Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Организация педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения. Дидактические цели занятия Метод активного обучения Обобщение ранее изученного материала Тематическая дискуссия, мозговой штурм Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала Мозговой штурм, деловые игры Развитие способности к самообучению Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций Повышение учебной мотивации Деловые игры, ролевые игры, обучение с использованием компьютерных обучающих программ Отработка изучаемого материала Тренинги Применение знаний, умений и навыков Анализ практических ситуаций Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала Тематическая дискуссия Моделирование учебной или профессиональной деятельности Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций Обучение навыкам межличностного общения Ролевые игры Эффективное создание реального объекта, творческого продукта Метод проектов Развитие навыков работы в группе Метод проектов Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции Анализ практических ситуаций Развитие навыков принятия решений Анализ практических ситуаций Развитие навыков активного слушания Тематическая дискуссия В зависимости от типа используемых методов активного обучения на уроке может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание Приведём примеры использования активных методов на уроке. Допустим, учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся. Это будет мини – игра «Карусель». Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке. Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внутреннего круга есть листик с конкретным вопросом, и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние. Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Я использовала его на уроках литературы, русского языка, познания мира. Под музыку Брамса мы любовались с учениками маргаритками, первыми весенними садовыми цветами. Какие они прелестные! В одном кустике растут разные по цвету, разные по величине, маленькие удивительные цветы весны. С какого звука начинается их название? Какая буква первая в этом слове? Какое самое дорогое слово для каждого человека начинается с этой буквы? Конечно же, мама! А еще мир, море Давайте напишем сегодня с любовью нашу минутку чистописания: Мм, слова: мама, мир, море. Дети выводят буквы, любуются своими старательно написанными словами. Метод «Круглый стол» я чаще использовала при обобщении материала. На уроке чтения мы проводили урок-обсуждение. Детям было дано задание написать дома сочинения про зверюшек от имени животных. Сочинения были очень и не очень интересны. Урок был начат журналом, на котором был изображен глаз и вопрос. Глаз зверюшки. Точка зрения. Дети сели кругом взялись за руки, провели аутотренинг: Мы обсудили пять сочинений. Отобрали не просто удачные работы, а выстроили «лесенку» от работ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, еще раз попробовали преодолеть свои авторские трудности. Таким образом, активное обучение – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют: • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности; • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции; • повышению активности и самостоятельности учащихся; • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач; • осознанию учеником ценностей совместного труда; • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы; • эстетическому воспитанию; Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Список литературы 1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002 2.Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003. 3.Выготский Л.С. Педагогическая психология. 4.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960 5.Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2004. 6.Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006. | |
Просмотров: 369 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|