Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Цель: обобщить и углубить знания учащихся об электрическом токе, ввести новые физические величины, определить количественные характеристики электрического тока, узнать обозначения силы тока, напряжения, формулы для их вычисления, единицы измерения. Задачи занятия: 1.Образовательная: развивать у учащихся потребность использовать научные методы познания (наблюдение) для формирования понятий силы тока и напряжения. 2.Развивающая: Продолжить формировать умение решать задачи. 3.Воспитательная: Усилить интерес к предмету, расширить кругозор, формировать мировоззрение. Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска. План урока: 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний. 3.Изучение нового материала. 4.Решение задач. 5. Самостоятельная работа 6. Взаимопроверка с/р. 6.Домашнее задание. 7. Итог урока. 1. Организационный момент. В начале урока обеспечивается рабочая обстановка, организация внимания учеников. Объявляется тема и цель урока. 2. Актуализация знаний. Каковы условия возникновения и существования электрического тока? Необходимые условия: • Наличие свободных электронов в проводнике. • Наличие внешнего электрического поля для проводника. • Наличие источника тока. Согласно электронной теории в телах имеются свободные электроны, которые совершают хаотическое движение, подобные движению молекул газа. (слайд) Если к проводнику приложено внешнее электрическое поле, то на беспорядочное движение свободных электронов накладывается направленное движение под действием сил электрического поля, что и обуславливает электрический ток. Дадим строгое определение тому, что называют электрическим током. (Электрическим током называется направленное движение заряженных частиц). Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, что необходимо? (Необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле). Чем может поддерживаться электрическое поле? (Электрическое поле может поддерживаться источниками электрического тока). Какие источники тока вы знаете? Нарисуйте простейшую схему электрической цепи, состоящую из элементов: источника тока, лампы накаливания и ключа. Что происходит в источнике тока? (Происходит разделение положительно и отрицательно заряженных частиц за счет сил неэлектрического происхождения). 3.Изучение нового материала. Чтобы начать говорить о характеристиках электрического тока, давайте посмотрим следующие изображения (слайд ). Чем отличаются эти два потока? (скоростью течения) А одинаковая ли сила движет этими частицами воды? И как зависит скорость течения от этой силы? (Сила различная. Чем сила больше, тем скорость течения больше.) Аналогично и с током. Электрическое поле действует с определенной силой на заряженные частицы. Чем больше величина этой силы, тем больше будет скорость направленного движения заряженных частиц. Это означает, что через поперечное сечение проводника пройдет в единицу времени большее число заряженных частиц и будет перенесен больший электрический заряд, т.е. пройдет больший ток. Вот мы и определили основную количественную характеристику тока. Она называется СИЛОЙ ТОКА. Сила тока равна количеству электрического заряда, прошедшему через поперечное сечение проводника в единицу времени. I= q/t Измеряется в Амперах, названа так в честь французского учёного Анри Ампера . (слайд ). Ампер Андре Мари (1775-1836) - французский физик и математик. Он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений Амперу принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». Сила тока равна 1 амперу, если через поперечное сечение проводника за время равное 1 секунде протекает заряд, равный 1 Кл: 1А=1Кл/1с. Для измерения слабых токов используется 1мА и 1мкА, а сильных – 1кА. Работа на интерактивной доске. Пользуясь таблицей кратных единиц определите: 1мА=0,001А=10-3А 1мкА=0,000001А=10-6А 1кА=1000А=103А 2000мА= 100мА= 1000000мкА= 3кА= 0,2кА= (слайд ). Силу тока измеряют специальными приборами – амперметрами. Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, в котором надо измерить силу тока, ''+'' к ''+'' источника, ''-'' к ''-'' источника тока. Действующее в цепи электрическое поле характеризуется особой величиной, называемой напряжением. Напряжение показывает, какую работу совершат электрическое поле по перемещению единицы заряда на данном участке цепи. U=A /q Измеряется в Вольтах. Напряжение измеряют специальными приборами – вольтметром. Вольтметр включают в цепь параллельно с тем прибором, в котором надо измерить напряжение, ''+'' к ''+'' источника, ''-'' к ''-'' источника тока. Внимание!!! Ток от 0,05А до 0,1 А является опасным для жизни человека. Напряжение: -в осветительной сети 127 и 220 В. между облаками во время грозы до 100 000 000В. Безопасное электрическое напряжение в сыром помещении-12 В. Безопасное электрическое напряжение в сухом помещении -36 В. 4. Решение задач: 1.Через поперечное сечение проводника в 1 с. проходит заряд 2 Кл. Какова сила тока в проводнике? 2. Какая работа совершается электрическим полем при перемещении заряда в 4,5 Кл через поперечное сечение нити накала лампы, если напряжение на лампе равно 3 В? 3. Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А? 4. Какова сила тока в лампочке велосипедного фонарика, если при напряжении 4 В, в ней за 1 с расходуется 0,8 Дж электроэнергии? 5. Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда в 15 Кл током была совершена работы в 6 кДж. (400 В) 6.При переносе 60 Кл электричества из одной точки электрической цепи в другую за 10 мин совершена работа 900 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи? (0,1 А; 15 В) 5. Самостоятельная работа Вариант 1 Вариант 2 1. Что принято за направление движения электрического тока? 1. Что происходит с электронами металла при возникновении в нем электрического поля 2. Назовите условия появления электрического тока (2 условия) 2. Из каких частей состоит электрическая цепь (2 условия) 3. Как выражается сила тока через электрический заряд и время (Формула) 3. Как выражается напряжение через электрический заряд и работу тока (Формула) 4. Как называют прибор для измерения напряжения 4. Как называют прибор для измерения силы тока 5. Назовите правила включения в цепь прибора для измерения силы тока (3 правила) 5. Назовите правила включения в цепь прибора для измерения напряжения (2 правила) 6. Что такое электрическое напряжение? 6. Что такое сила тока? 7. 35,2 А=… мА 7. 2,5 В=… мВ 8. Напряжение на участке цепи равно 50В, какая была совершена работа тока, если прошедший заряд равен 10Кл? (Верный ответ, указаны единицы измерения, отсутствие ошибок оформления) 8. Сила тока на участке цепи равна 2А, какой заряд прошел через проводник за 20 секунд? (Верный ответ, указаны единицы измерения, отсутствие ошибок оформления) 6. Взаимопроверка. (метод самопроверки или взаимопроверки). (слайд)-ответы. 7. Итог урока. | |
Просмотров: 546 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|