Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Методика подготовки заданий по истории, курсу "ЧОП" При составлении заданий по истории, курсу "ЧОП" основная трудность заключается в том, чтобы задания были не только сложными, но и интересными, носили творческий характер и были одновременно поучительными. Задания могут быть следующих видов: а) альтернативные задания, предполагающие выбор ответа из нескольких взаимоисключающих вариантов (тестовые задания); б) задания с множественным выбором (т.е. среди предложенных вариантов есть несколько правильных ответов); в) задания на соотнесение правовых понятий и их признаков; г) задания на систематизацию особенностей различных процессов и явлений; д) задания на конкретизацию представлений учащихся о правовых понятиях; е) терминологические диктанты, направленные на проверку степени овладения учащимися правовой лексикой. ж) юридические задачи. Однако из предложенных вариантов заданий сложнее всего всё-таки подобрать необходимый тестовый материал, составить грамотно юридические задачи. Тестовые задания готовятся сегодня в школах по разным инструкциям и методикам. Анализ специальной литературы утверждает, что предлагаемые в методических пособиях и периодических изданиях тестовые задания не создают целостного представления об основных требованиях к их составлению и применению. Наиболее правильной является методика, разработанная В.С.Аванесовым; высказанные им идеи вполне подтвердились на практике. Первоначально учитель использует при составлении тестовых заданий готовые образцы; затем он перерабатывает тестовые задания из различных публикаций в соответствии с разработанной методикой; наконец, он самостоятельно создаёт систему тестовых заданий по своему предмету. При конструировании тестовых заданий нужно исходить из понимания педагогического теста как системы заданий возрастающей трудности, позволяющих оценить структуру и измерить уровень знаний по определённой дисциплине. Такое определение понятия педагогический тест обязывает, прежде всего, разобраться в особенностях форм тестовых заданий, а именно, закрытой формы, открытой формы, тестов на определения соответствия, на установления последовательности и т.д. Основные методические требования к конструированию закрытых тестовых заданий (с выбором ответа из числа предложенных) - включать в заранее правдоподобные, равно привлекательные варианты ответа. В.А. Аванесов рекомендует не использовать в задании вопросы, а формулировать их в виде утверждения. Элементы закрытых тестовых заданий: 1) конструкция (обвести кружком номер правильного ответа, нажать клавишу с номером правильного ответа, если применяется компьютер); 2) задание; 3) варианты ответов; 4) оценка (за правильный вариант ответ - 1 балл, за неправильный - 0 баллов). Вариативность тестовых заданий тестовой формы достигается за счет различных принципов их составления. Сформулируем ряд рекомендаций. Принцип альтернативности (да – нет, вправо – влево, имеет – не имеет и т.п.) Принцип классификации предполагает, что ответы даны по одному признаку, основанию. Принцип дополнения первого ответа вторым, второго - третьим и т.д. Принцип цепочки позволяет построить задание так, что второе слово первого ответа становится первым словом второго ответа, второе слово второго ответа – первым словом третьего ответа и т.д. Принцип построения задания вокруг ядра (предлагается ядро – правильный ответ – и возможные варианты). Принцип сочетания (для выбора предлагается три ответа, причём третий ответ объединяет первый и второй). Принцип двойной альтернативы предполагает, что сравниваются два признака и даются все варианты их сочетания. При использовании открытой формы тестовых заданий ученикам не предлагается готового ответа. Ребята самостоятельно формулируют краткие и однозначные ответы. Элементы открытых тестовых заданий те же, что и у заданий закрытых. Инструкция начинается со слова дополнить. Тестовое задание на определение соответствия состоит из следующих элементов: - инструкция; - задание, предлагающее установить соответствие между единицами в правом и левом столбиках, причём справа вариантов даётся больше, чем слева; - ответы. Тестовое задание на установление правильной последовательности состоит из следующих элементов: - инструкция; - название задания; - задание; - ответы. Цель такого задания установит правильную хронологическую последовательность каких-либо событий, действий, логическую последовательность явлений. При разработке тестов необходимо помнить два правила: 1) вопросы должны быть полными; 2) вопросы не должны дублировать друг друга. Уровень задания должен отличаться, но так, чтобы часть их могли решить все ученики, а одно-два – лишь самые сильные. Другим видом задания являются задачи. Решение задач должно занимать немного места, а их реализация – требовать длительного времени. Задачи должны иметь практическую направленность. Юридические задачи обладают определённой спецификой: Во-первых, в основе юридической задачи лежит конкретная жизненная ситуация – есть действующие лица, вступающие в правоотношения. В связи с этим всегда возникает вопрос о характере изложения ситуации, степени детализации, чёткости характеристик и акцентов с учётом возрастных особенностей учащихся и воспитательных целей преподавания. Во-вторых, решение юридических задач требуют применение ранее полученных правовых знаний. Задачи в зависимости от вида мыслительной деятельности можно разделить на несколько групп: 1) Задачи, вопросы которых носят риторический характер. Цель таких задач: мобилизация внимания учащихся, выявление степени ориентировки в рассматриваемой жизненной ситуации, выявлении личностной позиции. 2) Задачи, рассчитанные на правильное оперирование учащимися юридическими терминами и понятиями. 3) Задачи, требующие применение юридических знаний о конкретных нормах прав, разрешающих, требующих, запрещающих, для оценки явления, действующих лиц, их поступков с точки зрения закона. 4) Задачи, аналогичные третьей группе, но дополненные заданием дать и нравственную оценку факту, поступку, действующему лицу. 5) Задачи и задания, требующие от учащихся применение знаний о конкретных правовых нормах для выработки правомерного способа действия и обоснования его. 6) Задания сравнительно-обобщающего характера, когда на основе анализа рядя юридических ситуаций, фактов и их сравнения учащиеся делают выводы обобщающего характера. Задачи позволяют повысить интерес учащихся к изучению вопроса права, расширить кругозор учащихся по юридическим вопросам, развивать умения применять правовые знания для анализа и объяснения конкретных жизненных ситуаций. Стиль изложения задания должен содержать элемент занимательности – элемент «сказочности» сделает задачу запоминающейся и привлечёт к ней внимание учащихся. Пакет заданий обязательно должен включать задачу, с которой справится даже самый слабый ученик, и трудную задачу для сильных учеников. Нужно всегда помнить о том, что задачи - это особый мир, в каждой из них есть своя изюминка, которая является ключом к решению. В этом смысле тот, кто решает задачу, подобен сыщику, распутывающему сложное дело. Все улики налицо, но часть из них – ложные, а часть может привести к решению. Таким образом, изложенные выше рекомендации по подготовки заданий помогут учителям составить правильные тестовые задания, превратить любую жизненную ситуацию в юридическую задачу. | |
Просмотров: 325 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|