Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

зачетные формы организации контроля знаний учащихся
ЗАЧЁТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
(из опыта работы учителя Новонежинской средней щколы имени Б.Кенжетаева
Мурзакуловой Мадины Ануаргалиевны.).

Важным звеном процесса обучения русскому языку является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля, его содержанию.В последние годы стремление учителя повысить результат итогового тестирования по окончании одиннадцати классов приводит к контролю знаний у учащихся в основном методом тестирования. Здесь есть свои плюсы: контроль уровня усвоения большого объёма материала за сравнительно короткое время, быстрота проверки и т.д. Но есть и минусы: учащиеся, начиная с начальной школы, теряют в развитии связной речи, в умении рассуждать, сравнивать, выделять главное в изучаемом материале..
В целях более полно реализовать цели и задачи школьного образования, повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями я решила использовать в практике своей работы зачетные формы организации контроля знаний учащихся. Проведение различных типов зачётных уроков помогает не только поддерживать в ученике интерес к предмету, но и побуждать его к действию, раскрывая тем самым потенциальные возможности каждого.
Хочу привести несколько примеров проведения зачётов.
Для учащихся шестого класса предлагаю опыт прведения зачёта по теме «Имя числительное» в форме заочной экскурсии по Аулиекольскому району – дидактической игры. Эта игра на уроке –зачёте используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся. Оборудование: карта Костанайской области,портреты казахстанцев-героев Великой Отечественной войны.
Для проведения данного урока желательно использовать возможности мультимедийного кабинета.Положительным является не только то, что повторяемая часть речи анализируется комплексно, но и то, что основу урока составляют учебные тексты, позволяющие сочетать задачи зачёта с задачами развития устной и письменной речи учащихся, с задачами воспитания.
В течение урока дети ведут записи в «Путевом листе».
На этапе оргмомента учитель разъясняет, что такое заочная экскурсия и как заполнять «Путевой лист».
Следующий этап – фронтальный опрос (повторение).
На мультимедийной доске текст №1.
Местность на озере Аулиеколь еще в 1988 году была намечена бывшим уездным начальником Сипайловым для устройства оседлого населения.Затем эти места облюбовали «смоляки», которые раньше проживали в «заселке Смоляной завод» при Аман-Карагайском кордоне № 22.
В числе первых в 1896 году здесь уже «бросили якорь» 13 семейств, из которых 7 были выходцы из Самарской губернии, а остальные –из других губерний империи. Те, кто уже поселился на новом для себя месте, имели 15 рабочих лошадей, 39 быков, 18 дойных коров, 55 десятин посева. Без рабочего скота было 2 (из 13) семьм, а без плуга шесть.
Вопросы и задания:
- Какие бывают числительные по значению и составу?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
Начнём оформление путевых листов. Таблица для записей .
Числительные Количественные Порядковые
Целые Дробные Собирательные
Простые


Составные

- Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав числительные прописью.
-Как склоняются порядковые числительные? (Просклонять любой пример из таблицы).

Текст №2.
Аулиекольский район образован в 1928 году.Районный центр – село Аулиеколь. Территория района составляет -11 тысяч квадратных метров.
Численность населения составляет 52 тысячи человек, в том числе в сельской местности проживает 36 тысяч человек, в двух рабочих посёлках – 16 тысяч человек.
Трудоспособное население составляет 26 тысяч человек, работающих – 19 тысяч.
Всего в районе 47 населённых пунктов, расположенных н а территории 13 сельских округов и двух рабочих посёлков.

- Сделайте вторую запись в путевых листах, внеся в них словосочетания «сущ. + числ.» из текста.
- В каких числительных пишется мягкий знак в середине?
Учитель.
Сейчас мы едем по Аулиеколю со скоростью 40-50 километров в час, чтобы успеть всё разглядеть. Максимальная скорость в населенном пункте – 60 километров.На трассе автобус идёт со скоростью до 70 и 80 километров.
-Какой вопрос «спрятан» в тексте, который только что прочитан? ( О склонении числительных от 50 до80).
Третья запись в путевом листе: склонение числительного пятьдесят.
- Просклонять письменно словосочетания пятьсот человек ( I вариант), полторы тысячи ( II вариант).
Текст №3.
В предвоенные годы в районе было 39 колхозов, три МТС – Семиозёрная, Ново – Нежинская и Чулаксайская. Территория 22,9 тысяч квадратных метров. Всего хозяйств – 6092, из них колхозных -2918, населения – 29,1 тысяч человек, в то числе казахов 55,4 процента. Посевная площадь – 50,5 тысяч гектаров, средний урожай с гектара – 5,75 центнера.
Школ в районе – 66, из них средних – 3, НСШ – 8, начальных – 55.Клубов – 13, изб-читален – 21, библиотек – 2.

Вопросы и задания:

- Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.
- В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
- Как склоняются дробные числительные?

Текст №4.
В годы Великой Отечественной войны многие наши земляки обессмертили свои имена в сражениях с фашистами, прославили себя и свою малую родину.Мы с гордостью называем их имена: Султан Баймагамбетов, Василий Нелюбов, Сергей Нечипуренко, Михаил Сальников, Илья Сьянов. Их именами названы улицы, школы Аулиеколья.
Василий Григорьевич Нелюбов родился 9 мая 1914 года в селе Новонежинка. В ряды вооружённых сил был призван в 1936 году, в Действующей армии с июля 1941 года. В.Нелюбов при прорыве обороны противника близ польского города Ратибора уничтожил 4 вражеских орудия. Через два дня, когда враг ввёл в бой 8 тяжёлых танков, он таранил один из них и погиб в этом жестоком бою.Похоронен в посёлке Шенбрунх (Польша). Звание Героя Советского Союза ему посмертно присвоено 29 июня 1945 года.

Вопросы и задания:
-Определите стиль данного текста.
- Выделите в тексте словосочетания «сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав числительные прописью.
-Произведите морфологический разбор имени числительного (на выбор).

Текст №5.
Отшумел долгожданный день Победы.И вот уже появились новые заботы: строительство. 8 июня 1945 года Постановлением райкома был поддержан почин Ногинской МТС Московской области в части проведения строительства МТС методом народных строек. На строительство основных производственных объектов центральной усадьбы прибыли рабочие – строители: из МТС«Кушмурун» - двое, из «Красное знамя» - пятеро, им. Кирова – четверо, им. Баймагамбетова – трое, «Страны Советов» - шестеро и т.д. Всего привлекалось 50 человек.

Вопросы и задания:
- Найти в тексте и вписать в путевой лист числительные, о которых на уроке сегодня ещё не говорили.
- С помощью чего образуются собирательные числительные?
- Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (обе)?
-Выпишите составное числительное. Как склоняются составные количественные числительные?

Последняя запись - словарный диктант.
Задание:
-Записать под диктовку слова, в скобках указать часть речи.
Миллион, одиннадцать, пятёрка, удвоить,, пятьсот, шестнадцать, пятиэтажный, миллиард, семьдесят девять.

Другую форму зачёта – групповую можно провести в 5-8 классах следующим образом.
Класс делится на группы по четыре человека.Распределяются роли: командир, штурман, два пилота.Командирами назначаются наиболее подготовленные ученики. На столах листы с вопросами по теме зачета и четыре листа для оценки знаний. В три строки ученик ставит свою оценку за ответ товарищей по группе, в четвёртую строку вносятся итоговые оценки каждого ученика.
Образец листа:
Ф.И учащегося Вопрос №1 Вопрос №1 Вопрос №1 Вопрос №1 Вопрос №1 Вопрос №1 Вопрос №1 Итоговая оценка
Ахметов С.
Иванов Д,

Крум А.
Моя оценка (Журба П.)
По окончаниии взаимопроверки знаний командиры подходят к столу учителя и из конверта достают листочки, на которых написано: «Отвечают все», «Отвечает желающий», «Отвечающего выбирает учитель», «Доверие».На данном этапе работы учитель проверяет объективность оценок, выставленных детьми.
Для проведения такого зачёта достаточно одного урока.

Ещё один из видов зачёта - открытый тематический зачет.
Открытый тематический зачет проводится как завершающая проверка по какой-то теме. В начале изучения темы учитель вывешивает в классе или раздает учащимся список заданий, отвечающих уровню обязательной подготовки по данной теме, и сообщает, что после ее изучения будет зачет, на котором будет проверяться умение выполнять задания подобного типа.

