Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Введение «... Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Конфуций Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и нам учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Актуальность: поиск наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся Цель исследования: Развивать творческие способности учащихся и повысить качество обучения на уроках химии и биологии, путем применения интерактивных методов Объект исследования: процесс обучения химии и биологии в школе. Предмет исследования: применение интерактивных методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся при обучении химии и биологии. Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если - будут учитываться наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности обучающихся; - будет реализовываться деятельностный подход в личностно- ориентированном обучении при использовании интерактивных методов обучения. Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным, а значит и повысить качество знаний можно лишь тогда, когда ученик и учитель как бы дополняют друг друга. Поэтому главной задачей своей деятельности я считаю создание условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности». Задачи исследования: 1.Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, а так же по проблемам применения интерактивных методов обучения в практике школьного химико-биологического образования. 2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании. 3. Разработать принципы отбора учебного материала по химии и биологии с учетом специфики применения интерактивных методов. 4.Проанализировать как интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике. 5. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. ГЛАВА 1. Состояние проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в психоло-педагогичесих и методических исследованиях На формирование таких качеств личности как самостоятельность мышления, инициативность, постоянная познавательно-творческая активность, совершенствование своих знаний и умений в немалой степени влияет характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Как отмечает в своей научной работе В.В. Пасечник: «Нельзя сформировать активную самостоятельно мыслящую личность, если все знания она получила в готовом виде, а задачи решает по шаблону четко усвоенных алгоритмов». Философы древности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах рассматривали значение самостоятельности и активности ребёнка в овладении им знаниями. Например, Сократ считал, что самопознание есть путь совершенствования и развития личности и её способностей. Согласно Платону, достижение умственной деятельности является целью обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" Изучая литературные и научные труды, диссертационные исследования философов, педагогов, психологов и методистов с точки зрения анализа проблемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, можно сделать вывод о том, что на протяжении всего времени исследования данная проблема была и остается одной из наиболее важных, как в общей дидактике, так и в методике преподавания химии и биологии. Компьютеризация процесса обучения, происходящая в настоящее время придает этой проблеме особый смысл. Организуя процесс обучения, необходимо учитывать, что каждый учащийся обладает индивидуальными особенностями и необходимо найти оптимальные варианты организации учебно-познавательной деятельности каждого ученика. 1.1 Дидактические основы активизации учения школьников. Как отмечает В.В. Пасечник: «…важно определить психолого-педагогические условия, позволяющие учителю организовывать и управлять познавательной деятельностью учащихся, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии». По результату познавательной деятельности учащихся, мы можем судить о правильности выбранной методики организации этой деятельности. Мы также согласны с мнением В.В. Пасечника о том, что учебная деятельность учащихся осуществляется как познавательная, поскольку ее результатом является новое для них знание, новые для них умения и навыки. Учение рассматривается как вид деятельности учащихся в процессе обучения, при взаимодействии двух субъектов – учителя (обучающая деятельность) и обучаемого (обучаемая деятельность). От того, как учитель организует в процессе обучения познавательную деятельность учащихся, зависит эффективность этого процесса. Задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства. Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся. О.В. Муртазина отмечает в своей работе: «Под активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся мы понимаем совокупность принимаемых преподавателем мер, которые направлены на формирование и использование в учебном процессе методов и средств обучения с целью повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях». Уровни познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.) Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. 1.2 Принципы отбора учебного материала по химии и биологии с учетом специфики применения интерактивных методов. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. «Учителю важно соблюдать определенные принципы: Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников. Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников. Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения. Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному. Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников. Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе. Исходя из этого, мы можем сделать заключение, что разработка методики организации активной познавательной деятельности учащихся является одной из основных задач на каждом этапе обучения и должна учитывать конкретный период развития социума и его требования. Принцип свободы выбора(ученику предоставляется право выбора с одним важным условием – это ответственность за свой выбор). Принцип открытости(не только давать знания, но и показывать их границы). Принцип деятельности (ученик осваивает ЗУНы в форме деятельности). Принцип идеальности(максимально использовать возможности, интересы, знания самих учеников). Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения)» . Эти принципы отличаются от традиционных (прописанных в учебниках по дидактике) своей конкретностью, многофункциональностью. ГЛАВА 2 Применения средств современных интерактивных методов в практике школьного химико-биологического образования 2.1 Роль средств современных интерактивных методов для организации познавательной деятельности учащихся. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека. Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Основные задачи школьного курса химии и биологии: Формирование научной картины окружающего мира и развитие естественно-научного мировозрения; Представление химии и биологии как центральных наук, направленных на решение насущных проблем человечества; Формирование практических навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни Трудности, с которыми сталкивается учитель в изучении школьного курса химии и биологии: сложный объем изучаемого материала; небольшое количество учебного времени для изучения предмета Одним из приемов позволяющих учащимся повысить познавательный интерес к предмету является «Интерактивный метод обучения». Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала и применяются в различных технологиях «Обучение в сотрудничестве», «Критического мышления», проектирование уроков по таксономии Блума, ИКТ технологии и т.д. Моя методическая тема: «Использование интерактивных методов обучения для активизации творческих способностей учащихся на уроках химии и биологии» Главными задачами моей педагогической деятельности являются: 1. Повышение мотивации к обучению биологии и химии. 2. Развитие творческого мышления детей. 3. Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника с учетом индивидуальных способностей. И отсюда вытекает – основная задача – опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес и учебную деятельность. 2.1.1 Использование проблемного обучения Урок в 8 классе «Закон сохранения массы веществ». Проблемная задача мною ставится в форме демонстрационного опыта: в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) (CuSO4) и гидроксида калия (m1) (KOH) и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) (Cu(OH)2) и раствор сульфата калия (m2) (K2SO4); по одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета. Результаты взвешивания веществ до и после реакции подтверждают закон сохранения массы веществ. Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2? Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся сравнительно легко приходят к следующему выводу: m1=m2, так как атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ. Постановка проблемы в ходе выполнения исследовательских, лабораторных задач с последующим обобщением знаний по этим темам. Урок «Соли аммония» (9 класс) - предлагается задания по ознакомлению со свойствами солей аммония: 1. Изучите внешний вид и растворимость солей аммония в воде - NH4Cl (1 вариант), (NH4)2SO4 (2 вариант). При обсуждении результатов опытов делается вывод об общих физических свойствах солей аммония. 2. Составьте уравнения диссоциации этих солей. Следует вывод, на основании анализа уравнений диссоциации, о схожем механизме с другими солями и возможности проявления общих с ними свойств. 3. Исследуйте, как эти соли относятся к действию щелочей. К растворам солей добавьте 3 - 4 капли раствора гидроксида натрия, встряхните и определите запах. Обсуждение результатов опытов позволяет сделать выводы: об общем признаке протекания реакций между солями аммония и щелочами (появление запаха аммиака); о возможном использовании данной реакции для качественного определения катионов аммония. 2.1.2 Использование приёма «Кластер» I. Фаза вызова (работа в группах) Задание: Подумайте, обсудите в группах и скажите, что вы знаете и что хотели бы узнать о аренах? Все свои предложения запишите в виде кластера. Пример кластера: 2.1.3 Использование приема «Покопаемся в памяти.» Тема урока : «Металлы». Химия 9 класс. После объявления темы урока предлагаю немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знают о металлах необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленной к доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Учитель задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам. 2.1.4 Использование «Таблица верных и неверных утверждений» Тема урока «Размножение и развитие птиц». Биологии 7 класс. Позволяет организовать работу по изучению учебного текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения ученик ставит соответствующий значок: «+» – согласен, « - » - не согласен, «?» - сомневаюсь. Утверждения + - ? У самки птицы развивается один левый яичник. да Оплодотворение происходит в яичнике. нет Желток подвешен на двух белковых канатиках. да Источником питательных веществ служит белок. На остром конце яйца образуется воздушная камера. В скорлупе имеются поры, через которые осуществляется газообмен. Толстая надскорлуповая оболочка защищает яйцо от механических повреждений. Развитие зародыша начинается в яйцеводе и продолжается с момента насиживания. Во время первого вдоха птенец вдыхает воздух воздушной камеры. Выводковые птенцы появляются из яиц с открытыми глазами, способны самостоятельно двигаться. Птенцовые птенцы выходят из яйца беспомощными и нуждаются в заботе. Далее ученикам предлагается учебный текст, работая с которым, они находят подтверждение или опровержение утверждений. Также использую задания по развитию функциональной грамотности. 2.1.5 Использование заданий по развитию функциональной грамотности. Биология 8 класс Тема урока: Состав и функции крови. Задание1.Выберите верный ответ 1.Где происходит образование эритроцитов? А) печень В) красный костный мозг С) селезёнка D)почках 2.Как называется жидкая часть крови? А) вода В) плазма С) лимфа D)сыворотка 3. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании? А) эритроциты В) тромбоциты С) лейкоциты D) остеоциты Контекст - личностный Содержание - знание о науке Область применения- здоровье Компетенция- объяснение явлений с научной точки зрения Тип вопроса: простой множественный выбор, один из четырех вариантов. Ответ1-В.2-В. 3-В Задание 2: Верно ли утверждение? Ответьте «Да», «Нет» 1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость. 2. Эритроциты – это красные кровяные клетки, имеющие ядро. 3. Лейкоциты участвуют в защитных реакциях организма, имеют амёбовидную форму и ядро. 4. Тромбоциты имеют ядро, основная их функция – участие в свёртывании крови. 5. Красноватую окраску эритроцитам придает белок – гемоглобин. Контекст - личностный Содержание - знание о науке Область применения – здоровье Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения Тип вопроса: сложный множественный выбор Ответ: 1-да. 2-нет. 3-да. 4-, 5-да 3 уровень Задание 3: Закончите предложения. 1. Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов……………………………….. 2. Красные кровяные тельца ……………………………. 3. Белок, находящийся внутри эритроцита ……………………… 4. Клетка крови, участвующая в ее свертывании ………………… 5. Белые клетки крови ……………………….. Контекст - личностный Содержание - знание о науке Область применения- здоровье Компетенция- объяснение явлений с научной точки зрения Тип вопроса: сложный множественный выбор, дополни предложение 3 уровень Задание 4. Соотнесите тексты с рисунками. 1. Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин. Основная функция перенос кислорода. 2. Тромбоциты – маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови. 3. Лейкоциты – «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет. Контекст: личностный Область применения: здоровье Содержание: научное объяснение Компетенция: интерпретация данных Тип вопроса: простой множественный выбор (выбор «горячей точки») 3 Уровень Задание 4. Закончите предложения: 1.В плазме крови имеется белок фибриноген, который при свертывании крови превращается в нерастворимые нити…. А. Тромбопластина В. Фибрина С. Фибриногена D. Гемоглобина 2. Кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови…. А. Эритроциты В. Лейкоциты С. Белые кровяные тельца D. Тромбоциты Контекст: личностный Область применения: ресурсы Содержание: научное объяснение Компетенция: объяснение явления с научной точки зрения Тип вопроса: сложный множественный выбор (закончить предложение, заполнив пробелы) Задание 5. Мы самые красивые, имеем форму двояковогнутых дисков, а диаметр наш всего 7-8 мкм. Нас много в крови, ведь наша площадь 3000 квадратных метра, что в 1500 раз больше площади поверхности тела человека! Мы самые ответственные в организме, мы даём ему кислород, а забираем углекислый газ. Без кислорода не могут жить почти все живые организмы на планете Земля. Мы самые сильные, потому что живём 120 суток! А. Эритроциты В. Лейкоциты С. Тромбоциты D. Тканевая жидкость Контекст: личностный Область применения: ресурсы Содержание: научное объяснение Компетенция: объяснение явления с научной точки зрения Тип вопроса: простой множественный выбор (выбор 1 ответа из 4 вариантов) Урок химии в 8 классе. Тема «Физические, химические явления» Задача: Учителем предложено провести в домашних условиях химический эксперимент «Нагревание сахара». При этом объяснить наблюдаемые изменения и определить какое это явление. У Василия нагреваемый сахар перешел в жидкое состояние, но при этом не изменил своей окраски. Соответственно, Василием был сделан вывод, что это физическое явление. У Федора сахар перешел в жидкое состояние, изменил свою окраску, при этом появился сладковатый запах (карамели). И поэтому Федор стал утверждать, что это химическое явление. Многим известно, что сахар применяют в пищевой промышленности. Учёные порекомендовали кондитерам плавить сахар при более низкой температуре, чем это обычно делается. Это займёт больше времени, но предотвратит химические модификации сахарозы, которые и рождают неприятный вкус. Те, кто имеет отношение кондитерскому делу, знают про одну особенность превращения сахара в карамель. При нагревании углеводы карамелизуются, нагревание служит для получения новых приятных вкусовых оттенков — но при этом, как неизбежное зло, в конечном продукте появляется горчинка. 1.Как вы считаете, кто из учащихся прав? А. Василий В. Федор С. Оба ученика правы Д. Оба ученика заблуждаются 2. Почему у Федора сахар потемнел? А. Потому что Федор превысил температуру и время нагревания по сравнению с Василием Да/Нет В. Потому что Федор нагревал сахар в закрытом сосуде Да/Нет С. Потому что Федор проводил нагревание на открытом огне Да/Нет 3. Как вы считаете, почему ученые предлагают кондитерам плавить сахар при более низкой температуре? 4. Предложите свой вариант изготовления кондитерских изделий в домашних условиях. 2.2. Метод игрового обучения. Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.) Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры. Проведение подобных игр позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал. В своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники, энциклопедии. Урок-игра “Химический марафон”. ХОД УРОКА Урок проводится в кабинете химии, составляем два стола вместе. Это одна станция. На столе находится табличка с названием станции и необходимое оборудование. Здесь же сидит консультант. В игре участвуют пять команд. Команды получают маршрутные листы, расходятся по станциям. На станциях работают 5 консультантов, которые оценивают команды. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Например: Станция "Кислотная" Максимальный суммарный балл – 9 баллов. Через каждые 7 минут команда переходит на другую станцию. Как только время на станции заканчивается, вопросы больше не задаются, и команда переходит на другую станцию. Через 35 минут – подведение итогов. После прохождения маршрута команда получает суммарный балл, определяется 1,2,3 место. Награждение команд-победителей. Оценки выставляются всем учащимся в команде. 1 место –"5" 2 место –"4" 3 место –"4". Станция “Кислотная” 1. Найдите формулы кислот и дайте им названия: Al2S3, HNO3, KOH, NaCl, Ba(OH)2, H3PO4,K2SO4. 2. С какими из указанных веществ: Cu, CuO, Cu(OH)2, P2O5, LiOH, SiO2. Zn, будет реагировать серная кислота 3. Предложите три реакции получения хлорида калия из соляной кислоты. 4. Определите, в какой пробирке находится вода, а в какой – раствор соляной кислоты. Станция “Основная” 1. Напишите формулы оснований, соответствующие оксидам: CuO, Na2O, FeO, Fe2O3. 2. С какими из указанных ниже веществ будет реагировать гидроксид кальция: оксид фосфора (V),оксид серы (VI), азотная кислота, оксид кальция, сера, фосфорная кислота. 3. Напишите уравнения реакций согласно следующим схемам: а. основание + ? ––> Al2(SO4)3 + ?; б. основание +SO2 ––> K2SO4 + ?; в. основание ––> оксид + ?. 4. Определите, в какой пробирке находится вода, а какой – раствор гидроксида натрия. Станция “Оксидная” 1. Из приведенных ниже веществ выпишите формулы оксидов, определите их химический характер: Ca(OH)2 , P2O5, N2O5, K2O, NaOH, HCl. 2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: S ––> SO2 ––> H2SO3. 3. С какими оксидами будет реагировать вода при комнатной температуре: SO2, SiO2, CaO, CuO, BaO. 4. Какие оксиды будут реагировать между собой: SO2, K2O, CuO, CO2, CaO. Станция “Солёная” 1. Дайте название следующим солям: Cu(NO)2, K2SO4, Na3PO4. 2. Составьте формулы солей: нитрата цинка, сульфида алюминия, карбоната кальция. 3. Предложите три способа получения сульфата кальция. 