Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Тема: Использование инновационных мультимедийных презентаций для повышения эффективности преподавания пропедевтического курса информатики.
Тема: Использование инновационных мультимедийных презентаций для повышения эффективности преподавания пропедевтического курса информатики.

Информатика в школе имеет 2 главнейшие задачи: формирование стиля мышления учащихся и совершенствование предметных методик, которые соответствуют двум направлениям изучения информатики: мировоззренческое и технологическое. Обе задачи требуют ранней постановки курса информатики. Тем самым этот курс становится пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к последующему систематическому изучению информатики и компьютерных технологий, как в концентре основной школы, так и базовой, включающей предпрофессиональную подготовку выпускников.

Изучение любого предмета в средней школе должно соответствовать целям общего среднего образования и должно решать общие задачи среднего образования в рамках своей предметной специфики.

Из чего можно сделать вывод о том, что приоритетом общего среднего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же самое время изучение информатики в школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса, которое направлено на достижение следующих целей:

•освоение системы базовых знаний;
•овладение умениями применять компьютерные технологии при сборе и анализе информации;
•развитие познавательных интересов и использования методов и средств информатики при изучении различных учебных предметов;
•воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Кроме того, очевидно, что обучение информатике в школе должно вестись на основе инновационного подхода, то есть в первую очередь, в отходе от знаниевого подхода к парадигме совместного приобретения знаний.

Перспективный подход к обучению информатике должен быть направлен на реализацию следующих целей:

•развитие представлений об информационной картине мира;
•формирование представлений о роли и месте информационных технологий в постиндустриальном обществе;
•выработка стабильных навыков получения и обработки информации;
•развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
•пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.
Но на практике учителя нередко сталкиваются с несоответствием целей и задач обучения с представлениями учащихся о сущности предмета информатики. Дети умеют играть во всевозможные игры, но совершенно не имеют представления о том, что компьютер - это практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

Современная жизнь требует от нас изменения подхода к определению целей обучения: от усвоения знаний к формированию компетенций, которые напрямую связаны с подготовкой к государственной итоговой аттестации в форме и по материалам ЕНТ и к профессиональному самоопределению учащихся.

Перечень ключевых компетенций, предложенный в документах модернизации казахстанского образования, сводится к следующему:

•овладение общеучебными умениями и навыками;
•воспитание интереса к школе и учению, стремление к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке своей деятельности.
•формирование умений учебного сотрудничества, формирование элементов коммуникативной речевой и языковой компетентности.
Компетентностный подход предполагает освоение умений, которые позволяют в будущем действовать в новых неопределенных, проблемных ситуациях.

Информатика напрямую связана с формированием информационной компетентности, которая обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

ИКТ-компетентность включает умения использовать информационные и компьютерные технологии в своей практической деятельности, т.е. самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда.

Именно поэтому мы можем говорить о компетентностном подходе к обучению информатике, начиная с начальной школы, так как для успешной сдачи ЕНТ готовиться к нему следует начинать фактически с начала систематического изучения предмета в школе.

Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, то есть создать "развивающую среду", в которой каждый сможет реализовать свои способности и интересы на уровне своего развития.

Если говорить об инновациях, связанных с моей педагогической деятельностью, то их можно сформулировать следующим образом: формирование информационной компетентности учащихся при использовании компьютерных технологий и вовлечении учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету. Мультимедийная технология позволяет высвободить время для дополнительного объяснения материала и для осуществления тест - контроля, а также обеспечить научность обучения, что означает глубину, корректность и достоверность изложения материала с учетом последних достижений науки и практики.

Методика использования ИКТ-технологий предполагает:

•совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
•усиление мотивации учения;
•улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
•повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
•демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения для обеспечения его успешного восприятия учебного материала, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Недаром еще К.Д. Ушинский заметил, что "детская природа требует наглядности". Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока, в которой:

•Образовательный аспект сводится к восприятию учащимися учебного материала, осмысливанию связей и отношений в объектах изучения.
•Развивающий аспект подразумевает развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
•Воспитательный аспект сводится к воспитанию научного мировоззрения, умению четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные презентации направлены как на решение традиционных задач: усвоение знания и их систематизация, так и на выполнение на современном этапе инновационных задач: формирование мотивации и навыков самоконтроля, коммуникативных навыков и развития информационной компетентности.

Использование мультимедийных презентаций на уроке применяется для того, чтобы:

•Совершенствовать систему управления обучением на различных этапах урока
•Усилить мотивацию учения;
•Улучшить качество обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
•Повысить уровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
•Демонстрировать возможности компьютера, не только как средства для игры.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения. Дети учатся самостоятельно работать с источниками информации по предмету. У учеников появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Необходимость их усовершенствования ММП в первую очередь связано с совершенствованием системы управления урока и повышением мотивации учащихся к изучению информатики на следующей ступени обучения.

