Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Методика подготовки заданий по истории, курсу "Челокек.Общество.Право"
Методика подготовки заданий по истории, курсу "ЧОП"

При составлении заданий по истории, курсу "ЧОП" основная трудность заключается в том, чтобы задания были не только сложными, но и интересными, носили творческий характер и были одновременно поучительными.
Задания могут быть следующих видов:
а) альтернативные задания, предполагающие выбор ответа из нескольких взаимоисключающих вариантов (тестовые задания);
б) задания с множественным выбором (т.е. среди предложенных вариантов есть несколько правильных ответов);
в) задания на соотнесение правовых понятий и их признаков;
г) задания на систематизацию особенностей различных процессов и явлений;
д) задания на конкретизацию представлений учащихся о правовых понятиях;
е) терминологические диктанты, направленные на проверку степени овладения учащимися правовой лексикой.
ж) юридические задачи.
Однако из предложенных вариантов заданий сложнее всего всё-таки подобрать необходимый тестовый материал, составить грамотно юридические задачи.
Тестовые задания готовятся сегодня в школах по разным инструкциям и методикам. Анализ специальной литературы утверждает, что предлагаемые в методических пособиях и периодических изданиях тестовые задания не создают целостного представления об основных требованиях к их составлению и применению.
Наиболее правильной является методика, разработанная В.С.Аванесовым; высказанные им идеи вполне подтвердились на практике. Первоначально учитель использует при составлении тестовых заданий готовые образцы; затем он перерабатывает тестовые задания из различных публикаций в соответствии с разработанной методикой; наконец, он самостоятельно создаёт систему тестовых заданий по своему предмету.
При конструировании тестовых заданий нужно исходить из понимания педагогического теста как системы заданий возрастающей трудности, позволяющих оценить структуру и измерить уровень знаний по определённой дисциплине.
Такое определение понятия педагогический тест обязывает, прежде всего, разобраться в особенностях форм тестовых заданий, а именно, закрытой формы, открытой формы, тестов на определения соответствия, на установления последовательности и т.д.
Основные методические требования к конструированию закрытых тестовых заданий (с выбором ответа из числа предложенных) - включать в заранее правдоподобные, равно привлекательные варианты ответа. В.А. Аванесов рекомендует не использовать в задании вопросы, а формулировать их в виде утверждения.
Элементы закрытых тестовых заданий:
1) конструкция (обвести кружком номер правильного ответа, нажать клавишу с номером правильного ответа, если применяется компьютер);
2) задание;
3) варианты ответов;
4) оценка (за правильный вариант ответ - 1 балл, за неправильный - 0 баллов).
Вариативность тестовых заданий тестовой формы достигается за счет различных принципов их составления. Сформулируем ряд рекомендаций.
Принцип альтернативности (да – нет, вправо – влево, имеет – не имеет и т.п.)
Принцип классификации предполагает, что ответы даны по одному признаку, основанию.
Принцип дополнения первого ответа вторым, второго - третьим и т.д.
Принцип цепочки позволяет построить задание так, что второе слово первого ответа становится первым словом второго ответа, второе слово второго ответа – первым словом третьего ответа и т.д.
Принцип построения задания вокруг ядра (предлагается ядро – правильный ответ – и возможные варианты).
Принцип сочетания (для выбора предлагается три ответа, причём третий ответ объединяет первый и второй).
Принцип двойной альтернативы предполагает, что сравниваются два признака и даются все варианты их сочетания.
При использовании открытой формы тестовых заданий ученикам не предлагается готового ответа. Ребята самостоятельно формулируют краткие и однозначные ответы. Элементы открытых тестовых заданий те же, что и у заданий закрытых. Инструкция начинается со слова дополнить.
Тестовое задание на определение соответствия состоит из следующих элементов:
- инструкция;
- задание, предлагающее установить соответствие между единицами в правом и левом столбиках, причём справа вариантов даётся больше, чем слева;
- ответы.
Тестовое задание на установление правильной последовательности состоит из следующих элементов:
- инструкция;
- название задания;
- задание;
- ответы.
Цель такого задания установит правильную хронологическую последовательность каких-либо событий, действий, логическую последовательность явлений.
При разработке тестов необходимо помнить два правила:
1) вопросы должны быть полными;
2) вопросы не должны дублировать друг друга.
Уровень задания должен отличаться, но так, чтобы часть их могли решить все ученики, а одно-два – лишь самые сильные.
Другим видом задания являются задачи. Решение задач должно занимать немного места, а их реализация – требовать длительного времени.
Задачи должны иметь практическую направленность.
Юридические задачи обладают определённой спецификой:
Во-первых, в основе юридической задачи лежит конкретная жизненная ситуация – есть действующие лица, вступающие в правоотношения. В связи с этим всегда возникает вопрос о характере изложения ситуации, степени детализации, чёткости характеристик и акцентов с учётом возрастных особенностей учащихся и воспитательных целей преподавания.
Во-вторых, решение юридических задач требуют применение ранее полученных правовых знаний.
Задачи в зависимости от вида мыслительной деятельности можно разделить на несколько групп:
1) Задачи, вопросы которых носят риторический характер. Цель таких задач: мобилизация внимания учащихся, выявление степени ориентировки в рассматриваемой жизненной ситуации, выявлении личностной позиции.
2) Задачи, рассчитанные на правильное оперирование учащимися юридическими терминами и понятиями.
3) Задачи, требующие применение юридических знаний о конкретных нормах прав, разрешающих, требующих, запрещающих, для оценки явления, действующих лиц, их поступков с точки зрения закона.
4) Задачи, аналогичные третьей группе, но дополненные заданием дать и нравственную оценку факту, поступку, действующему лицу.
5) Задачи и задания, требующие от учащихся применение знаний о конкретных правовых нормах для выработки правомерного способа действия и обоснования его.
6) Задания сравнительно-обобщающего характера, когда на основе анализа рядя юридических ситуаций, фактов и их сравнения учащиеся делают выводы обобщающего характера.
Задачи позволяют повысить интерес учащихся к изучению вопроса права, расширить кругозор учащихся по юридическим вопросам, развивать умения применять правовые знания для анализа и объяснения конкретных жизненных ситуаций.
Стиль изложения задания должен содержать элемент занимательности – элемент «сказочности» сделает задачу запоминающейся и привлечёт к ней внимание учащихся. Пакет заданий обязательно должен включать задачу, с которой справится даже самый слабый ученик, и трудную задачу для сильных учеников.
Нужно всегда помнить о том, что задачи - это особый мир, в каждой из них есть своя изюминка, которая является ключом к решению. В этом смысле тот, кто решает задачу, подобен сыщику, распутывающему сложное дело. Все улики налицо, но часть из них – ложные, а часть может привести к решению.
Таким образом, изложенные выше рекомендации по подготовки заданий помогут учителям составить правильные тестовые задания, превратить любую жизненную ситуацию в юридическую задачу.
Категория: Опыт | Добавил: gnik_boi (2019-04-05) | Автор: Галина E
Просмотров: 325 | Теги: История, курс ЧОП | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru