Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Дождевая гонка на карте
Дождевая гонка на карте.

Гонка в дождь непредсказуема и полна острых моментов. Картингист, который знает секреты мокрой трассы, имеет превосходство над остальными гонщиками. Только от мастерства пилота, а не от возможностей картинга, зависит исход гонки.
Говоря в общем, главное правило дождевого пилотажа — ехать там, где мы и не подумали бы двигаться на сухой дороге. То есть, мимо идеальной траектории.
Идея найти и использовать ту часть покрытия, где зацеп шин с асфальтом максимален. На любом картодроме львиная доля соревнований приходится на сухую погоду. Идеальная траектория полируется шинами; поры асфальта забиваются резиновой крошкой, формируя держак в сухую погоду... Это — именно та дорога, которую нам следует избегать во время дождя!
В поисках держака картингист должен выискивать и использовать невыкатанные участки трассы, где асфальт достаточно абразивен для того, чтобы шина могла за него зацепиться. В частных случаях это может означать прохождение поворота по внешнему радиусу или, наоборот, ранний «нырок» внутрь поворота с целью зацепиться за поребрик.
Конечная цель одна — найти дорогу с максимальным зацепом.
Как уже отмечалось, мы должны избегать идеальной траектории. Тем не менее, естественно, с выкатанной дорогой придется соприкасаться. В этом случае необходимо двигаться настолько прямолинейно, насколько это возможно, дабы уменьшить шанс вероятного заноса. В силу значительно меньшего зацепа в повороте (относительно сухой дороги), мы серьезно жертвуем скоростью входа во имя прямолинейного движения. Это, в свою очередь, означает поздний и более «острый» вход с более поздним апексом (апекс (англ. apex) — точка гоночной траектории, ближайшая к внутренней стороне поворота).
По ходу гонки дождь может закончиться. В этом случае пилот обязан вновь и вновь выискивать наиболее сухие участки трассы. С каждым кругом дорога может изменяться до неузнаваемости. При этом важно помнить, что по мере подсыхания трека дождевые шины начнут перегреваться и будут, подвержены повышенному износу. Дабы сохранить «резину», ее следует остужать, проезжая по лужам на прямых участках трека.
В низинах (если речь идет о трассе с перепадом высот), местах скопления воды, поворот желательно проходить по внешнему от центра низменности радиусу. Кроме того, следует быть аккуратным на свежих асфальтовых «заплатках» и на выкрашенных участках трассы (например, на стартовой решетке),— как правило, эти участки в дождь куда более скользкие, нежели остальная дорога.
Оптимальный угол увода шины, или предел зацепа. Перекрестная работа органами управления, в дождь ощутимо меньше, нежели на сухом покрытии. Это, в свою очередь, делает границу между «держаком» и отсутствием сцепления с дорогой весьма тонкой. Если перейти границу предела зацепа и отправить карт в скольжение, - восстановить устойчивый контакт с мокрым покрытием бывает крайне сложно. На уровне эмоций, кажется, будто в скольжении автомобиль даже продолжает набирать скорость! Именно потому, что коэффициент сцепления шин с дождевой дорогой крайне низок.
В отличие от слика (слик (англ. slick) — абсолютно гладкая шина, в процессе трения об асфальт разогревается и удерживает карт на трассе), дождевой шине свойственны менее прогрессивные характеристики. Проще говоря, она быстрее достигает предельного зацепа — и столь же быстро срывается в скольжение, если пилот переусердствует.
Два ключевых фактора — пониженный коэффициент предельного сцепления, а также менее прогрессивные характеристики дождевой шины — обусловливают правило: в дождь крайне важно заставить карт скользить с момента входа в поворот. Если мы постараемся пройти вираж не на пределе зацепа, в какой-то момент шины, не выйдя на рабочие характеристики, потеряют сцепление; как результат, нам придется бороться с заносом карта. Как правило, такое поведение автомобиля становится сюрпризом для пилота. Мы полагаем, что ситуация полностью под контролем: карт цепляется за дорогу... цепляется... цепляется... И разворачивается боком. А то и вовсе улетает прочь с трассы!
Напротив, следует попробовать войти в поворот чуть быстрее, чем нам кажется возможным, добившись недостаточной поворачиваемости. При правильных настройках карта, плавной работой газом мы сможем трансформировать недостаточную поворачивамость в небольшую избыточную, постоянно двигаясь на пределе зацепа шин. За счет практики добиваемся равного легкого скольжения всех четырех шин — от точки входа до выхода из поворота. Баланс между недостаточной и избыточной поворачиваемостью регулируется плавной работой педалью газа.
По сути, в дождь карт должен скользить практически постоянно. Не размашисто, без заноса кормовой части, - но ровно, под постоянным контролем пилота. Если в «мокрой гонке» карт движется как по рельсам, скорее всего, мы пилотируем слишком медленно.
Подведем итоги.
Говоря в общем, главное правило дождевого пилотажа — ехать там, где мы и не подумали бы двигаться на сухой дороге. То есть, мимо идеальной траектории.
В отличие от слика, дождевой шине свойственны менее прогрессивные характеристики. Проще говоря, она быстрее достигает предельного зацепа — и столь же быстро срывается в скольжение, если пилот переусердствует.
По сути, в дождь карт должен скользить практически постоянно. Не размашисто, без заноса задней части карта, - но ровно, под постоянным контролем пилота. Если в «мокрой гонке» карт движется как по рельсам, скорее всего, мы пилотируем слишком медленно.

Педагог д/о КГКП «СЮТ» С.Козулин
Категория: Опыт | Добавил: nasekina_t (2017-06-12) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 429 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru