Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Тамаркова Лариса Вениаминовна учитель физики КГУ «ОСШ №16 г. Темиртау» ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Закон РК «Об образовании» одной из основных задач системы образования определяет развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности [1]. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества [2]. Но ни для кого не секрет, что с обеих сторон образовательного процесса происходит разделение на тех, кто хочет учиться и учить, и тех, для кого учеба и преподавание лишь неприятная обязанность, к которой можно относиться пренебрежительно-формально. Первых гораздо меньше, что естественно для любого общества. Однако хорошо известно, что современный научно-технический прогресс во всем мире обеспечивается за счет не более чем 0,3% населения развитых стран. Поэтому фанатики учебы и преподавания - это не абстрактный "интеллектуальный потенциал страны", а конкретное будущее того государства, которое будет заинтересовано в их знаниях, исследованиях, творчестве [3]. В настоящее время перед школой стоит задача обновления содержания образования. Современному миру необходимо, чтобы молодой человек, вступающий в жизнь, мог быстро адаптироваться к изменяющимся реалиям, мог находить новые знания в информационном океане, был активным, творческим, мобильным. Чтобы привить детям указанные качества требуется, чтобы школа и все учителя изменили свою деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Современная школа должна развивать общеучебные умения исследовательского, аналитического характера, умения работать с информационными ресурсами (научно-популярными изданиями, мультимедийными и Интернет-ресурсами). С этой точки зрения одна из целей учителя физики - создание и использование эффективных методов работы в материальной и информационной среде. Для этого можно использовать несколько методов развития исследовательских умений и творческих навыков, а именно: частично-поисковый (эвристический) метод и исследовательский метод. Эвристический (или частично-поисковый) метод - это метод, когда учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы. Иными словами, организуется поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач. Сущность исследовательского метода - это организация преподавателем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение этого метода - максимальное усвоение школьниками опыта творческой работы. Целостная задача требует умений: анализировать условие ее в соответствии с вопросом задачи; преобразовывать основную проблему в ряд частных проблем; составлять план и этапы решения проблемы; формулировать гипотезу; проверять полученное решение теоретически и экспериментально и т.д. Поэтому именно исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Я, как и многие педагоги, стремлюсь развивать у учащихся интеллектуальные и творческие способности через проектную деятельность. В школе создано научное общество учащихся (НОУ), в котором ученики могут получить необходимые им помощь и поддержку в исследовательской деятельности. Но заниматься в течение учебного года проектной деятельностью довольно сложно по ряду причин. Педагог и ученик имеют большую учебную нагрузку, свободное время одного часто не совпадает с периодом отдыха другого. Поэтому бывают случаи, когда ребята прекращают свои исследования или откладывают их на более поздний срок. Или из-за нехватки времени у педагога и отсутствии навыков исследовательской деятельности проект выполняется некачественно, что так же влияет на мотивационную сферу учеников. Организация летней школы позволяет решить часть этих проблем: 1. Ученики и учителя свободны от урочной деятельности и могут свое внимание обратить только на проектную деятельность. 2. Учителя свободны от преподавания и могут попробовать в летней школе реализовать свои задумки, идеи, находки. 3. Работу можно строить в нетрадиционной форме, что способствует активизации мышления, развитию навыков общения, организационных и исследовательских умений. 4. Так как работа ведется методом «погружения» в научно-исследовательскую деятельность, то обучение проектной работе проходит намного эффективнее, чем во время учебного года. В течение ряда лет в одной из общеобразовательных средних школ города Темиртау организовывалась летняя школа «Мыслитель» для детей с повышенной мотивацией, целью которой являлось обучение учащихся проектно-исследовательской деятельности. Работа строилась, как и в традиционной летней школе: по два астрономических часа (с 10.00 до 12.00). Отличие состояло в том, что занятия проводились в форме тренинга все два часа, отношения строились по системе «тренер–воспитанники», где тренер лишь предлагает тот или иной вид деятельности. Но право выбора - делать или нет, остается только за воспитанником, что предполагает высокий уровень профессиональной подготовки тренера. Главный принцип: добровольность участия в работе без насилия в любом его проявлении. Для большего интереса ученики переводятся в качественно новый статус «научных сотрудников», трудящихся на кафедре естественного и лабораторного эксперимента. Одним из главных условий в работе кафедры являлось принятие клятвы научного сотрудника. Но сначала ученик должен был доказать, что он достоин этого звания. В качестве испытания ребята в течение двух дней работали над решением задач как интеллектуального, так и коммуникативного плана. Работа по просвещению и развитию строилась по трем направлениям: нравственно-эстетическое, естественнонаучное и краеведение. Была разработана циклограмма работы летней школы, где в течение каждого дня реализовываются определенные цели и задачи: понедельник и пятница отводятся на развитие навыков планирования и анализа результатов своей деятельности; вторник, среда и четверг - работа по запланированным направлениям; суббота - развитие толерантности и социально желательных качеств (признание позиции собеседника и умение вести диалог, культура поведения в общественных местах.) Это позволило упорядочить деятельность летней школы не вызывая привыканий и снижения интереса у учеников к познанию нового. Любая деятельность должна была иметь конечный продукт (создание реферата, наглядности, макета) качество которого оценивается всеми участниками по принципу коллегиальности. Еще одним стимулирующим фактором является введение рейтинга участников (в данном случае научных сотрудников). Вся работа летней школы делилась на три цикла. 1 неделя: Цель - Ознакомление с понятием проекта и проектной деятельностью, создание познавательной мотивационной среды. 2 неделя: Цель - Обучение проектной деятельности, изучение видов проектов, структуры исследовательской деятельности. 3 неделя: Цель - Закрепление полученных умений учащимися к практической деятельности (составление собственных проектов, презентация). Работа летней школы строилась с учетом индивидуальных особенностей сотрудников. Каждый день начинался с интеллектуальной разминки, которую проводят сами дети, и заканчивается составлением рефлексии «Дерево настроения». Диагностика учащихся на начальном и на итоговом этапе обучения в летней школе показала, что в конце обучения уровень самооценки почти всех детей приближается к адекватному. Уровень притязаний всех учащихся к окончанию летней школы является адекватным, и показывает, что совокупность различных мотивов деятельности согласуется с оценкой собственного потенциала и уровня достигаемых результатов. Диагностика уровня развития творческих способностей и уровня развития познавательного мотива свидетельствует о росте данных показателей. Качество проектов по физике, занятые слушателями летней школы призовые места на городских и областной научно-практических конференциях школьников доказали эффективность организации летних школ для обучения учащихся проектной и исследовательской деятельности. Список литературы: 1. Закон РК «Об Образовании». – Астана, Аккорда, 27 июля 2007 года N 319-III 2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010 г. 3. Вячеслав Загорский. Летняя образовательная альтернатива.- Русский Журнал, 06.06.06. info@russ.ru 4. Путкова В.Я., Миндубаева Ф.А., Бедельбаева М.В. Методология и методы научного исследования. Методическое пособие для школьников, студентов, педагогов школ. Караганда, 2002 5. Кудайбердиев Т. К. Организация научно-исследовательской деятельности в школе. Караганда, 2002 6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. 7. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская). | |
Просмотров: 666 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|