Например:

Имя существительное.
Зачётные вопросы.
1. Что такое морфология?
2. Перечислите самостоятельные и служебные части речи.
3. Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?
4. Дать определение имени существительного.
5. Расскажите о правописании гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в ед. числе.
6. Расскажите о разносклоняемых именах существительных.
7. Расскажите о правописании суффикса –ЕН- в сущ. на –МЯ.
8. Какие сущ. относятся к несклоняемым? Почему их так называют?
9. Как определить род несклоняемых имён существительных.
10. Назвать способы образования имён существительных.
11. Расскажите о слитном и раздельном написании сложных сущ.
12. Какие существительные относятся к сложносокращенным?
13. Рассказать о правописании сущ. с ПОЛ-.
14. Правописание НЕ с существительными.
15. Буквы Ч и Щ в суффиксах – ЧИК-, -ЩИК-.
16. Как различить на письме суффиксы –ЕК-,-ИК-?
17. О и Ё после шипящих в суффиксах имён сущ.
18. Морфологический разбор имени сущ.

Контрольный словарный диктант.
Лощина, режиссёр, эпитет, бессонница, ювелирный, кафе – мороженое, терраса, восхищение, роскошный, грамм –калория, фигурист, вице – президент, каракуль, социал – демократ, территория, унтер – офицер, сессия, антициклон, вуз, СНГ, безбрежный.
1 уровень.1.Выписать сложные слова.
2. Выписать слово, соответствующее схеме:
2 уровень.1.Определить, какими способами образованы данные существительные: кафе – мороженое, фигурист, вуз, СНГ.
2. Расшифровать сложносокращённые существительные: вуз, СНГ, юнкор, РК, ГАИ, КазГУ.
3 уровень.1. Используя выделенные слова написать мини-сочинение «На каникулах».
Контрольный диктант.
Не трогайте гнёзда птиц.
Пернатые – большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы, корзинщики, лепщики, гончары.
Ласточка – береговушка – чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы от непогоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начнёт плести корзиночку.
Иногда идёшь по полю, а у тебя из-под ног выпархивает птичка. Вылетает и разными хитростями уводит в сторону от гнезда
Не надо мешать ей, трогать гнездо.
1 уровень.1.Произвести морфологический разбор слова корзиночку.
2 уровень.1.Произвести морфологический разбор слова мастера.
2.Составить схему предложения. Иногда идёшь по полю, а у тебя из-под ног выпархивает птичка.
3 уровень.1. Произвести морфологический разбор слова хищника.
2.Письменно объяснить постановку знака препинания в выделенном предложении.
3. Придумать и записать предложение, аналогичное выделенному.

Зачет проводится в письменной и устной форме.
Для учета выполнения учащимся на зачете обязательных заданий учитель ведёт специальную ведомость. В ней указываются номера заданий, выполнявшихся учеником, и отмечается знаком «+» верное выполнение задания, знаком «–» – задание, с которым ученик не справился.

Фамилия Зачет №
(название темы) Зачет №
(название темы)
Задание №
1 2 3 4 Задание №
1 2 3
1.
2. + – + +

В дальнейшем в случае успешной пересдачи задания знак «–» заменяется на знак «+». Заполнять такую ведомость можно в ходе зачета или после его проведения.

К зачету на каждого ученика желательно заготавить лист учета знаний, в который ему будут выставляться оценки за определенный вид деятельности.

Вид деятельности Оценка
Теория
Письменные задания (диктант)
Письм.задания (разбор)(вид разбора указать )
Итоговая оценка
Оценку за устный опрос дети узнают сразу в конце урока, за письменные задания – на следующий день. На устном опросе можно воспользоваться помощью ассистентов из числа сильных детей.
Для слабых учащихся можно практиковать текущие зачёты , так как им легче сдавать тему по частям.
Цель учителя – добиться того, чтобы каждый овладел программными знаниями,умениями и навыками. Поэтому, если ученик не справился с зачетом, надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку.
При пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачетное задание. Желательно ликвидировать задолженности учащихся как можно скорее, иначе они будут накапливаться, и затруднять изучение последующих тем. Время на такую пересдачу нетрудно выделить непосредственно на уроках. Например, ученику, не сдавшему зачет, на последующих уроках во время проведения опроса или во время самостоятельной работы может быть предложена индивидуальная карточка-задание, содержащая задания, в которых им были допущены ошибки. В другом случае при устном опросе такой ученик получит задание из зачета в качестве дополнительного задания.
Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Оно в большей степени, чем традиционный способ выведения отметок в четверти, ориентировано на конечный результат. Исчезает ситуация, когда тройка за одну тему закрывает двойку за другую.

Категория: Опыт | Добавил: мадина (2010-12-22) | Автор: Мурзакулова Мадина Ануаргалиевна E
Просмотров: 2620 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru