Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Руководитель: Лессер Светлана План деятельности школьной команды развития по реализации подхода «LESSON STUDY» в школьной практике, внедрения идеи и стратегии семи модулей Казахстанско-Кембриджской Программы в процесс обучения и преподавания педагогов Проведение исследования в действии на базе КГУ «Средняя школа №4 г.Тайынша» Предмет: биология Проведение исследования в действии на первом этапе предполагает определение проблемы в классе, которая нас волнует, и которую мы хотели бы изменить. Первый этап начинается с постановки вопросов о том, что происходит в классе. Проблема в 8 «Б» классе: Одна из основных проблем в преподавании биологии – это развитие навыков критического мышления через использование форм, методов, приемов, диалога на уроке. Мы решили приступить к проекту экспериментального исследования, чтобы внедрить в процесс обучения эффективные формы, методы и приемы для развития навыков критического мышления на практике, для развития учебных достижений учащихся. Конечная цель - отработать навыки: наблюдение, объяснение, анализ, синтез, оценка, интерпретация, метапознание, в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Исследование было организованно в виде стандартного многоэтапного экспериментального исследовательского проекта: планируем – действуем – наблюдаем - анализируем. Основные методы сбора данных 1. Наблюдения. 2. Обратная связь. 3. Фото, видео. 4. Карта наблюдений за учениками А, Б, С. 5. Общий инструмент наблюдений за уроком. 6. Рефлексия учащихся, учителя, наблюдателей. 7. Анкетирование. Состав исследовательской группы: 1. Руководитель - наблюдатель за процессом обучения и преподавания. 2. учитель 3 уровня, проводит серию последовательных уроков. 3. учитель 1 уровня - наблюдатель за процессом обучения и преподавания. 4. наблюдатель за учеником А. 5. наблюдатель за учеником В. 6. наблюдатель за учеником С. 7. учитель 2 уровня, наблюдатель за процессом обучения и преподавания. 8. учитель 3 уровня, наблюдатель за процессом обучения и преподавания. 9. зам.дирктора по УР, наблюдатель за процессом обучения и преподавания. Научное обоснование Мы решили провести Lesson Study, начав с определения потребностей в педагогической практике. Поставили цель: Иметь практическое представление о подходе Lesson Study и проектировании урока по технологии развития критического мышления. Для достижения цели на первом этапе были запланированы: коучинги: «Развитие технологии критического мышления», «Lesson Study», заседания группы «Lesson Study» и цикл уроков в рамках Lesson Study. В ходе коучинга - педагоги будут информированы о целях, этапах, приоритетах проведения подхода Lesson Study, определят основные этапы урока и стратегии обучения в соответствии с технологией развития критического мышления для проведения уроков Lesson Study. Тема для исследования: Педагогические условия формирования приёмов мыслительной деятельности обучающихся через использование технологии критического мышления, диалогового обучения. Проблема для исследования: Снижение мотивации учащихся. Предмет: биология Исследуемый класс: 8 «Б» Возраст: 13-14 лет Общая цель команды учителей урока исследования (Lesson Study): совершенствование методики преподавания и обучения, повышения уровня знаний учащихся. Цель для учителей: совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся. Цель для учеников: организовать активное обучение ученика (А, В, С), способы работы в классе, а именно индивидуально, парной и групповой, с применением приемов критического мышления, новых подходов – диалоговое обучение для развития учебных достижений учащихся. Ожидаемые результаты: учителя: - рост профессионального мастерства учителей, повышение эффективности урока через вовлеченность их в исследовательскую деятельность - совершенствование школьной практики - члены команды смогут обсудить и выработать модель схемы планирования, наблюдения и обсуждения уроков исследования, акцентируя внимание -на преодоление барьеров и трудностей в обучении исследуемых учеников А, В и С; - привлечение учащихся к работе по активизации учебной деятельности - создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности. ученики: -выполнят все задания своего уровней. -проявят активность, креативность на этапе «решение нестандартных заданий»(приемы технологии критического мышления. - применение групповой работы обучения станет базовым инструментом для создания комфортной среды и позитивного настроения учащихся, в перспективе - повышение качества обучения и образования. План проведения Lesson Study по биологии на базе КГУ «Средняя школа №4 г.Тайынша» № Мероприятие Цель Дата проведения, время Кабинет, ответственный 1. Коучинг «Технология развития критического мышления как средство реализации подхода ПРШ». Иметь представление о проектировании урока по технологии развития критического мышления 2. Коучинг «Lesson Study» Иметь практическое представление о подходе Lesson Study, его преимуществах и процеесе реализации. 