Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Конспект урока математики в 5 классе на тему «Округление чисел» Тип урока: урок открытия новых знаний; Вид урока: урок - исследование. Образовательная цель: 1. ознакомить учащихся с понятием округления числа до определенного разряда; 2. формировать умение использовать правило округления чисел для решения упражнений. . Воспитывающая цель: 1.Воспитывать умение слушать отвечающих 2. Воспитывать умение слушать друг друга в группе. Развивающая цель: 1 Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. 2.Обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ. 3. Развивать математическую речь Ход урока. 1. Организационный момент. (Слайд 1) Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готовы к уроку. Прошу вашего внимания. Начинаем наш урок. 2. Проверка домашнего задания. (Слайд 2) На слайде ребята видят решение домашнего задания. Открывают тетради и проверяют свои решения. Оценивают свою работу следуя инструкции на слайде. № 1264. Разложите по разрядам числа: 41, 87 = 40 + 1 + 0,8 + 0,07 0, 6098 = 0,6 + 0,009 + 0,0008 13,5401 = 10 + 3 + 0,5 + 0,04 + 0,0001 № 1265. Запишите десятичную дробь: а) 21, 28 б) 0, 035 № 2(а, в, д, е). Запишите натуральное число: а) 903 в) 3241 д) 3950 е) 7008 Инструкция по проверке: Поставьте себе оценки: Всего 9 заданий. При верном выполнении всех заданий – «5» При неверном выполнении 1-2 заданий – «4» При неверном выполнении от 3 до 5 заданий – «3» При неверном выполнении более 5 заданий – «2» После проверки учитель просит поднять руки тех, кто поставил себе «5», затем – «4», и т.д. и поставить оценки в оценочный лист. Разбирает допущенные ошибки. Дает рекомендации тем, у кого были ошибки, что нужно повторить. 3. Устный счет. (Слайды 3 и 4) В устном счете повторяют пройденный материал. Идет подготовка к изучению нового материала. Задание №1. Дано число 1742,03865. В каком разряде записана цифра? Занесите в таблицу (на слайде) соответствующие буквы. 1)сотых; 2) десятков; 3) сотен; 4) тысячных; 5)тысяч; 6) десятых; 7)единиц н) 0 у) 1 а) 2 ф) 3 о) 4 м) 5 к) 6 р) 7 т) 8 1 2 3 4 5 6 7 Ф О Р Т У Н А В таблице получилось слово «фортуна». На слайде дети видят значение слова. Форту́на (лат. Fortuna) — древнеримская богиня удачи. Учитель желает детям удачи на уроке. Задание № 2. Найдите значение выражения: 1) 2,7 – 0,6 2) 3,5 + 2,3 3) 5,8 – 1,9 4) 0,69 + 0 5) 3,6 + 0,8 6) 7,1 – 0 7) 0,84 – 0,22 8) 4,9 + 6,3 9) 2 – 0,6 10) 0,29 + 0,33 Прочитайте получившееся слово, если ответам в примерах сопоставлены в соответствие буквы: 0,62 - е 3,9 – р 4,4 – г 11,2 – н 2,1 – о 1,4 – и 7,1 – л 0,69 – у 5,8 - к. Дети могут записывать буквы на черновике. В результате получилось слово «округление». Это слово мы еще услышим на уроке. Учитель дает качественную оценку классу за работу на этом этапе (хорошо, молодцы, нужно повторить, …). Тем, кто активно работал – поставить количественные оценки в оценочный лист. 4. Актуализация знаний. (Слайд 5) Решение задачи со слайда 5: Сколько потребуется автомашин для перевозки 6,5 тонн груза, если одна машина может взять не более 2 тонн. Рассматривая слайд, рассуждая, дети приходят к выводу, что ответ 3,…. автомашин дать нельзя. Какой нужно дать ответ? Почему? Объяснения детей. Точный ли дали ответ? Нет. Ответ дали приближенный. (Слайд 6) Отвечаем на вопрос слайда устно: Я иду в магазин и хочу купить арбуз, весом около 5 килограммов. Вижу несколько арбузов, на этикетках указан их вес: 4,125 кг; 7,340 кг; 8,400кг; 5,300 кг; 9,560кг. Какой вес арбуза мне подходит? Дети выбирают ответ. Какое число выбрали для ответа? 5. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (Слайд 7) Предположим, что в день переписи населения число жителей города равнялось 57328 человек. Но число людей в городе постоянно изменяется (приезд, отъезд, рождение, смерть). Значит, полученное число вскоре станет неверным. В нем определенно изменятся цифры разрядов единиц и десятков, а возможно, и сотен. Поэтому можно сказать, что в городе живет приблизительно 57000 человек. Может быть кто-то из детей слышал еще что-нибудь о приближенных числах. Приведите примеры, когда мы не можем дать в ответе точное число? (число звезд, капель в море и т.д…) Какова тема урока? Ответ детей: «Приближенные значения чисел» А еще? Как мы называем числа, заканчивающиеся нулями? Какое слово мы получили, решая примеры в устном счете? Продолжите тему урока? Ответ детей «Округление чисел». Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? Каковы задачи урока? Ответы детей: узнать правило округления чисел; научиться округлять числа; применить в упражнениях; узнать, где будем применять эти числа. Цель и задачи показываются на презентации. Также они записаны на закрытой доске, чтобы при необходимости обращаться к ним в течение урока. 6. Открытие нового знания. Класс разбивается на 3 группы. Самостоятельно изучая п.33 учебника, группам предлагается найти ответы на вопросы: 1) Какое число называется приближенным значением данного числа с недостатком, с избытком? Объяснить на примерах. (Слайд 8) 2) Что называется округлением числа до целых? Приведите примеры. (Слайд 9) 3) Расскажите, как округлить десятичную дробь до какого-нибудь разряда? (Слайд 10) ( Задания группам выдается на карточках. Перед началом работы группам указывается, на какое место в учебнике им нужно обратить особое внимание. Напоминается о правилах работы в группах) Через 6-7 минут слушаются ответы одного представителя от группы (выбирает выступающего сама группа). После его выступления остальные дети могут дополнить ответ. Остальные группы слушают ответы. Отвечающим разрешается использовать учебник, и, если нужно, зачитать некоторые моменты пункта. Для ответов дети могут использовать демонстрируемые во время ответов слайды. Две группы оценивают выступление представителя третьей группы, а также тех, кто дополняет ответы. 7. Физкультминутка. (Слайд 11) На слайде – стишок. Дети выполняют простые упражнения. 8. Закрепление новых знаний. (Слайд 12) Перед решение упражнений всем предлагается еще раз найти правило округления десятичных дробей. При округлении числа до какого-нибудь разряда все следующие за ним цифры заменяются нулями, а если они стоят после запятой, то их отбрасывают. Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5,6,7,8, или 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на единицу; если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 0,1,2,3,4, то стоящую перед ней цифру не изменяют (на слайде). Вот как дается определение понятия «округление числа»: Округление числа — математическая операция, позволяющая уменьшить количество знаков в числе за счет замены числа его приближённым значением с определённой точностью. Правило большое, трудное. Детям предлагается составить алгоритм округления чисел. Обсудив в группах, предлагаются варианты алгоритма. Учитель корректирует. Алгоритм демонстрируется на слайде и записывается в тетради. (Слайд 13). Алгоритм: 1) Находим и подчеркиваем заданный разряд, до которого нужно округлить. 2) Все, следующие за этим разрядом цифры заменяем нулями, если они отбрасываем, если они стоят до запятой стоят после запятой (можно записать сверху) (можно зачеркнуть карандашом) 3) К подчеркнутой цифре прибавляем 1, если за ней идет 5,6,7,8,9; и оставляем подчеркнутую цифру без изменения, если за ней идет 0,1,2,3,4. 