4. Напишите уравнения реакций согласно следующим схемам: a. K + HCl ––> ? + ?; б. СaO + HNO3 ––> ? + ?; в. H2SO4 + KOH ––>? + ?. Станция: “Генетические ряды” 1. Составьте генетический ряд кальция. 2. Составьте генетический ряд углерода. 3. Осуществите превращения: K ––> K2O ––> KOH ––> K2CO3. 4. Определите, в какой пробирке находится вода, в какой – раствор щелочи, а в какой – раствор кислоты. «Найди нужную букву» Задание. По таблице определите свойства, характерные для каждого оксида (табл. 2). Обведите правильные ответы кружочками. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите слово название класса неорганических веществ. Таблица 2 - Химические свойства оксидов Химические свойства Оксиды SiO2 NO2 CaO CuO 1. Взаимодействуют со щелочами Щ Е К И 2. Взаимодействуют с кислотами С Л Л О 3. Взаимодействуют с водой; в полученном растворе фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет К С Ч Т 4. Взаимодействуют с водой; в полученном растворе лакмус окрашивается в красный цвет И И Д Ы Ответ. Щелочи. «Потерянное число» Задание. Выпишите из таблицы номера клеток, соответствующих характерным для каждого основания химическим свойствам (табл. 2). Проверьте: сумма цифр правильных ответов должна быть равна относительной молекулярной массе азотной кислоты. 2.3 Метод ИКТ Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке ЗУН и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. Компьютерная технология дает возможность располагать таким объемом информации, которым не владеют учителя, опирающиеся на традиционные методы обучения. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. Значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в процессе преподавания. В этом плане преподаватель видит компьютер как: Эффективного помощника, позволяющего автоматизировать наиболее трудоемкие элементы учительского труда; еще один источник информации; еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения. В процессе практической работы с использованием мультимедийных учебников и программ, выявилось несколько вариантов организации учебной работы на уроке. Каждый из них определяется содержанием учебного материала, количеством компьютеров и учащихся в классе. Из всех опробованных и проработанных мною вариантов работы на уроке я хочу предложить своим коллегам для использования в учебном процессе следующее: При изучении нового материала, использовать видеоряд учебников и программ в качестве наглядных пособий. Урок проходит в форме лекции с применением мультимедийного проекта. Комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой учеников над отдельными вопросами урока. Урок на основе групповой работы. Несколько групп изучают различный материал по заранее подготовленным инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы. Такие уроки могут использоваться при обобщении или повторении тем раздела курса. Использование материалов мультимедийной программы для повторения содержания курса и подготовки к итоговому контролю знаний за год. С помощью тестирования выявляются пробелы в знаниях учащихся, которые им предлагается восполнить самостоятельно, пользуясь мультимедийным учебником, отыскивая правильные ответы на вопросы. Следует сказать, что применение компьютерной техники на уроках вовсе не означает переноса всех уроков в компьютерный класс или перепоручения изложения учебного материала компьютеру. Речь идет о том, что традиционные уроки, лабораторные и практические занятия преподаватель может чередовать с уроками на основе использования компьютерных технологий. Практика проведения «компьютерных» уроков показало их эмоциональное воздействие на обучающихся при изучении некоторых тем. Применение компьютерных технологий способствует решению задачи – повышение общей информационной культуры учеников. А информационная культура в целом сейчас обоснованно трактуется не только как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, но и как одно из условий социальной защищенности личности в информационном обществе. На своих уроках использую различные программы на компакт дисках, которые помогают мне для объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Пример одного урока. Тема: “Подгруппа кислорода, характеристика. Получение кислорода”. В процессе урока использовался мультимедиа проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Так как у детей наиболее развиты зрительная и эмоциональная память, то создаваемые к урокам презентации совместно с использованием готовых дисков, видеофрагментов усиливают восприятие и осознание материала урока. Учащиеся сами активно участвуют в процессе обучения, являются его центром, в результате чего изучаемый объект или явление запоминаются с более глубоким пониманием их сути. Для закрепления пройденного материала использую интерактивные задания (тренажеры) которые снабжены автоматической проверкой. В основном это задания с перетаскиванием объектов с помощью мыши или выбором правильных ответов 1,2,3. В конце выставляется оценка за задание и указывается количество верных и неверных заданий. Причем есть возможность выполнить эти задания не один раз. Проверяются знания по отдельным частям урока, уроку целиком, теме, всему курсу (экзамен). Все результаты тестирований заносятся в дневник успеваемости, что позволяет отслеживать динамику успеваемости учащихся (всех или отдельно взятых). Это способствует выявлению слабых мест в понимании предмета и стимулирование к более глубокому его изучению. В нашей школе, как и во многих других школах, есть специализированный кабинет химии и биологии, который оснащен современным оборудованием: интерактивной доской, и лабораторным оборудованием, которые широко и активно можно использовать во время проведения лабораторных и практических работ. Также кабинет подключен к интернету. При изучении химии и биологии применяю электронные учебники, использую интернет- сайты. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту. Рассмотренные приёмы развития познавательного интереса на уроках химии позволяют мне сделать работу более эффективной, интересной и творческой. Поэтому данные приёмы, а также технологию в целом, я буду продолжать использовать и в дальнейшей работе. В своей работе использую правила, которые мне как учителю помогут: Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка; Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ»; неправильно и т.д. Вместо этого, постоянно обращаться ко всем, предлагать обсудить: А как вы думаете, Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…. Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. Самое главное – эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей. Если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или с вами , ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с точки зрения учителя, то у ребёнка он не оставил следа. Заключение Исходя из поставленной цели и намеченных задач исследования, можно сделать следующие выводы: 1.Проведен научный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, а также источников по проблемам применения средств современных интерактивных методов обучения в практике школьного биологического и химического образования. Установлено, что применение интерактивных средств в процессе организации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии является важным инструментом для повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету. 2.Рассмотрены методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании. 3.Разработаны принципы отбора учебного материала по химии и биологии с учетом специфики применения средств современных интерактивных методов обучения. 4.Проанализировано как интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике. 5.Систематическое использование интерактивных методов обучения в собственной практике позволило мне добиться определенных результатов при обучении химии и биологии. Учащиеся вырабатывают умения и навыки для самостоятельного приобретения званий, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. Сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению. Мои ученики являются призёрами, международных , районных и школьных предметных олимпиад, участниками конкурсов исследовательских проектов, где получают дипломы и занимают призовые места. Список литературы 1. Темирбулатова А.Е., Нурахметов Н.Н. и др. Учебник для 8 класса.- Алматы:Мектеп, 2015 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2005. - 208с. 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, 2002. – 192с. 4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.-201 с. 5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.:АПН РСФСР, 1956. - 519 с. 6. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с. 7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика. 2011 - 186 с. 8. Муртазин Г.М. Самостоятельная учебная работа учащихся // Химия в школе.2011г, - N 6. - с. 17-23. 9. Никишов А.И. теория и методика обучения биологии: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032400 – биология / А.И. Никишов. – М.: Колосс, 2007. – 303с. 10. Общая биология. 9-11 классы : разноуровневые и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 240с. 11. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. - 2002. - №2. - 30-34с. 12. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. –М.: Академия, 2003. 266с. 13. Швецов Г.Г. Дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Современные проблемы методики биологии, химии, географии и экологии в школе и ВУЗе. Сборник научных трудов. – М.,2003. –С. 126-139. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 14. http://uchebnik.kz/ 15.http://www.1september.ru/ru/him.htm 16.http://scool-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 17.http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=20665 18.http://www.ucheba.com/pos_rus/minimum/min_bio.htm | |
Просмотров: 1185 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|