3. Заседание №1 Группы «Lesson Study» Определение группы Lesson Study, разработка правил. Определение необходимых преобразований-усовершенствований. Распределение ролей. Запланировать начальный этап работы(предварительное посещение уроков в выбранном классе и др.) 4. Заседание №2 Планирование Lesson Study №1 по биологии «Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга» (8 «Б» класс) Разработка и обсуждение плана урока по технологии развития критического мышления. 5. Проведение Lesson Study №1 по биологии Тема: «Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга» (8 «Б» класс) Наблюдение за исследуемыми учениками и классом в ходе урока, выявление уровня умения критически мыслить, анализировать, делать выводы. 6. Анализ Lesson Study №1 и планирование Lesson Study №2 по теме: «Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий» (8 «Б» класс) Разработка и обсуждение плана урока по технологии развития критического мышления с корректировками. Выявление путей совершенствования навыков планирование Lesson Study №2. 7. Проведение Lesson Study №2 по теме: «Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий» (8 «Б» класс) Наблюдение за исследуемыми учениками и классом в ходе урока, выявление влияния стратегий, приемов критического мышление на учебные достижения учащихся на уроке. 8. Анализ Lesson Study №2 и планирование Lesson Study №3 по теме «Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции» (8 «Б» класс) Разработка и обсуждение плана урока по технологии развития критического мышления с корректировками. Выявление путей совершенствования навыков планирование Lesson Study 9. Проведение Lesson Study №3 по теме: «Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции» (8 «Б» класс) Наблюдение за исследуемыми учениками и классом в ходе урока, выявление влияния стратегий, приемов критического мышление на учебные достижения учащихся на уроке. 10. Анализ Lesson Study №3 по теме: «Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции» (8 «Б» класс) Обсуждение плана урока по технологии развития критического мышления с корректировками. Выявление путей совершенствования навыков планирование Lesson Study. 11. Итоговая рефлексия. Разработка рекомендаций по преподаванию и обучению на уроках биологии Выявление эффективности использованных методов на каждом этапе урока. Разработка рекомендаций. Выводы: -Необходимо систематически учитывать потребности каждого ученика. -Прежде чем приступить к реализации Lesson Study (проведению серии уроков) группа педагогов, которые заниматься этим процессом, должна знать социально-психологический портрет класса и характеристики наблюдаемых учеников А, В, С. - Ученик уровня А остался в лидерах – на своем уровне. Системно наблюдались лидерские качества, систематическая подготовка домашнего задания (выполнены все уровни заданий). Прослеживалась вся цепочка наблюдения «понимание-синтез-анализ-вывод-применение». Ученица проявляет инициативу, берет на себя основной груз ответственности, выступает в роли спикера. - Ученик уровня В остался на своем уровне, но стал продвигаться ближе к уровню А. Особенности характера ученицы уровня В (не проявляет лидерской инициативы, выполняет все задания только в соответствии с инструкциями учителя) не дает возможности для дальнейшего развития. Но используя групповую работу на уроках, новые приемы технологии критического мышления, дифференцированные задания – мы наблюдали проявление активности ученицы. Это можно было увидеть в том, что на втором уроке Lesson Study ученица В проявила инициативу (чего раньше практически не наблюдалось), взяла на себя лидерскую ответственность за всю группу и даже выступила в роли спикера. Всегда готова к уроку. На 3 уроке получила оценку «5» за лаб.работу. - Ученик уровня С остался на своем уровне, но проявлял свою активность на уроке, при выполнении заданий по новым темам. Особый интерес проявлял к задачам, где нужно было применить критическое мышление и объяснить нестандартные ситуации. Если на первом уроке он выбирал позицию «списать у соседа», то на 3 уроке он уже самостоятельно сделал лабораторную работу. Рекомендации: Для учащихся уровня А: 1) Организовать тьютерство (оказание помощи «сильных» учеников «слабым» (контролируют учитель биологии и классные руководители). 2) Открыть на базе кабинета биологии исследовательскую школьную лабораторию по изучению темы «Как влияют погодные условия на самочувствие учащихся 8 «Б» класса? Для учащихся уровня В: Организовать психологическую поддержку (консультации с психологом школы), с целью – развития лидерских качеств учащихся. Для учащихся уровня С: 1) На базе кабинета биологии организовать «Живой уголок», основной целью которого будет – наблюдение за тем, как изменяется реакция животных на окружающую среду? 2) Учеников уровня С - организовать дополнительные занятия в день прохождения новой темы. Общие: - Обобщить опыт работы по проведению Lesson Study на педагогическом совете. - Использовать на уроке нестандартные практические задания по развитию навыков критического мышления. - Выработать основные критерии оценивания. -Систематически внедрять в практику формативное оценивание для повышения мотивации учащихся к предмету. - Использовать на уроке разные виды бесед. | |
Просмотров: 586 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|