Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО г.Семей Учитель-логопед: Рахметова Кульбану Альменовна. Тема: Автоматизация звука Ж. Цели: 1. Образовательные: закрепить четкое произношение звука Ж в слогах, словах и предложениях; развитие фонематических представлений; уточнить и закрепить знания учащихся о диких животных, об обитателях зоопарка. Закрепить знания о геометрических фигурах. Формировать умение выполнять задание по образцу, используя готовые детали. Предупреждение оптической дисграфии. 2. Коррекционные: развивать наглядно-образную память (зрительную, слуховую, тактильную) через упражнения в запоминании и воспроизведении учебного материала. Развивать целостность восприятия, различные мыслительные функции (анализ, синтез); развивать речевую, мелкую моторику. 3. Воспитательные: воспитывать интерес к миру животных, доброе отношение к животным, любовь к ним, заботу о них, воспитывать положительное отношение друг к другу, формировать положительную мотивацию к обучении. Оборудование, наглядность: презентация, логопедический тренажер «Дельфа-142,1»зеркала, картинки с изображение животных, презентация, видеоролик о зоопарке, бланки-задания, геометрические фигуры, схемы слов, разрезная азбука, сигнальные карточки. Ход занятия: 1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. - ребята, какое время года наступило? (слайды 1-2) - скажите, как будет «весна» по-казахски? (көктем) - назовите весенние месяцы на русском и казахском языке (март – наурыз, апрель – сәүір, май - мамыр) -Сейчас какой месяц? Число? - А что происходит весной? (ярко светит солнце, появляется травка, распускаются листочки…) - какое у нас настроение? (хорошее, мы улыбаемся, радуемся) (слайд 3) - Как вы думаете, надо ли поделиться своим хорошим настроением с окружающими нас людьми. - Давайте и мы улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям и с хорошим настроением начнем наше занятие. 2. Дыхательная гимнастика. - Ребята, что происходит весной с животными? (они просыпаются от зимней спячки, из далеких стран прилетают перелетные птицы, просыпаются и насекомые) - посмотрите, проснулись и насекомые (слайд 4). - Посмотрите, бабочка полетела, а жучок никак не может взлететь. Давайте поможем ему. (Дыхательная гимнастика «Жук полетел». Методические указания: щеки не надуваем, струя воздуха непрерывная). Молодцы ребята, вы помогли жуку и теперь ему будет легко летать (слайд 5- жук летит) 3. Постановка цели задач урока А) - прослушайте слова и назовите первый звук в этих словах: жук, жираф, животные (звук Ж) - с чем можно сравнить звучание звука Ж в природе (с жужжанием жука) - итак, ребята, сегодня мы будем, учиться правильно произносить звук Ж в слогах и словах, а также поговорим о животных, в названиях которых есть звук Ж, поговорим о животных живущих живут в природе и в зоопарках. - а чтобы проговаривать все правильно наш язычок должен потренироваться, сделать гимнастику. 3. Артикуляционная гимнастика (зеркала) А) Увидев солнышко (какая хорошая погода) наш Язычок тоже решил прогуляться, Он вышел на улицу, и решил полежать на солнышке: упр. «Лопаточка (язычок отдыхает)». Б) Отдохнув, он пошел качаться на качелях: упр. «Качели» Методические указания: широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. В) Но вдруг, набежали тучки, и пошел теплый весенний дождик, увидел Язычок грибок и спрятался под него: упр. «Грибок» Методические указания: прижать широкий язычок всей плоскостью к небу, и не опуская языка, раскрывать и закрывать рот в таком положении (язык напоминает шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Г) сидит Язычок под грибочком и кушает вкусное варенье упр. «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения язык сверху вниз. Хорошо прогулялся наш язычок, вернулся домой в хорошем настроении и теперь он готов к работе. 5. Разбор артикуляции и характеристика звука Ж А) уточнение артикуляции звука Ж: - посмотрите в зеркало и произнесите звук Ж. (прослушать каждого ребенка) - в каком положении находятся органы артикуляции при произнесении звука Ж; - губы округлены и слегка вытянуты вперед; - зубы сближены, но не соприкасаются; - передняя часть спинки языка широкая, поднята к «бугоркам»; - голосовой «моторчик» работает; - струя воздуха обильная, теплая. - дайте характеристику звука Ж (согласный, звонкий, твердый) (слайд7 – уклад органов) 6. Развитие фонематического восприятия: А) Игра «Будь внимателен!» (хлопнуть в ладоши, услышав звук Ж в ряду других звуков). - Хорошо, справились с заданием. Теперь, поработаем с картинками и обратимся к логопедическому тренажеру. Какое же у нас будет задание? Б) Логопедический тренажер «Жельфа-142» Задание - «Картинки» (какая картинка начинается с той же буквы) - и с этим заданием вы справились успешно! В) поднять сигнальные карточки с изображением жука услышав звук Ж в ряду слов ( слон, лев, жираф, жаба, лиса, ужи, заяц, ежик, волк, кабан, олень, моржи, белка, жук, зебра…) - о ком мы сейчас говорили (о животных) 7. Обогащение словаря по теме «Дикие животные» А) Ребята, а где в природе живут животные? (в лесу, в горах, в степи и т.д.) - назовите животных, которые обитают в природе - а в городе, где можно увидеть диких (редких) животных? (в зоопарке). Что означает слово «зоопарк» - парк для животных - правильно, и в нашем городе есть небольшой зоопарк – биологический центр, который вы посещали. - Как выглядят животные в зоопарке (спокойно, ухоженные, довольные) - Чтобы животные чувствовали себя хорошо, были спокойно, как нужно вести себя в зоопарке Б) Правила поведения в зоопарке (слайд – правила поведения в зоопарке) НЕ кормите животных; НЕ дразните животных; НЕ пугайте животных; НЕ заходите за ограждение; НЕ просовывайте руки в клетки; Соблюдайте тишину и чистоту В) Видеопрогулка Давайте сходим на видеопрогулку в мир животных, и посетим зоопарк, будьте внимательны, запомните животных, с которыми вы встретитесь (видеоролик) - Итак, мы просмотрели фильм, о жизни животных в зоопарке, скажите, каких животных мы с вами увидели? - В названиях каких животных есть звук Ж. (жираф, ежи, моржи) 8. Физминутка Сходили мы на прогулку, немного устали, давайте отдохнем По зоопарку мы гуляем (маршируют на месте) И медведя там встречаем (раскачивание туловища) Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса (дети всматриваются вдаль, держат ладони над бровями, повороты) Мы лисичку обхитрим На носочках побежим (бег на месте на носочках) Подражаем мы зайчишке Непоседе-шалунишке (ладони на головы, прыжки на месте) Но закончилась игра Заниматься нам пора (вернуться на место) 9. Фонематические представления А) - Пока мы отдыхали, к нам приехала машина с животными из зоопарка (сигнал, слайд с животными на машине) - Посмотрите, здесь лежит письмо, давайте его прочитаем. «Здравствуйте, ребята! В нашем зоопарке, случилась беда: сильным ветром были сломаны дома для зверей. Наши строители заболели и не могут нам помочь. Может быть, вы сможете? Помогите, пожалуйста! С уважением, директор зоопарка» - Для кого мы будем строить дома? (дети называют животных, Л. дает детям животное для постройки жилища) - на столе у нас лежат разные геометрические фигуры (назвать фигуры и цвет), давайте из них соберем домика для пострадавших животных - Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и теперь у наших животных есть свои жилища. (спросить у детей, для какого животного был построен домик, почему ты решил что здесь живет жираф? н-р: я построил дом для жирафа) Б) фонематический анализ -А теперь, давайте подпишем, для кого мы построили домик жаба, жираф, ёжик, морж ( раздать буквы из разрезной азбуки) - давайте соберем слова-названия животных из букв разрезной азбуки - сколько букв в слове жаба? - мы знаем, звуки в словах могут находиться в начале, в середине и в конце слова, назовите позицию звука Ж в слове. В) выбрать подходящую схему к выложенному слову (дать каждому по 3 схемы, ребенок выбирает нужную схему и выкладывает под словом) Животные – жираф, жаба, моржи, ежи - Молодцы, ребята, помогли животным, и теперь они могут возвращаться к себе домой, в зоопарк. - А мы продолжаем работать со звуком и буквой Ж 10. Развитие мелкой моторики, предупреждение оптический дисграфии А) посмотрите на букву Ж, она похожа на жука. Сложите из палочек букву Ж или сложить разрезанную букву. (спросить, какого цвета палочки) 11. Подведение итогов занятия. - какой звук мы учились произносить? - названиях каких животных встречается звук Ж? - уточнить артикуляцию звука Ж. - наш Жучок доволен. Давайте вместе сним споем песенку жука: Жу-жу, жу-жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу- Зная твердо букву эту Я жужжу весной и летом! | |
Просмотров: 335 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|