Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Организация обратной связи при работе с родителями в начальной школе
Вопросы обратной связи – очень важный структурный элемент системы оценивания в условиях обновленного содержания образования. В рамках традиционной школы обратная связь в большинстве случаев сводилась к выставлению оценок, к которому привыкли родители. Таким образом обратная связь была сведена к констатации факта. В современном образовании обратная связь должна выполнять более широкие функции.
Что же такое обратная связь?
Обратная связь – это отклик, отзыв, ответная реакция на какое-либо действие или событие. Главной функцией обратной связи является функция воздействия на образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Обратная связь является процессом трёхсторонним, предполагающим получение и изучение мнений обучаемого, его родителей и обучающего.

В начальной школе связь учителя с родителями ребёнка имеет наиболее важное значение, потому как сам ученик начального звена еще не имеет навыков самоконтроля и саморегуляции, а, значит, не может самостоятельно организовать себя для успешного выполнения учебных задач.
Существует множество инструментов обратной связи:
• письменные комментарии
• наблюдения
• опросы – молнии
• фронтальный опрос
• вопросы
• дневники обратной связи и др.
Эти инструменты могут быть использованы как для получения обратной связи от родителей, так и для получения обратной связи от учащихся при проведении формативного оценивания на уроках.
Хотелось бы остановиться на классификации обратной связи, организуемой непосредственно для родителей.
В течение двух лет наше методическое объединение и школа в целом занимались изучением данного вопроса. В рамках методических совещаний, коучингов, семинаров мы изучили теоретические основы этой проблемы. Нами была разработана классификация обратной связи, которую представляем Вашему вниманию.
1) символы-знаки. Такой тип обратной связи является наиболее удобным для учителя, так как не требует больших временных затрат. Заранее обговорив с родителями определенную знаковую систему, учитель может корректировать процесс обучения каждого ученика. В своей практике пользуюсь смайлами в прописи, лестницей успеха в рабочих тетрадях. Также очень удобным для учащихся начальной школы (особенно учеников 1 и 2 класса) считаю знаковую систему «+ -» при самопроверке работ самими учащимися. Поставить эти знаки при сравнении с образцом учащимся довольно легко. Однако полной картины этот вид обратной связи не даёт. Поэтому мы открыли для себя следующий вид обратной связи.
2) таблицы – иначе говоря, «рубрикаторы». В сборниках суммативных работ к каждой работе прилагается рубрика для родителей, в которых чётко отражено, с чем ребёнок справился, а с чем – нет. Также в этой таблице констатирован конкретный результат ребёнка за определённый этап обучения. Но, как уже было сказано, формативное оценивание позволяет улучшить результат учащегося на конкретном этапе. А это значит, при проведении формативного оценивания необходимого пользоваться неким подобием рубрики. Поэтому при проведении формативного оценивания я предлагаю использовать таблицу, содержащую дискрипторы к предложенным заданиям для проверки усвоения умений и навыков. Эти таблицы позволят родителям чётко увидеть, в какой именно области ребёнок имеет пробелы, что ещё необходимо повторить или выучить для улучшения результата. Кроме того, в подобных таблицах рекомендуем использовать две колонки: оценивание учителем и самооценивание. Это поможет родителям увидеть, на каком уровне находится саморегуляция ребёнка.
Наиболее полную информацию поможет сообщить следующий вид обратной связи.
3) словесные комментарии. Могут быть устными и письменными.
При составлении таких комментариев необходимо помнить о рекомендациях, данных в учебно-методическом пособии «Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы» (с. 17):
1. Отметить сильные стороны работы обучающегося.
2. Избегать слов «неверно», «неправильно» без пояснения того, что выполнено неправильно.
3. Давать рекомендации, каким образом можно исправить недочёты или улучшить работу обучающегося.
4. Исключить использование негативных комментариев, включающих иронию, высмеивание ответа обучающегося, например, «глупый ответ», «как ты мог до этого додуматься».
Большим плюсом этого вида обратной связи является то, что можно наиболее обширно указать недочёты работы и дать комментарии по её улучшению. Однако есть и отрицательные стороны. Если наполняемость класса велика, то письменные комментарии отнимут у учителя значительное количество времени. Что касается устных комментариев, то основная сложность здесь заключается в том, что у родителей не всегда есть возможность посетить школу и побеседовать с учителям лично.
Также полезным инструментом этого вида обратной связи можно считать социальные сети. Учитель всегда должен идти в ногу со временем, и тем более в век современных технологий. Наиболее удобным, на мой взгляд, является использование мессенджера WhatsApp. Это позволяет своевременно обратить внимание на типичные ошибки учащихся и способы их устранения. Однако очень важно избегать частных замечаний в общей группе, чтобы не задеть личное достоинство родителей и ребёнка.
Кроме всего сказанного, обратная связь происходит через проведение «Дня консультаций» (каждая вторая и четвёртая суббота месяца), когда каждый родитель может подойти и выяснить успехи и пробелы своего ребёнка.
Наиболее конкретным и приближенным к традиционной системе является следующий вид предложенной нами классификации.
4) выставление баллов (процентов). Этот тип обратной связи является наиболее приближенным к привычной оценочной системе. Высчитав максимальное количество баллов за выполненную работу, можно без труда вычислить процент выполнения заданий на данном этапе обучения. Однако наиболее эффективным будет использование этого типа обратной связи в совокупности с первым типом (таблицы с дискрипторами). Это даст возможность родителям и отследить результат ребёнка на данный момент, и устранить его пробелы таким образом, чтобы повысить уровень его обученности (приблизиться или достигнуть 100%).
Категория: Опыт | Добавил: asya-nastya (2018-11-10)
Просмотров: 976 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru