Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
В настоящее время система образования в нашей стране переживает серьезные изменения, школы переходят на обновленное содержание образования. Этот процесс обусловлен реалиями окружающей нас действительности, такими как значительно ускорившиеся процессы глобализации и интеграции, бурное развитие технологий в различных сферах жизнедеятельности, а также вызванные этими явлениями социальные и демографические изменения, экономические кризисы и т.д. В условиях быстро меняющегося мира перед педагогами стоит исторически важная задача, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни в 21 веке. Такая подготовка включает в себя формирование устойчивой личности, владеющей необходимым багажом знаний и, что самое важное, способной применять данные знания на практике. Последнее подразумевает под собой навыки критического мышления и функцональную грамотность. Основная суть обновления содержания образования сопоставима с одним из высказываний Альберта Энштейна: «Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.» [1]. Можно с уверенностью сказать, что реформа образования действительно оправдана и в будущем принесет положительный результат. Наряду с новыми учебными программами, внедряющимися в настоящее время в школах, была введена новая система оценивания. Критериальное оценивание – процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т. д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования [2]. Как известно, существует два его вида: формативное оценивание и суммативное оценивание. Оба вида оценивания, разумеется, играют определенную роль в процессе обучения и имеют большое значение для развития образовательных компетенций у учащихся, однако, на мой взгляд, определяющее место в учебном процессе занимает именно оценивание для обучения – формирующее оценивание. Целью данной статьи является освещение роли и значения формативного оценивания, подкрепленное примерами из аутентичных уроков. Само по себе оценивание - неотъемлемая часть урока, задачей которого является предоставление или получение информации о степени успешности учащихся. При этом формативное оценивание – это и есть тот самый инструмент, позволяющий ученикам сделать вывод о достижении/недостижении поставленных целей обучения. В данном тезисе заключается, пожалуй, основная роль формирующего оценивания. Но оно, будучи сложным и непрерывным процессом, выполняет и другие важные функции, о чем пойдет речь ниже. Рассмотрим следующее определение формативного оценивания. Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, а также направления, в котором следует развиваться, и установление оптимальных и эфффективных путей достижения необходимого уровня [3]. Анализируя данное определение, можно прийти к двум конкретным умозаключениям. Во-первых, в данный процесс должны вовлекаться учащиеся. Часто учителя не доверяют ученикам, полагая, что они не способны объективно оценить себя или других учеников, и позиционируют себя как «основного оценщика», либо полностью проводя процесс оценивания самостоятельно, либо оставляя за собой право «последнего слова» при организации само- или взаимооценивания. В таких случаях учащиеся также должны быть вовлечены в процесс оценивания. Лишь те , кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать [4]. Систематическое вовлечение учеников в процессы самооценивания и взаимооценивания, позволяет развивать у них навыки самоанализа, анализа деятельности других людей, способствует формированию навыков критического мышления и , что самое ценное, формирует понимание, о том, что оценивание –это часть осознанного труда по получению знаний и развитию навыков, дающая полезную информацию о дальнейших действиях для достижения желаемого/необходимого уровня обученности. Раскрывая суть второго умозаключения, а именно вывода о необходимости предоставления обратной связи, хочется отметить риск, который заключается, с одной стороны, в отсуствии осознания самими учителями необходимости ее предоставления, с другой – в неумении предоставить обратную связь правильно. Формативное оценивание, как известно, не оказывает влияния на оценку. Это может способствовать расхолаживанию учеников, снижению мотивации к обучению, что становится огромной трудностью для учителей. В этой связи необходимо сформировать у себя, прежде всего, осознание того, что некачественно организованное формативное оценивание и некачественная обратная связь в будущем негативного отразятся на итоговой оценке, будь то оценка за четверть или баллы за суммативное оценивание за раздел. А затем уже привить учащимся понимание того, что недостаточная работа на уроках, отсутствие действий по корректировке обучения приведет опять-таки к неудовлетворительным результатам. Таким образом, отсюда вытекают следующие трудности, связанные с организацией формативного оценивания: вовлечение учеников в процессы само-, взаимооценивания, предоставление качественной обратной связи как со стороны учителя учащимся, так и учащимися себе и друг другу, трудности, связанные с предоставлением обратной связи в больших классах, речь идет о проблеме охвата всех учащихся. Работа по преодолению вышеуказанных проблем привела меня к такому универсальному решению, как стандартизированная обратная связь, используемая в листах оценивания. Хочется сразу оговориться о том, что этот инструмент не решает все проблемы в полной