Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Интегрированный урок – это способ реализации деятельностного подхода. В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес обучающихся к учебе. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль отводится интегрированным урокам. Проблема интеграции по - прежнему остается актуальной в наше время в процессе обучения. Деятельностный- подход является основой интеграции знаний. Мечта каждого учителя - воспитать ребенка знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. В условиях современного реформирования в системе образования является интеграция. Использование интеграции способствует устойчивому интересу обучающихся к изучаемым предметам. Она помогает учащимся целостно воспринимать мир, Основной формой реализации содержания образования является урок. Что такое интегрированный урок? Итак, интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. В настоящий момент система подготовки и обучения квалифицированных специалистов для различных отраслей в разных учебных заведениях кардинально изменяется. В силу этого ныне продолжается разработка новых, ранее мало использованные или совсем неиспользованных методов и подходов подготовки будущих кадров. Одним из таких подходов является использование интеграционных связей. Актуальность межпредметных связей в обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к подготовке специалистов, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов целостной картины мира, препятствуют органиченому восприятию культуры. Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у студентов, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Источники решения проблемы межпредметных связей находятся не только в теории обучения, но и в практической сфере. Проблема интеграционных связей в подготовке квалифицированных специалистов в самом об¬щем плане имеет две составляющие: во-первых, осуществление межпред¬метных связей в процессе изучения дисциплин в колледжах; во-вторых, в подготовке квалифицированных специалистов к реализации межпредметных связей в их будущей работе. Необходимо обратить внимание на то, что «интеграционных» со-ставляющей содержания образования будущего квалифицированного специалиста является не только совокупность межпредметных систем знаний, а и умения по организации учебной деятельности учащихся по переносу знаний, умений и навыков из одной дисциплины в другую. Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Необходимо отметить, что интеграция предполагает выполнение трех условий: 1) объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими; 2) в интегрируемых исследуемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; 3) интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях. Преимущества интегрированного обучения: 1. Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Такие уроки способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. 3. Использование различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. 4. Интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение ребёнка за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. 5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражении, творчества учителя, способствует раскрытию способностей обучающихся. 6. Основной акцент в интегрированном уроке приходится на развитие образного мышления. Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. А использование информационных технологий позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Учащиеся активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Поэтому в колледжах должна быть организована подготовка студентов к такой учебной деятельности. Содержание работы по формированию у студентов умений по переносу знаний является важнейшей составляющей их профессиональной подготовки. Это выдвигает на первый план реализацию в учебном процессе интеграционных теоретических обобщений, которые позволят осуществить синтез учебного знания, формирование теоретического мышления, будут способствовать овладению общими способами преобразования учебного материала разных дисциплин. Профессиональную направленность в этом случае можно определить, как ведущую форму взаимосвязи учебных предметов, т.к. она предполагает не только единый подход к изучению различных дисциплин, но и воспитание определенных качеств личности будущего выпускника колледжа. | |
Просмотров: 525 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|