Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Мы живем в XXI веке, веке стремительного развития новых технологий. Мир не стоит на месте, и вместе с ним меняются и люди, молодое поколение, и, соответственно, меняются ценности общества. Если раньше требовались в основном беспрекословные исполнители, то сейчас обществу нужны думающие, креативно мыслящие, самомотивированные личности. Все, что происходит в обществе, как в зеркале, отражается в школе. Современный урок невозможен без использования новых подходов в обучении. Работая преподавателем не первый год, я понимаю необходимость идти в ногу со временем. В течение нескольких лет я использую в своей практике проведение нестандартных уроков с использованием ИКТ, элементов технологии критического мышления, исследовательскую деятельность. Все это делало уроки более интересными, но практически всю информацию ученики получали в готовом виде. С целью повышения качества преподавания и обучения под руководством тренера я начала изучать и осваивать Образовательную программу профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике», «ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях». [Руководство для учителя, с. 96] Актуальность Программы обусловлена целями и задачами Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг., основу которой составляет конструктивистская теория обучения, нацеленная на развитие глубокого понимания предмета учеником, использующим и применяющим знания вне класса. Посещая занятия, я поняла, что внедрение идей модулей Программы в преподавание и обучение - это не просто требование времени, а необходимость. Те теоретические знания, которые я получала под руководством компетентного тренера, подтвердили мои убеждения. От занятия к занятию я все больше убеждалась в том, что необходимо пересмотреть свои взгляды и методы преподавания. Внедрять новые подходы в обучение я начала в 7 классе на уроках русского языка, в котором и проводила серию последовательных уроков. Составление среднесрочного планирования было для меня новшеством, которое сразу показалось мне очень трудным и непонятным. Для планирования серии последовательных уроков по русскому языку мною был выбран раздел «Частица», в который входит три урока. Эти уроки стали моим опытом интеграции модулей Программы на практике. Среднесрочное планирование было составлено с целью знакомства с признаками частиц, правилами их написания, научиться объяснять роль частиц в предложении, отличать их от других слов и правильно оформлять в письменной речи. При составлении данного вида плана мною были прописаны результаты обучения: учащиеся будут знать разряды частиц, понимать отличие частиц от других неизменяемых частей речи, размышлять о синтаксической роли частиц в предложении. Поставленную цель к среднесрочному планированию я достигала путем внедрения идей модулей Программы, и, конечно же, применяя все то, что было изучено мною в «Руководстве для учителя» и на практических занятиях. Планирование в целом является необходимой частью деятельности педагога. Если раньше при подготовке к урокам мы использовали только поурочное планирование, то сейчас с внедрением новых технологий обучения предлагается составлять краткосрочный и среднесрочный план. С помощью последнего становится возможным регулировать образовательный процесс. Это значит, что данный документ позволяет отслеживать и корректировать построение индивидуальной траектории развития учащихся. После того как я составила среднесрочное планирование и попробовала его в действии, обнаружила, что планирование урока с точки зрения потребностей ученика дает учителю дополнительную возможность в совершенствовании практики преподавания, хотя и представляло для меня определенную сложность при составлении. При проведении серии последовательных уроков весь материал соответствовал возрастным особенностям учеников. Темы уроков соответствовали Государственному стандарту Республики Казахстан. Задания, выполняемые учащимися, а также все методы, стратегии и формы соответствовали возрастному уровню учащихся. Используемые учебные и методические пособия входят в перечень литературы, рекомендованной к обучению по Инструктивно-методическому письму для данной возрастной категории. Поурочные планы учителя решают злободневные вопросы обучения, задачи освоения, закрепления или контроля знаний. В поурочном планировании мы прописывает схему – план урока, цели и задачи, формы и методы работы в классе. Такое планирование сейчас принято называть краткосрочным. При разработке КСП я использовала совершенно новую для меня форму составления урока, которая была нам предложена на занятиях. Первая трудность, с которой я столкнулась, это была постановка цели обучения, именно цели на данный урок, ближайшей цели. Посещая тренинги, я неоднократно сталкивалась с этой проблемой – не всегда могла сформулировать цель, которая должна быть SMART - целью, то есть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и отслеживаемой. Только когда работала над формулировками целей к серии последовательных уроков, я четко стала понимать, что должны знать и уметь учащиеся после окончания урока. К каждому уроку разрабатывались критерии успеха – индикаторы, объективно доказывающие достижение цели каждым учеником. Они являются неотъемлемой частью КСП и важны как для учителя, так и для ученика. Такое планирование, отработанное до мелочей, думаю, позволит вносить корректировки в краткосрочный план в соответствии с каждым новым классным коллективом, учитывая особенности мышления, памяти, трудоспособности учеников. Во время занятий наш тренер постоянно проводил с нами упражнения по созданию коллаборативной среды. Было заметно, как с помощью использования им различных стратегий создавалась благоприятная рабочая обстановка в коллективе. Таким же образом и я начинала свои уроки, так как заданный тон вначале определяет весь психологический настрой урока. На стадии «Вызов» для создания благоприятного психологического и эмоционального настроя использовала приветствие и карточки как представление «цветового» выражения эмоционального состояния учащихся. Выбирая цветовую карточку, учащиеся показывали свое внутреннее состояние (красный цвет демонстрировал, что у ученика отличное настроение, зеленый - говорил лишь о хорошем тонусе, а карточка синего цвета - сигнализировала о том, что ученик находится в нестабильном эмоциональном состоянии). У меня самой поднималось настроение, когда я видела карточки красного и зеленого цвета, и ни одной карточки синего цвета. Для того, чтобы настроить учащихся на урок и содействовать доброжелательному отношению между учениками, проводила упражнения для создания коллаборативной среды «Молекулы», «Улыбка». При помощи использования данных методов ребята настраивались к сотрудничеству и работе на уроке, становились более раскованными и уверенными в себе. На этапе «Актуализации знаний» применяла «Шкатулку знаний», «Мозговой штурм», «Взаимоопрос» не только для воспроизведения ранее усвоенных знаний, но и для их применения в новой ситуации, а также стимулирования познавательной активности учащихся. «Взаимоопрос» проходил по приёму «Толстые и тонкие вопросы», которые учащиеся подготовили дома. Прием учит различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те проблемные вопросы, которые предполагают неоднозначные ответы («толстые» вопросы). Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. С данной формой работы не все ребята справились. Ученики И. и Е. составили только вопросы низкого порядка, так как не совсем внимательно слушали инструктаж по домашнему заданию. Следующим намеченным мною шагом было целеполагание. Учащиеся при помощи наводящих вопросов, шуточного стихотворения формулировали тему урока и ставили цель. В течение трех уроков из серии последовательных учащиеся 7 класса пытались самостоятельно определить цель урока, что не всегда выходило, но к третьему уроку к ним пришло понимание того, что четко сформулированная цель в начале урока значительно повышает их шансы на успех. Дети не боялись предлагать свои варианты, так как чувствовали поддержку и одноклассников, и учителя. На стадии «Осмысления» учащиеся изучали новую тему по «Методу Джигсо», предназначенного для того, чтобы обучающиеся помогали друг другу учиться. Работа в парах на данном этапе способствовала не только повышению уровня знаний, но и раскрытию потенциальных возможностей учеников, которые не только получают самостоятельно знания, но и сотрудничают друг с другом, вступают в диалог, обсуждают и приходят к единому решению. Так ученик А., который не проявлял себя должным образом на уроках русского языка, изъявил желание объяснить свой вопрос представителям других пар. Мерсер (2005) утверждал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий. [ Руководство для учителя, с. 115] Еще раз убедиться в этом я смогла на этапе освоения нового материала, которое проходило в группах путем составления кластера «Частица как часть речи» с последующим его дополнением после изучения статьи учебника и раздаточного материала, применяя прием «Инсерт». Использование кластера, как одного из методов технологии критического мышления, позволило учащимся структурировать учебный материал, а метод «Инсерт» - эффективнее прочесть текст, применяя специальные значки. Не всем учащимся из-за низкой техники чтения удалось прочесть текст до конца, и поэтому пометки в последних абзацах дети делали наугад. Также на этапе изучения нового материала учащиеся просматривали и обсуждали видеоролик «Выбор Е/И в частицах НЕ и НИ», который оказал эмоциональное воздействие на учащихся и способствовал развитию их внимания. Учитывая, что ученики могут немного устать, в качестве небольшого отдыха я предлагала совместные физминутки «Cute Froggy Dance», «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде», «Неутомимый ёжик», после которых ребята с новыми силами и хорошим настроением принимались за работу. Переосмыслить свою педагогическую деятельность мне помогло изучение и внедрение идей модуля программы «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Флейвелл и другие (1995) считали, что в случае перенесения процесса обучения на осознанный уровень, мы сможем помочь детям лучше понимать свой собственный мыслительный процесс и помочь им контролировать или овладевать организацией собственного обучения. Флейвелл и его коллеги (1995) также утверждали, что способность к метасознанию изменяется в зависимости от возраста, и ученики старшего школьного возраста обучаются более успешно, поскольку ими уже усвоено большое количество метакогнитивной информации. [Руководство для учителя, с. 165] С учетом вышесказанного на этапе «Применение знаний» учащимся были предложены карточки с дифференцированными заданиями, над которыми они работали самостоятельно. Данный вид работы позволил определить уровень знаний каждого ученика, работающего в меру своих сил и возможностей. Выполняя разноуровневые задания, ребята овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряют интерес к предмету. Ученикам Е. и А., выполнявшим задания уровня Б и В, не хватило времени для самопроверки, потому что половину предложенного времени они потратила на изучение и понимание задания. Для того чтобы помочь учащимся осознать пройденный материал, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, я предлагала рефлексию «Лестница успеха», «Незаконченное предложение», «Дерево успеха». Традиционная педагогика не требовала осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников, в ней не было места рефлексивным видам деятельности. Видимо поэтому проведение рефлексии вызвало у учащихся некоторые трудности, которые заключались в том, что ребята не могли определить причины своих результатов или проблем, затруднялись сказать, что именно происходило в ходе их деятельности. Домашнее задание включало в себя разнообразные формы работы: составление тестовых заданий, «толстых» и «тонких» вопросов, работа с художественным текстом, что способствовало успешному выполнению и развитию познавательных потребностей, а также творческого мышления школьников. Новым для меня стал процесс оценивания знаний учащихся. В современном образовательном процессе оценка «3» стала универсальной, и для тех, кто не доучил, и для тех, кто старается. Внедрив в практику модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я начала замечать перемены, которые происходили с учениками. Теперь процесс оценивания стал дотупен каждому. Суммативное оценивание стало улучшаться за счет использования формативного оценивания: самооценивания (листы самоконтроля, «Светофор» и др.), взаимооценивания («Две звезды,одно пожелание», «Большой палец», «Аплодисменты» и др.). Внедрение модулей Программы в практику преподавания способствовало изменению моих взглядов на обучение, круг моих педагогических знаний значительно расширился. После первого проведенного урока из серии последовательных наступил момент некоего разочарования, так как мне не хватило времени. Учащиеся были активны, но не всегда быстро включались в работу. Проведя второй урок и готовясь к третьему, я поняла и учла те недочеты, которые помешали мне на предыдущих уроках. Конечно, готовить постоянно ССП и КСП нелегко, так как на подготовку урока затрачивается намного больше времени, чем требовалось раньше. Но следует отметить, что плюсов в процессе такого обучения намного больше, чем минусов. Во-первых, четко и ясно поставленная цель урока и прогнозируемые результаты помогают использовать соответствующие приемы и методы. Обучение, построенное на конструктивистских теориях, позволяет составлять вопросы и задания высокого и низкого порядка по Таксономии Блума. Соглашусь, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися. Поколение детей, которое мы обучаем, должно применять полученные знания в жизни. Систематическое использование модулей Программы позволило активизировать деятельность учащихся, научить размышлять, мыслить, изменилось отношение к учебе, ученики обрели большую уверенность в собственных силах. Если выбирать между традиционным обучением и обучением в контексте модулей Программы, то я с уверенностью могу сказать, что выбираю уроки нового формата. В дальнейшем мне есть еще над чем поработать: необходимо совершенствовать критерии оценивания, научить учащихся оценивать себя и товарищей объективно, повысить мотивацию учащихся путем эффективного оценивания, развивать у учащихся умение к саморегуляции путем анализа оценки своей деятельности. Изучив все модули Программы и применив их на практике, я поняла, что нужно развиваться самой и развивать своих учеников. Я готова обучаться и обучать учеников тому, как учиться. Я хочу быть компетентным учителем. Ведь только такой учитель может воспитать ученика, который будет анализировать свою деятельность, критически её оценивать. | |
Просмотров: 557 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|