По моему мнению, инновационные аспекты ММП позволяют:

•во-первых, разнообразить материал, приспособив его к особенностям учащихся;
•во-вторых, структурировать материал с учетом способов деятельности на уроке;
•в-третьих, учесть индивидуальные особенности учащихся при восприятии информации через визуализацию материала;
•в-четвертых, активизировать познавательную активность учащихся, вплоть до выработки устойчивой потребности в приобретении новых знаний.
Структура урока существенно не изменяется, увеличивается этап мотивации, так как задействуется эмоциональная сфера ребенка, без которой невозможна творческая деятельность ученика.

В моей работе необходимость применения нетрадиционных, редко используемых возможностей ММП возникла сначала из потребности структурировать учебный материал, затем для повышения познавательной активности учащихся, чтобы сделать урок более эффективным и развивать качества личности ученика, среди которых на первом месте способность к адаптации в условиях информационного общества.

Цель: повысить эффективность преподавания пропедевтического курса информатики за счет использования возможностей инновационных мультимедийных презентаций (ИММП).

Задачи:

•Изучить тенденции современных информационных технологий, способствующих улучшению возможностей ММП.
•Использовать различные виды инновационных презентаций на разных этапах урока.
•Проводить диагностику и наблюдение за учащимися при выполнении различных видов заданий с применением ИММП.
•Исследовать изменения познавательных интересов и уровень мыслительных операций учащихся.
•Разработать серию ИММП для применения на уроках информатики.
Применяя нетрадиционные возможности мультимедийных презентаций, я пришла к следующим результатам: повысилось качество обучения учащихся.

Также повысился уровень информационной культуры, диагностика которого проводилась через мониторинг учебно-информационных умений и навыков, и произошло увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке до 56%.

Для успешного внедрения мной проводилась предварительная работа с учениками: а именно: диагностика развития мыслительных операций, и хотя % роста не такой уж большой, это все-таки результат.

Среди родителей проводилось анкетирование на выяснение предпочтений занятий учащихся в свободное время, которое доказывает, что у детей меняется отношение к использованию компьютеров не как к игрушке, а как к инструменту обучения.

При использовании ММП происходят изменения, как в деятельности учителя, так и в деятельности ученика, что соответствует вышеназванным инновационным аспектам ММП на уроке.

Учитель – Ученик.
• Расширяет возможности применения интерактивных форм работы Увеличивает время самостоятельной работы на уроке.
• Совершенствует подбор материала и его методическую обработку Активизирует работу, даже при очень низком уровне их индивидуальной готовности.
• Структурирует урок в соответствии с внутренней логикой построения.
Каждый сможет видеть, слышать и анализировать изучаемый материал

ММП состоит из интерактивных слайдов, каждый из которых представляет собой учебную задачу. От способа ее решения, т.е. усвоения учебного материала, зависит вид презентации:

•обучающий (управляемое усвоение материала с помощью учителя);
•развивающий (условно управляемое усвоение: изучение через проблемно-поисковое задание или в группах);
•конструктор (самостоятельное усвоение через знакомство с презентацией).
Эффективность инновационной ММП в первую очередь заключается в том, что обыкновенный текст трансформируется в график, схему, таблицу, видеофрагмент, а иллюстрация становится объектом исследования и наблюдения. Таким образом, использование интерактивности в сочетании с наглядностью позволяет заложить информацию в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

В результате работы нами разработаны презентации к урокам. Их применение позволило структурировать учебный материал, повысить познавательный интерес учащихся, тем самым повысить качество их обучения.
В заключение хотелось бы заметить, что "следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал" Георг Кристоф Лихтенберг (нем. писатель-сатирик, литературный, театральный и художественный критик эпохи Просвещения, иностранный почетный член Петербургской Академии наук).

Компьютеризация образования знаменует собой нечто большее, нежели простое добавление еще одной среды к уже имеющимся. С приходом мультимедийных технологий возникает многосредовое пространство необозримых образовательных возможностей.

Использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, умеющего самостоятельно мыслить и способного ориентироваться в этом многообразии информационных достижений человечества.

Новые требования обусловливают изменение представлений о сущности образовательных результатов, определяющих готовность человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей.

Цели и задачи образования, его содержание, формы и методы обучения должны измениться, поскольку знания, транслируемые в образовательном процессе, не выступают как самоцель, а обучение не может быть ориентировано на овладение молодым поколением все большим объемом знаний, накопленных человечеством. Т.е. не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь.

Категория: Опыт | Добавил: Васька (2011-03-01)
Просмотров: 3888 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru