Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» У О ВКО г.Семей Учитель-логопед: Рахметова Кульбану Альменовна Тема: Дифференциация звуков С-Ш в словах и словосочетаниях. Цели: 1.Образовательные: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков С-Ш, дифференциация звуков в словах и словосочетаниях, предупреждение смешанной дисграфии. 2. Коррекционные: сформировать умение различать в собственной речи смешиваемые звуки (с – ш), развитие зрительного внимания и памяти, фонематических представлений, наглядно-образной памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении учебного материала, внимания, различных форм мышления, активизация речевой деятельности, развитие мелкой и общей моторики. 3. Воспитательные: воспитание речевого самоконтроля, формирование положительной мотивации к учению. Оборудование, наглядность: зеркала, компьютерные программы «Дельфа - 142», презентация, проектор, экран, картинки-символы, снежинки, Снеговик, карточки с заданиями, елочки с «новогодними игрушками», елочные шары из бумаги. Ход занятия. 1. Организационный момент. Психологический настрой «Снежки» - Здравствуйте, ребята! - Посмотрите на улицу, как много снега выпало зимой! - Давайте представим себе, что мы играем в снежки. - Какое у нас настроение? (радостное, веселое) - Во время игры нам попали снежком в лицо. - Покажите, какие лица будут у нас? (сердитые, недовольные…) - А теперь, лицо нежно, аккуратно погладим, уберем весь снег (самомассаж лица). - Щеки от снега чуть-чуть замерзли, мы их разотрем ладошками. Нам становится тепло и приятно. Хорошее настроение к нам вернулось. Давайте начнем урок с таким хорошим настроением. - Скажите, какое сегодня число, а месяц? - К какому времени года относится этот месяц? - Давайте переведем слово зима на казахский язык (қыс) - Назовем зимние месяцы на русском и казахском языках (декабрь – желтоқсан, январь – қаңтар, февраль - ақпан) - Расскажите мне о зиме. Какая она? (морозная, снежная, долгая, холодная, красивая, веселая) - Какие зимние забавы вы знаете? (катаемся на лыжах, на санках, лепим снеговика) (слайды № 1-3) - Какой, любимый всеми нами, праздник приближается? - Как мы к нему готовимся? (наряжаем ёлку вместе с друзьями) - Сегодня у нас необычный урок, проведем мы его вместе со Снеговиком, который прибыл к нам из далекой заснеженной страны (слайд № 4). Он примчался к нам в преддверии нового года, чтобы вместе с нами наряжать елку, водить хороводы, весело встретить новый год Вы видите, что он привез нам не только новогодние подарки, но и что-то в конвертах. Давайте, посмотрим что там? ПИСЬМО СНЕГОВИКА Дорогие ребята! Я знаю, что вы меня очень любите! Думаю, что вы все прекрасно учитесь, много знаете, старательны и аккуратны. Очень рад вашим школьным успехам! Дорогие мои, чтобы весело встретить новый год, Дедушка Мороз попросил меня выполнить сложные задания! Но у меня не все получается. Я надеюсь, что вместе с вами мы справимся с ними. Прошу вас, помогите мне, пожалуйста! Снеговик. - Ну что, ребята, поможем Снеговику? И вот первое задание Снеговик приготовил для вас загадку: Дом ее на белой туче, Ей не страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, А зовут ее… (снежинка) (слайд № 5) Вот и сегодня у нас на наше занятие Снеговик привез снежинки. Они упадут в ладошки тому, кто будет активно работать на уроке, а затем мы этими снежинками украсим новогоднюю ёлку. 2. Подготовка к восприятию материала - Ребята, давайте расскажем Снеговику, чему мы учимся на логопедических занятиях? (правильно, хорошо разговаривать) - А как мы с вами должны разговаривать? (ясно, четко, внятно) Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. 3. Постановка цели и задач урока -Ребята, прослушайте скороговорку: Шишки скользкие шуршали. Шумно шлепались с сосны. Слоем снега, словно шалью, Скроет шишки до весны. Какие два звуки чаще встречается в ней? (звуки С, Ш) - Сегодня на занятии мы будем учиться правильно проговаривать звуки С и Ш в словах и словосочетаниях (слайд № 6) - Для этого нам нужно уточнить, как располагаются органы артикуляции ( губы и язык) во время произнесения звуков С и Ш(слайды № 7-8). 4. Новая тема А) Уклад органов артикуляции при произнесении звука С - давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук С. - губы растянуты в улыбке; - зубы заборчиком с небольшой щелью (1 мм); - язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами; - воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка (по желобку) - голосовой «моторчик» не работает. Характеристика звука С: ● согласный, твердый, глухой. Уклад органов артикуляции при произнесении звука Ш - давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук Ш. -губы округлены и слегка вытянуты вперед; - зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны; - язык широкий, кончик языка за верхними зубами; - воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони; - голосовой «моторчик» не работает. Характеристика звука Ш: ● согласный, твердый, глухой. Б) Развитие фонематического восприятия. В слогах: 1. Отождествление звучания звуков С, Ш со звуками природы. - На что похоже звучание звука С? («Песенка водички»), показ картинки-символа - Где находится кончик языка, когда мы произносим звук С (за нижними зубами – ладошка опускается вниз) - На что похоже звучание звука Ш? - Где находится кончик языка, когда мы произносим звук Ш (за верхними зубами – ладошка поднимается вверх) («Змейка шипит»), показ картинки-символа (слайд №9) 2. Л. опускает ладонь вниз – дети называют звук С, поднимает вверх – дети называют звук Ш. (показывает змейку – звук С, водичку – звук С) 3. А теперь, ребята, давайте поможем нашему гостю – Снеговику найти дорожку к новогодней елке. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. если услышите в слове звук Ш выкладываете символ «Змейка шипит», звук С - «Песенку водички» Игра: «Звуковая дорожку» . Л. проговаривает слова со звуками С, Ш - дети выкладывают дорожку из символов (звук с – «Песенка водички», звук Ш – «Змейка шипит»). Слова: шуба, снег, шишка, мишка, санки, салют, смех, шутка, шапка, снеговик, игрушки, веселье. - Давайте проверим! (слайд № 10) 4. Друзья снеговика – Дед Мороз и Снегурочка передали вам подарок - игрушку. А какую, мы узнаем, выполнив их задание. Логопедический тренажер «Дельфа - 142» Упражнение «Конструктор» - Какой подарок вы получили? Есть ли в названии игрушки звуки С или Ш (если есть, указать позицию звука в слове) 5. Физминутка (слайд №11) Вот и пришла пора отдохнуть. Давайте мы вместе со Снеговиком отправимся на прогулку в волшебный зимний лес. Вот пришли мы в зимний лес (ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес! (удивленно разводят руками) Справа берёзка в шубке стоит. (отводят правую руку, прослеживая движения взглядом) Слева на нас елка глядит. (отводят левую руку, прослеживая движения взглядом) В небе снежинки кружатся, На землю красиво ложатся. (вращательные движения руками над головой) Вот и звери прискакали, (прыжки) Поиграли и устали (присесть) В лесу красота и покой, (развести руки) А нам пора домой (садятся на место) 6 . Работа по карточкам. - А вот еще задание с которым не смог справиться Снеговик: (задание в конверте) А) Закончить слово, добавив слоги СА или ША Ли - …. Ма - … ка - … колба - … ко - … колё - … Б) Закончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова. Дети ели …. У пожарников железные …. кашку - каску Саше купили плюшевого… Дай собаке … миску с супом. мишка – миска На …. лежит снег. Мы видели большую … крышу – крысу У слона большие … У дедушки пушистые … уши - усы (проверить, прочитать вслух) 7 . Развитие грамматического строя, коррекция оптической дисграфии Игра «Красивые шары » - Ребята, снеговик привез нам в подарок елочные шары, чтобы украсить новогоднюю елочку, но по дороге нечаянно разбил их. Он очень расстроился. давайте поможем собрать их (дети собирают елочные шары из картона) - А теперь давайте посчитаем, сколько красивых елочных шаров привез нам Снеговик. А считать будем так: один красивый шар, два красивых шара и т.д. (четко проговаривать окончания) - Итак, Снеговик подарил нам шесть красивых шаров. 8. Игра «Подскажи словечко». - А еще наш Снеговик большой шутник, он любит сочинять стихи, но никак не может дописать их. Давайте поможем ему. Какой звук вы слышите в отгадке (показать букву или символ) Кошка на подушке, Лапкой моет … (ушки). Прицепившись к задней шине, Мишка едет на ,,, (машине) Часто к озеру напиться Ходит рыжая (лисица) Кто альбом раскрасит наш Ну, конечно, …. (карандаш) Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на … ( стуле). Уронила белка шишку, Шишка стукнула …(зайчишку) Серый волк в густом лесу, Встретил рыжую… (лису). Верещунья, белобока, И зовут ее …(сорока) - Есть ли в слове звуки С или Ш (указать позицию звука в слове) 9. Вот и последнее задание Дедушки Мороза, с которым мы должны справиться Игра: «Укрась елочки». На партах лежат две ели, нужно распределить елочные игрушки со звуками С, Ш и украсить ими елочку (картинки – шары, шишка, мишка, Чебурашка, машина, мышка, кошка; бусы, часы, санки, Снеговик, лиса, самолет, собака) 10. Итог занятия. - Наше занятие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились - Какие звуки мы учились различать и правильно проговаривать? (Звуки С, Ш) - На что похоже звучание звука С? («Песенка водички») - Где находится кончик языка, когда мы произносим звук С (за нижними зубами – ладошка опускается вниз) - На что похоже звучание звука Ш? - Где находится кончик языка, когда мы произносим звук Ш (за верхними зубами – ладошка поднимается вверх. Символ - «Змейка шипит») - А теперь, посмотрим, сколько у вас собралось снежинок (дети показывают). Молодцы! Снеговик очень рад, что вы помогли ему справиться с заданиями. Давайте украсим новогоднюю елочку снежинками и красивыми шарами, которые привез нам Снеговик! (слайд 12) Звучит новогодняя песенка, дети украшают елку. Конец урока. | |
Просмотров: 373 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|