4) Записываем результат с помощью знака ≈. Учитель демонстрирует на примерах применение этого алгоритма. Показывает правильную запись. Знакомит со значком ≈ «приближенно равно» (Слайд 14 и 15). Дети записывают пример в тетради. +1 0 286,3058 ≈ 286,31 314,25≈ 310 Важно! (Слайд 16) Если при округлении десятичной дроби последней из оставшихся цифрой в дробной части окажется 0, то отбрасывать его нельзя ( как мы это делали с точными числами). В этом случае число о в конце дробной части показывает, до какого разряда округлено число. 1) 31,967≈32,0- округлили до десятых 2) 3,027≈3,0 -округлили до десятых 3) 0,796≈0,80- округлили до сотых 4) 13,5203≈13,520- округлили до тысячных. Далее предлагается решение упражнений. Выполняется задание на карточках ( отдельно по вариантам). Ф И О Округлите число 7492,5981 до: (1 вариант) Округлите число 4836,9751 до: (2 вариант) тысяч сотен десятков единиц десятых сотых тысячных 7000 7500 7490 7493 7492,6 7492,60 7492,598 5000 4800 4840 4837 4837,0 4836,98 4836,975 + или - и оценка (Слайд 17) Затем даются ответы (на слайде) и дети проверяют задание у своего соседа по парте прямо на карточке, поставив «+» или «-« в нижней строке таблицы. Если возникают затруднения, то задание разбирается у доски. Показывают те ученики, которые правильно сделали это задание. Дети ставят друг другу оценки. А учитель вопросами «Кому поставили «5», «4» и т.д.?» узнает об успешности выполнения задания. (учитель фиксирует для себя тех, кто хорошо или плохо выполнил задание) 9. Контроль и самоконтроль знаний. (Слайд 18) Детям предлагается выполнить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Задание на слайде. Детям выдаются карточки с табличками, в которых они должны поставить «+» или «-«, а затем по ключу проверить и оценить свою работу. Ключ демонстрируется на слайде. Задание: Верно ли выполнено округление? Отметьте верные ответы знаком «+», неверные знаком «-». А) до десятых 2,781 ≈ 2,8 3,1458 ≈ 3,15 1025,962 ≈1025,0 80,46 ≈ 80,5 Б) до сотых 0,07258 ≈ 0,07 20,091 ≈ 20,1 85,544 ≈ 85,54 3,355 ≈ 3,35 В) до десятков 178,5 ≈ 179 2085,35 ≈ 2090 333,3 ≈ 330 300,17 ≈ 300 Г) до целых 7,265 ≈ 7 0,23 ≈ 0 11,63 ≈ 11 0,82 ≈ 1 Ключ к заданию: а) + - - + б)+ - + - в)- + + + г)+ + - + (Слайд 19) Критерии оценки: 0 ошибок – «5», 4 ошибки – «4», 8 ошибок – «3». После проверки дети поднимают руки на «5», «4», и т.д. (учитель фиксирует для себя тех, кто хорошо или плохо выполнил задание). 10. Информация о домашнем задании.(Слайд 20) Задание обязательное: п.33 (учить правило округления, алгоритм учить по тетради), № 1297, 1301. Творческое задание (необязательное): Придумать задачу, в которой было бы решение с помощью сложения и вычитания и округления десятичных дробей, красиво ее оформить на отдельном альбомном листе, записать условие задачи и нарисовать рисунок к этому условию, а в тетрадь записать её решение. Попытайтесь, чтобы ваша задача была интересной, чтобы условия соответствовали действительности. 11. Подведение итогов занятия. (Слайд 21) Какова была цель урока? Какие были задачи? Достигли ли мы цели? Выполнили ли поставленные задачи? Что нового узнали? Чему научились? Что еще не получилось на уроке? Что нужно запланировать на следующий урок? Где мы применим изученный материал в жизни и на уроках по другим предметам? Учитель дает качественную оценку работы класса. Объявляет количественные оценки. 12. Рефлексия. (Слайд 22) Выберите картинку, соответствующую вашему настроению. Понравилось ли вам на уроке? Что не понравилось? Что бы вы изменили на сегодняшнем уроке? Всем спасибо за работу на уроке! (Слайд 23) | |
Просмотров: 632 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|