Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Персонализированное обучение, как результат дифференциации Вопрос исследования: Как дифференциация влияет на саморегуляцию учащихся в процессе Lesson study? Лессер Светлана Казимировна, учитель истории КГУ «Средняя школа №4 г.Тайынша» Ключевые слова: персонализированное образование, дифференциация, саморегуляция, Lesson study, индивидуальное обучение, интеллект, анализ, рекомендации, выводы, результат. Аннотация: Вопрос исследования, который был нами изучен - как дифференциация влияет на саморегуляцию учащихся в процессе Lesson study? Данная работа основана, как на теоретическом, так и на практическом изучении данного вопроса. Персонализация сегодня – это ключевой тренд современного обучения. Ученика необходимо научить не только фундаментальным знаниям, но и научить его учиться, донести необходимость обучения в течение всей жизни. Lesson study, который был проведен нами, был ориентирован на персональный подход к каждому ученику и дифференциацию. Введение Персонализированное образование – это индивидуально подобранные программы образования, которые являются наиболее приемлемы для обучаемого, что делает учебу легкой и интересной. А это, в свою очередь дает отличные результаты личностного роста в обучении. Большинство исследователей признает, что переход к информационному обществу сопровождается серьезными изменениями, касающимися личности. В конечном счете, процесс становления личности – интимный процесс, все остальное может лишь создавать условия для формирования такой личности. И образование должно ставить перед собой именно такую цель. Для сферы образования сегодня реальной выступает не только проблема выдвижения и «внедрения» новой идеологии, сколько проблема изменения человеческого существования. Сегодня мир опутан невидимой информационной сетью. У людей вошло в привычку обращаться к сети не только с целью осуществления покупок или получения свежих новостей, но и к счастью, приобрести те или иные знания. Билл Гейтс называет это переходом к «веб-стилю жизни». Очевидно, что образовательный процесс не может не учитывать эти реали, совершенствовать педагогические технологии, переосмысливать образовательные парадигмы. Информатизация социальных и образовательных коммуникаций ломает незыблимые «правила игры». Видные аналитики и футурологи З. Бауман, Ф. Фукуяма, И.В. Бестужев-Лада отмечают, что сегодняшний процесс обучения становится все более деперсонализированным. То есть процессом, в котором соверешенно неясно кто выступает в качестве учителя, и кто действует как ученик, кому принадлежит знание, предназначенное для передачи, кто становится его реципиентом, а кто решает, какие знания подлежат распространению и усвоению. Как бы не развивались информационные технологии, компьютер не может заменить реального педагога. Ибо задача первого – сообщать знания, информацию. А учитель учит их извлекать. Персонализация сегодня – это ключевой тренд современного обучения. Ученика необходимо научить не только фундаментальным акакдемическим знаниям, но и научить его учиться, донести необходимость обучения в течение всей жизни. Искусственный интеллект – мощный инструмент современного и будущего образования. Хочется выделить теоретиков и практиков образовательного процесса, которые основательно занимались проблемами дифференцированного обучения. Теории: Л.С. Выготский – теория деятельности; Ю.К. Бабанский – теория целостного процесса личности; А.В. и В.А. Петровские – теория персонализации личности. В.Г. Богин – теория рефлексивной деятельности. Актуальность: современное образование должно быть ориентированно на развитие и самоопределение личности. Научная новизна: Живое общение – станет самым дорогим инструментом образовательного процесса. Цель исследования: определить условия развития умений самообразовательной деятельности учащихся в контексте персонализированного обучения. Краткосрочные результаты: • Положительная динамика качества обучения. • Активная вовлеченность в образовательную деятельность. • Осознанный выбор оптимальных форм и методов обучения. • Умение работать в группе и индивидуально. Долгосрочные результаты: • Развитие умений ставить цели и выстраивать собственную траекторию их достижения. • Развитие адекватной самооценки. • Умение делать осознанный профессиональный выбор. • Развитие самоидентификации. • Развитие гражданственности. • Понимание образования как ценности жизни. • Развитие творческого начала и креативности. • Сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. • Осознание семейных ценностей. Задачи: создание условий для индивидуальной самореализации учащихся в переходе к продуктивному обучению; Предмет исследования: процесс развития у учащихся умений самообразовательной деятельности в условиях персонализированного обучения. Гипотеза: персонализированное обучение будет являтся фактором развития умений самообразовательной деятельности выпускников, если будут созданы условия для формирования мотивации к самообразованию. Ориентирование на принятие себя в роли лидера и направленность на творческую рефлексию. Целью проведения Lesson study в нашей школе - стало развитие у учителей навыков наблюдения и совместного планирования уроков. Исследование урока было проведено в 8 классе. С использованием данного подхода было проведено 4 урока в одном и том же классе 8 «В»: биология, английский язык, история Казахстана, информатика. Главной целью каждого учителя-практика было повышение учебной мотивации учащихся с помощью дифференцированного подхода. Методы Методы дифференциации, которые использовались нами при проведении Lesson study: - работа малыми группами; - разделение учащихся на обычных, талантливых и проблемных (три уровня сложности). При проведении Lesson study нами были определены - Этапы работы в процессе реализации Lesson study: 1. Теретическое осмысление темы 2. Проведение Lesson study (педагогический процесс); 3. Анализ, систематизация, обобщение исследования, выводы, рекомендации). Lesson Study включал в себя 3 цикла и состоял из следующих этапов: - Ученик уровня А - остался в лидерах – на своем уровне. Наблюдались лидерские качества, систематическая подготовка домашнего задания (выполнены все уровни заданий). Прослеживалась вся цепочка наблюдения «понимание-синтез-анализ-вывод-применение». Но в силу своего темперамента не всегда проявляет инициативу, трудно дается работа в команде, так как берет на себя основной груз ответственности, выступает в роли спикера. - Ученик уровня В - остался на своем уровне. Особенности характера ученика уровня В (не проявляет лидерской инициативы, выполняет все задания только в соответствии с инструкциями учителя) не дает возможности для дальнейшего развития. Но используя групповую работу на уроках, новые приемы технологии критического мышления, дифференцированные задания – мы наблюдали проявление активности. - Ученик уровня С - остался на своем уровне, но проявлял свою активность на уроке, при выполнении заданий по новым темам. Особый интерес проявлял к задачам, где нужно было применить критическое мышление и объяснить нестандартные ситуации. Предпочитает работать в паре. Рекомендации: Для учащихся уровня А: - Организовать тьютерство; - Учителям-предметникам создать базу заданий, требующих нестандартных решений. Для учащихся уровня В: - Организовать психологическую поддержку (консультации с психологом школы), с целью – развития лидерских качеств учащихся. Для учащихся уровня С: - Предусмотреть разно уровневые задания для работы, обеспечить индивидуальный подход в обучении для каждого учащегося; - Учеников уровня С организовать дополнительные занятия в день прохождения новой темы. Результаты Общие рекомендации: - Обобщить опыт работы по проведению Lesson Study на педагогическом совете. - Использовать на уроке нестандартные практические задания по развитию навыков критического мышления. - Выработать основные критерии оценивания. - Систематически внедрять в практику дифференцированные задания для повышения мотивации учащихся к предмету. - Использовать на уроке разные виды бесед, уделяя внимание диалогическому обучению. Парная работа Индивидуальная работа Групповая работа Разные формы работы на уроках Выводы: - Необходимо систематически учитывать потребности каждого ученика, то есть ориентироваться на персонализированный подход. - Прежде чем приступить к реализации Lesson Study (проведению серии уроков) группа педагогов, которые заниматься этим процессом, должна хорошо знать социально-психологический портрет класса и характеристики наблюдаемых учеников А, В, С. - Дифференцированные задания разрабатывать с учетом индивидуальных особенностей учащегося, персонально. Задания должны быть ориентированы на развитие функциональной грамотности. Заключение Персонализированное образование дает возможность индивидуально подобрать программы образования, разработать индивидуальные задания, которые являются наиболее приемлемыми для обучаемого, что делает учебу легкой и интересной. А это, в свою очередь дает отличные результаты личностного роста в обучении. Lesson Study дает хорошую возможность реализовать данный подход, так как он помогает педагогам корректировать методы и приемы в обучении. Ученики получают дифференцированные задания, которые дают возможность к саморазвитию. Таким образом, мы определили условия развития умений самообразовательной деятельности учащихся в контексте персонализированного обучения. | |
Просмотров: 374 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|