мере, но позволяет преодолеть их частично. Опыт по использованию таких листов оценивания был проведен мною в 8 и 10-х классах в 2017-2018 учебном году. И нужно отметить, что, в целом, он был положительным. Листы оценивания, о которых идет речь, выглядят следующим образом. Образец листа взаимооценивания для учащихся 10-го класса: Тема урока 10.3.5 Какие проблемы современного общества связаны с влиянием ДРО Цель обучения 10.3 В - давать оценку деятельности традиционных и деструктивных религиозных организации в жизни общества КУ: может привести как минимум 4 примера проблем, которые вызывает религия в современном мире. Утверждения (оцените работу одноклассника и поставьте отметку напротив соответствующего утверждения) А) смог(ла) привести не меньше 4-х конкретных примеров проблем, которые вызывает религия в современном мире; приведенные примеры проблем актуальны. В) смог(ла) привести не меньше 4-х примеров проблем, которые вызывает религия в современном мире, однако примеры перекликаются (схожи); необходимо поработать над их конкретизацией. С) затрудняется в приведении достаточного количества примеров проблем, которые вызывает религия в современном мире; рекомендуется поработать над расширением кругозора в данном вопросе, ознакомиться с литературой, научными статьями по данной проблеме. Образец листа самооценивания для учащихся 10-го класса: Тема урока 10.3.5 Какие проблемы современного общества связаны с влиянием ДРО Цель обучения 10.3 В - давать оценку деятельности традиционных и деструктивных религиозных организации в жизни общества КУ: ранжирует проблемы, вызванные религией в современном мире, аргументирует свое мнение. Утверждения (оцените свою работу и поставьте отметку напротив соответствующего утверждения) А) Я смог(ла) проранжировать религиозные проблемы, смог(ла) убедительно и логично доказать степень важности каждой, приведя примеры. В) Я смог(ла) проранжировать религиозные проблемы, однако испытываю затруднения при аргументировании выбора; мне нужно обратить внимание на точность и логичность аргументов, на приведение примеров; также необходимо принимать во внимание критерии при определении степени важности той или иной проблемы. С) Я затрудняюсь в определении степени важности религиозных проблем и их ранжировании; мне нужно прежде всего подумать о критериях для определения степени важности, а затем о доказательствах в виде примеров из окружающей действительности. Образец листа самооценивания для учащихся 8-го класса: Тема урока Почему царь Александр II стал жертвой «Народной воли»? Цель обучения 8.2.3.1 объяснять причины зарождения новых общественно-политических течений в России (народничество, либерализм) КО: В ролевой игре представляет идеи одного из трех общественно-политических течений (консерватизм, либерализм и народничество), отражающие взгляды на будущее России и способы проведения реформ. Утверждения (оцените свою работу и поставьте отметку напротив соответствующего утверждения) А) Я смог(ла) кратко представить историю революционного течения (организации), понимаю и могу объяснить идеи организации (в том числе взгляды на будущее России и способы проведения реформ). В) Я смог(ла) кратко представить историю революционного течения (организации). Я в целом понимаю и могу объяснить идеи организации (в том числе взгляды на будущее России и способы проведения реформ). Однако некоторые моменты мне не совсем ясны. Мне нужно более подробно ознакомиться с теоретическим материалом и повторить термины «либерализм», «социализм», «демократия» и «национализм». С) Я затрудняюсь в представлении истории революционного течения (организации). Мне не совсем ясны идеи организации (в том числе взгляды на будущее России и способы проведения реформ). Мне необходимо детально разобрать теоретический материал, а также изучить и понять идеи либерализма, социализма, демократии, национализма. Использование таких листов оценивания отчасти решает все вышеуказанные проблемы: учащиеся вовлечены в процесс оценивания, присутствует обратная связь в виде стандартизированных тезисов, обратная связь предоставляется всем ученикам. При этом систематическое применение подобного материала может способствовать формированию у учащихся навыка предоставления обратной связи. Этот тезис доказан опытом. Так, некоторые учащиеся на уроках дополняли утверждения, указанные в листах оценивания, своими собственными комментариями. Отсюда вытекает основной недостаток данного инструментария, который заключается в трудности составления стандартизированных утверждений, невозможности учесть все нюансы. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что формативное оценивание всегда должно находится в центре внимания учителя при планировании и проведении уроков, потому как оно, являясь неотъемлемой составляющей процесса преподавания и обучения, при условии правильной организации положительно содействует обучению. В этой связи, оценивание, как и подбираемые учителем формы, методы и приемы обучения, также должно постоянно совершенствоваться и соответствовать образовательным задачам. Использованная литература 1. Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Лидерство учителя в школе». Руководство для учителя (2016). Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2. https://newtonew.com/school/50-citat-pro-obuchenie 31.05.2018 г. | |
Просмотров: 443 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|