Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Приемы развития критического мышления на уроках географии Моё педагогическое кредо " Я ничему не учу своих учеников, а только создаю условия, в которых они сами учатся". Современный урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет стереотипов. Жан Жак Руссо когда-то отметил: « Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока». Опыт педагогической деятельности позволяет утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90 - 100% того, что делает сам. Поэтому для себя я выделила несколько определений современного урока. Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитие творческих способностей учащихся, на использование современных технологий. Всем этим определениям соответствует технология критического мышления. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх (получить плохую отметку и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМ). Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что ТРКМ позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка. Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Как я могу использовать эту информацию?» Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации. Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для здоровьясбережения. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза (побуждение) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Вторая фаза (реализация) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов. Остановимся более подробно на тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Приемы технологии развитие критического мышления через чтение и письмо, используемые на уроках географии Фаза урока : Побуждение. Используемые приемы технологии РКМЧП 1. Мозговой штурм 2. Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения 3. Игра-упражнение «Веер» 4. Прием «Поясните цитату» 5. Прием «Как вы объясните народную мудрость» 6. Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» 7. Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» 8. Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных 9. Прием «Верите ли вы, что…» 10. Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал») 11. Прием «Что это…» Фаза урока: Реализация. Используемые приемы технологии РКМЧП 1. Прием Инсерт (пометки на полях) 2. Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) 3. Чтение со стопами 4. Прием «Сводная таблица» 5. Прием «Тонкие и толстые вопросы» 6. Прием «Зиг-заг» 7. Прием «Мое мнение» 8. Прием «Мозговой штурм» 9. Прием «Фишбоун» 10. Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?) 11. Стратегия решения проблем «Идеал» Фаза урока: Рефлексия. Используемые приемы технологии РКМЧП 1. Написание эссе 2. Рефлексивный экран вопросов 3. Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме 4. Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») 5. Что нового вы узнали на уроке 6. Написание синквейна 7. РАФТ 8. Авторский стул Удачное применены приемы технологии на уроках географии в 6-м классе по теме: « Вулканы», « Политическая карта мира», « Равнины суши», в 7-м классе по темам: « Африка. Внутренние воды», « Австралия, природные зоны», 8-м классе « Равнины Казахстана», «Туранская низменность», «Экологические проблемы Казахстана», «Природоохранное законодательство Республики Казахстан». Для работы по теме «Экологические проблемы», была создана модель универсального урока и защищена на городских педагогических чтениях. В процессе работы, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления были выбраны: • Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации; • Умение формулировать корректные вопросы; • Интерес к творческой деятельности; • Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии; • Умение аргументировано отстаивать свою позицию; • Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации; • Положительная мотивация к учебному предмету; Способы диагностики: анкета «Выявление исследовательских навыков»; диагностика «Уровень творческой активности учащихся», рефлексивный анализ «В чем ценность уроков географии для меня»; диагностика «Мотивация учебной деятельности»; творческие работы учащихся; выполнение творческих заданий различного вида сложности; анкета «Изучение познавательного интереса к предмету». Для диагностики познавательного интереса к учебному предмету география была предложена анкета «Карта интересов». Результаты «Карты интересов» учащихся дают следующую картину. При изучении нового – самое важное и интересное состоит в том, что бы разобраться в причинах явлений, событий, выяснить, почему так происходит, так считают 90 % учащихся. Нравится решать проблемные вопросы по географии – 70 % учащихся. Учащимся в уроках географии нравится больше всего: - объяснение учителя, четкость изложения материала- 30%; - творческие задания- 26,7%; - познавать новое- 20%; - интересная подача информации (использование различных методических приемов технологии критического мышления)- 66,7%; - общение на уроке- 73,3%; -нравятся необычные творческие задания по географии- 76,7 % учащихся. Будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения творческого задания по географии – 73,3 %. Предпочитают сочинение, реферат, творческое задание по географии выполнению задания, где требуется, используя текст учебника ответить на ряд вопросов – 50 %. Проводя анализ полученных данных можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к частично- поисковой и исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование приемов и методов технологии критического мышления может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников. | |
Просмотров: 1575 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|