языке; используя "смайлики", выразить своё настроение. Так же мною активно применяю кластеры, таблицы, прием "лестница успеха","тонкие " и "толстые" вопросы для демонстрации понимания пройденного. На уроке в 6 классе по теме "Здоровье" учащимся нужно было составить 3-4 "тонких" и "толстых" вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Современный учитель должен обладать развитым критическим мышлением, способностью анализировать и критически оценивать собственную практику работы, находить проблемы в своем преподавании и искать пути их решения. Все перечисленные мною стратегии критического мышления, которые я использую на уроках, делают урок творческим, интересным, где каждый ученик критически осмысливает полученную информацию, приобретает умение обобщать, проводить рефлексию своей деятельности. Создается и укрепляется познавательная мотивация учащихся, что в конечном итоге приводит к цели образования – помочь каждому стать умелым, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни. | |
Просмотров: 1044 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|